Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Каптур Татьяна  Ивановна

  Рабочая программа 4 класса по литературному чтению УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx143.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа   учебного предмета «Литературное чтение»  для 4 класса разработана на основе нормативных документов:

Ф Законом РФ «об образовании в РФ»

ФГОС

Примерной основной образовательной программы

• Положение о разработке  программы НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

• ООП НОО СОШ № 48

• Программы формирования УУД НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

 на ступени НОО

• Требования к результатам освоения НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Цель предмета: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по литературному чтению в рамках содержания предмета 4-го класса.

Задачи программы:

  1. Достижение предметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  2. Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  3. Реализация форм контроля планируемых результатов

Задачи предмета:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

   Место учебного предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов

Результаты изучения курса.

Личностные:

-понимает, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находит примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

-собирает материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносит эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

-составляет сборники стихов и рассказов о Родине, включает в них и произведения собственного сочинения;

принимает участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

-познает национальные традиции своего народа, сохраняет их;

рассказывает о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, пишет собственные произведения о Родине.

Регулятивные:

-формулирует учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

-читает в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмысливает коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

-принимать замечания, конструктивно обсуждает недостатки предложенного плана;

выбирает наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следует его пунктам, проверяет и контролирует их выполнение;

-оценивает свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определяет границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

фиксирует по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

-фиксирует  индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

-самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную задачу, понимает конечный результат, выбирает возможный путь для достижения данного результата;

-свободно пользуется выбранными критериями для оценки своих достижений;

-самостоятельно интерпретирует полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывает  её из одного вида в другой;

-владеет  приёмами осмысленного чтения, использует  различные виды чтения;

-пользуется компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные:

-находит необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксирует полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

-анализирует литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляет основную мысль произведения, обсуждает её в парной и групповой работе;

-находит в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использует авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

-сравнивает летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находит в них сходства и различия;

-сравнивает литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находит пословицы и поговорки, озаглавливает темы раздела, темы урока или дает название выставке книг;

-сравнивает мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявляет особенности их поведения в зависимости от мотива;

создает высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

-понимает смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

-проявляет индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании выполнении проектных заданий;

-предлагает вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

-определяет основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к -описываемым событиям и героям произведения.

-самостоятельно анализирует художественные произведения разных жанров, определяет мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносит их с нравственными нормами; делает свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

-определяет развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

-создает свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств

Коммуникативные:

-высказывает свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявляет активность и стремление высказываться, задает вопросы;

-формулирует цель своего высказывания вслух, использует речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

-пользуется элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

-участвует в полилоге, самостоятельно формулирует вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

-создает 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-способствует созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

-демонстрирует образец правильного ведения диалога (полилога);

-предлагает способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

-определяет цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

-использует найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

-отвечает письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

-определяет совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределяет функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

-определяет самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

-оценивает свои достижения по выработанным критериям;

-оценивает своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

-ищет причины конфликта в себе, анализирует причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

-обращается к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

-находит в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

-находит все источники информации, отбирает из них нужный материал, перерабатывает, систематизирует, выстраивает в логике,

соответствующей цели;

-самостоятельно готовит презентацию из 9—10 слайдов, обращается за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

-использует в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

-озвучивает презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

-участвует в диалоге, полилоге, свободно высказывает свою точку зрения, не обижая других;

-договаривается друг с другом, аргументирует свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

-интерпретирует литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивает самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Содержание программы (136 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Летописи. Былины. Жития (11 ч)

Чудесный мир классики (22 ч)

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Литературные сказки (16 ч)

Делу время - потехе час (9 ч)

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Природа и мы (12 ч)

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Страна Фантазия(7 ч)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В курсе «Литературное чтение» текстовый и иллюстративный материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи. С этой целью в учебниках по литературному чтению предусмотрены разделы и тексты, которые должны помочь младшим школьникам осмыслить важные духовные ценности своего народа и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство и принять их

Формы организации учебной деятельности

 фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.

3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.

4. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение», 2014

5. Климанова Л.Ф. Поурочные разработки.  4 класс. Москва «ВАКО», 2014

6.  Демонстрационные материалы,  классная доска, интерактивная доска

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

№ п/п

Дата

Тема урока

Содержание учебного предмета

Домашнее задание

Планируемые предметные результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека;

высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации;

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом;

Принимать позицию собеседника,

проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание

учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника

Подготовить рассказ об одной книге, прочитанной летом.

