Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д'], буква Д, д"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шебаршова Виктория Сергеевна

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д],  [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность, формировать правильное, выразительное, осознанное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx565.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЕМА: "Звуки [д], [д'], буква Д,д"

Задачи:

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить детей давать характеристики звукам; способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность; формировать плавное, выразительное, сознательное чтение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
  • характеризовать данные звуки по алгоритму

Метапредметные:

  • понимать и принимать поставленную учебную задачу, самостоятельно составлять план работы на урок, оценивать свою работу на уроке
  • составлять алгоритм работы
  • находить нужную информацию (в том числе в дополнительной литературе)

Личностные:

  • осознавать смысл пословицы Терпение и труд все перетрут.

Ход урока:

  1. Мотивация познавательной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайся всё понять -

Будешь грамотно писать.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Фонетическая зарядка

-Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)  

-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)

-Какие звуки слышим в начале этих слов?

-  Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)

- Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д,])

- Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Составьте план своей работы.

  1. Актуализация знаний

- Что вы видите на картинке?

картинка дерево для детей                               картинка дом для детей

Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ 

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. (даем характеристику, составляем схемы, ставим ударение)

- Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?
− Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите. 
- На что похожа буква Д? 

Д-это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

 Физминутка. 

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки!

У детей карточки зелёные и синие.

- Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д']  -зелёную:

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил-

Дырку в дубе он пробил.

Организация познавательной деятельности

Письмо элементов строчной буквы д.

−       Чем отличается письменная буква от печатной? 

−       Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу).

−       В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).

−       Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)

Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму)

Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.    

«Сказка про букву Д»

Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.

Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!

Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».

Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:

– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!

– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.

Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!

– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!

– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».

– Да! – ответила буква «Д».

– Сейчас ты пойдешь гулять?

– ДА! – снова ответила буква «Д».

– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?

– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».

И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.

И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!

Загадки. Деление отгадок на слоги

  1. Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней?   ДОКТОР

  1. На улице столбом,

А в избе скатертью. ДЫМ

  1. Она идёт между сёл и полей,

А люди всё идут по ней. ДОРОГА

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, Дрозд-приятель!»

И ставит подпись……ДЯТЕЛ

  1. Рефлексия

- За что бы вы себя похвалили на уроке?

- Что у вас не получилось?

- Что нового и интересного узнали?