22. | Постановка учебной задачи и ее решение
Словесно-наглядный: Викторина
Практический: работа с оглавлением Словесный: ответы на вопросы
Словесный: ответы на вопросы; фронтальный опрос.
Практический: работа с деформирован-ным текстом
Практический: работа над загаткой |
| Повторение изученного Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с интересными рассказами разных писателей, давайте проверим ваши знания, а для этого сыграем в игру «Угадай рассказ». Сейчас я вам буду зачитывать отрывки произведений, а ваша задача – вспомнить, из какого рассказа эти строки и кем он написан.При ответе не забываем, что мы не выкрикиваем с места, а отвечаем по поднятой руке. 1….Лидия ругала Мальку 2 дня, а на третий сказала: -Ладно, пускай живут… («Малька провинилась» В.Белов) 2…Да какой же он маленький!- удивилась сестрёнка. -И желторотый! Разве такие бывают? -Это дикий мышонок, - объяснил брат,-полевой. У каждой породы своё имя, только я не знаю, как этого зовут… («Мышонок Пик» В.Бианки) 3..Вот увидишь, не бойся, она маленькая. Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршинна. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.. («Про обезьянку»Б Житков) Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел. Найдите его в оглавлении и скажите, как он называется? («Поэтическая тетрадь 2»). Скажите, с чем мы познакомимся в этом разделе? (С творчеством С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Е.Благининой, выучим наизусть понравившиеся стихотворения) Скажите, чему вы научитесь, изучая этот раздел? (соотносить название произведения и его содержание; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение). Чему вы будете учиться, изучая этот раздел? (самостоятельно сочинять стихи, выполнять творческие проекты). Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны помочь фее. Волшебница, разбросала все буквы, и теперь фея не может собрать фамилию и имя одного из её любимых поэтов. Давайте же ей поможем. На доске вы видите буквы, соберите из них фамилию и имя детского поэта. (И Л С У А М М Ш К А А Р)Кто будет готов ответить, поднимите руку.(Самуил Маршак) Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Самуил Яковлевич Маршак) Да, вы правы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из его произведений. А на какую тему это произведение, вы узнаете, если отгадаете загадку. Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Гроза) Итак, как вы думаете, с каким произведением, мы познакомимся? (Гроза) Откройте стр. 110 и прочитайте название произведения. («Гроза днём») Какие цели, мы можем поставить перед собой на урок? (познакомиться с биографией поэта; познакомиться с его произведением «Гроза днём») ФИЗМИНУТКА |
Ориентироваться в содержании прочитанных произведений, называть имена авторов.
Выбирать необходимую информацию, определять темы по оглавлению.
Собрать имя и фамилию поэта.
Предполагать тему урока.
Отгадывать загадку
Формулировать тему урока.
Определять цели и пути их достижения.
Выполнять двигательные упражнения. |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
П: осуществляют подвед под понятие
П: строят речевое высказывание
П: строят речевое высказывание
П: осмысленно читают текст
П: строят речевое высказывание
П: строят речевое высказывание
|
33. | Решение частных задач на основе анализа текста Словесный: ответы на вопросы
Наглядный: рассматривание портрета
Словесный: слово учителя об авторе
Практический: слушать выразительное чтение учителя
Практический: индивидуальное чтение; выборочное чтение; языковой анализ текста.
Практический: выразительное чтение (работа в парах)
Практический: составлять партитуру
Практический: выразительное чтение стихотворения и его анализ по плану.
Практический: словесное рисование
Практический: составление синквейна
|
≈12
| Посмотрите на портрет этого человека. Как вы думаете, он жил раньше? Опишите, какой, на ваш взгляд, этот человек по характеру? Опишите, как он одет, какой у него взгляд? Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга «Детки в клетке», которая вышла в 1922 году. (Слайд) «Любите Маршака, учитесь у него» - эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. А чему учат его произведения, мы сегодня с вами узнаем.
Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. Учитель выразительно читает стихотворение. Ребята, откройте свои учебники на стр. 110. Внимательно послушайте это стихотворение и следите глазами по тексту. Прочитайте самостоятельно стихотворение. Чтение и первичный анализ. Частичный анализ языковых особенностей. Найдите слова, которыми автор передаёт звуки грома. Произнесите их. ( Проехал, громка, грома) Какой звук в этих слова повторяется? (звук [р]). Какие слова использует автор для описания неба? Зачитайте строки. Вы знаете, какие это средства выразительности? (эпитеты) Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? -Как автор помогает нам услышать звуки грозы? Найдите в тексте, как стучит дождь. Почему ударяют капли дождя? С каким настроением надо читать это стихотворение? Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем? Работа в парах Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. Прочитайте выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.) Повторное чтение и углубленный анализ. Работа с иллюстрацией (синтез). Ребята, давайте составим партитуру к этому стихотворению. Кто нам напомнит, что такое партитура? Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. Как вы думаете, зачем я предлагаю вам составить партитуру к стихотворению? (Для того чтобы мы правильно и выразительно прочитали стихотворение). Какие компоненты партитуры , вам известны? (Настроение, сила голоса, темп, логическое ударение.) Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (таблица с условными обозначениями) Давайте повторим её. Средства речевой выразительности | Графические обозначения | Сила голоса | Чтение с повышением голоса ↑ | Чтение с понижением голоса ↓ | Ровное чтение → | Паузы | Основная пауза | | Длительная пауза || | Логическое ударение | Главное __________ | Дополнительное _ _ _ _ | Тон чтения | доброжелательный ласковый равнодушный побуждающий увещевательный | Темп чтения | Н – нормальный; УБ – убыстренный; Б – быстрый; М – медленный; З – замедленный; С – средний. |
По небу голубому → | н. Проехал грохот грома, → | н. И снова всё молчит. ↓ || н. А миг спустя мы слышим, ↑ | уб. Как весело и быстро ↑ | б. По всем зелёным листьям, ↑ | с. По всем железным крышам, ↑ | с. По цветникам ↑, скамейкам,↑ | с. По вёдрам ↑и по лейкам ↑ | с. Стеклянный дождь стучит. → || з. Давайте попробуем прочитать все вместе стихотворение по составленной партитуре! Прочитайте это стихотворение ещё раз про себя. Ребята, у кого есть желание прочитать это стихотворение выразительно вслух? N, читай! План анализа выразительного чтения. - Верно ли передано настроение?
- Правильно ли расставлены логические ударения?
- Выдержан ли темп?
- Правильно ли использована сила голоса?
Ребята, прочитайте, это стихотворение ещё раз про себя и словесно нарисуйте в своём воображении эту картину, а затем соотнесите её с той иллюстрацией, что есть у вас в учебнике. Такая же картина получилась у вас? Наш урок близится к завершению. Давайте составим синквейн на тему гром. Кто желает прочитать свой синвейн? - Гром.
- Звонкий, грохочущий.
- Грохотать, звенеть, проходить.
- Проехал грохот грома.
- Дождь.
Правильно, ли составлен синквейн по структуре? | Рассматривать портрет, предполагать черты характера автора по его внешности.
Слушать учителя.
.
Слушать выразительное чтение учителя. Читать про себя.
Читать и искать слова, соответствуя заданию учителя.
Читать выразительно, участвовать в парной работе.
Составлять партитуру
Читать выразительно вслух. Анализировать
Словесно изображать картину и сопоставлять с иллюстрацией в учебнике
Составлять синквейн. |
П: анализируют объекты с выделением существенных признаков;
К: ориентируются на партнера во взаимодействии
П: осмысленно читают стихотворный Т
К: контролируют действия партнера
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей
П: осмысленно читают стихотворный Т
П: осуществляют синтез
П: строят речевое высказывание
П: строят рассуждения
П: осуществляют синтез
П: строят рассуждения
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
П: строят речевое высказывание |
44. | Рефлексия (предметная) Словесный: ответы на вопросы (фронтальный опрос)
Самоанализ | ≈5 | Ребята, кто скажет, какие цели мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы их? Что вы запомнили из биографии С.Маршака? Ребята, откройте свои дневники и запишите д/з(На слайде: Выучить стихотворение наизусть стр. 110) Посмотрите на доску и, воспользовавшись следующими фразами, подведите итог нашего урока. Рефлексия содержание учебного материала. -Сегодня на уроке я научился.. -Своей работой на уроке я… -Урок заставил меня задуматься о.. -А особенно мне удалось.. -Мне было интересно, потому что.. -Для меня стало открытием, что… |
Повторять материал
Оценивать свои достижения
| П: строят речевое высказывание
П: осуществляют синтез
П: строят рассуждения
Р: осуществляют итоговый контроль
|