Осознает  структуру учебника, систему условных обозначений. Пользуется  оглавлением, словарём. Различает элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация 

Летописи, былины, жития (11 часов)

2

+

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Входная диагностическая работа

Из летописи: «И повесил Олег

щит свой на вратах Царьграда».

События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге».

Поэтический текст былины

«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник

государства Российского. Картина  В. Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский — святой земли Русской.

В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея.

Юность Варфоломея. Рассказ

о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект «Создание календаря исторических событий».

С.6-8, ответить на вопросы 1-3

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимает  значение слова «летопись».

Оценивает  свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читает  летописи, понимает глубину содержания произведения, отвечает на вопросы

3

«И вспомнил Олег коня своего»

Прочитать «И вспомнил Олег коня своего» А.С.Пушкина

Понимает что события летописи – основные события Древней Руси

4

«И вспомнил Олег коня своего»

Приготовить 3 вопроса для работы в группе

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Осознанно и полно воспринимает содержание читаемого учителем или одноклассником произведения

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя дает простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

5

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

 С.17-19 выразительное чтение

6

«Ильины три поездочки»

Нарисовать иллюстрацию к былине

Выделяет языковые средств выразительности. Участвует  в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставит  вопросы по содержанию прочитанного, отвечает  на них. Определяет  своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

7

«Ильины три поездочки»

Читать.

Ответить на вопросы

8

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Найти материал о Сергии Радонежском.

Понимает  ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализирует  язык произведения, оценивает мотивы поведения героев, пересказывает доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составляет его простой план

9

«Житие Сергия Радонежского»

Словарная работа.

Составляет рассказ по репродукции картин известных художников.

Ставит  вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечает  на них

10

+

«Житие Сергия Радонежского».

Тест №1

Читать выразительно

Воспроизводит  содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявляет мотивы поведения

11

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Оформить проект

Создает календарь исторических событий

12

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

Оценка достижений

.

Различает жанры произведений.

Читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читает  выразительно художественный текст; приводит примеры фольклорных произведений; определяет тему и главную мысль

Чудесный мир классики (22 часа)

13

Подготовка сообщения о П.П. Ершове

 Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

П. Ершов. «Конёк-горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки.

Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

А. Пушкин. Стихотворения.

« Няне», «Туча», «Унылая пора!

Очей очарование...». Авторское

отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Срав-

нение произведений словесного

и изобразительного искусства.

Заучивание наизусть.

«Сказка о мёртвой царевне и

о семи богатырях...». Мотивы на-

родной сказки в литературной.

Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.

«Ашик-Кериб. Турецкая сказка».

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой

сказки. Характеристика героев,

отношение к ним.

Л. Толстой. «Детство». События

рассказа. Характер главного героя

рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль.

А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои

рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Оценка достижений

Прочитать сказку. Сделать словарную работу

Рассказывает о жизни и творчестве П. Ершова

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец скажи. Составлять самостоятельно план

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец скажи. Составлять самостоятельно план

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру,

своим героям.

Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец скажи. Составлять самостоятельно план

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

 

14

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок»

Знает название и основное содержание изученного произведения.

Читает  осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

15

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок»

С.39-51 выразительное чтение

Наблюдает над изобразительностью и выразительностью слова.

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивает народную и литературную сказки

16

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок»

Характеристика героя

Отвечать на вопросы

Оценивает события, героев произведения, отвечает  на вопросы по тексту

17

А.С.Пушкин.

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине

Сообщение о А.С. Пушкине

Рассказывает о жизни и творчестве А.С. Пушкина

18

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

Выучить 1 стихотворе ние наизусть

Читает стихотворные произведения наизусть (по выбору), определяет

средства выразительности.

Сравнивает  произведения словесного и изобразительного искусства

19

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С.70-90 выразительное чтение

зрения.

Знает название и основное содержание изученного произведения.

Характеризирует героев сказки, выражает  своё отношение к ним.

Анализирует  поведение героев

20

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Составить характеристику героев.

Делит текст на составные части, составляет его простой план, читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.  Объясняет понятие «литературная сказка»

21

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Нарисовать иллюстрацию

Называет сказки А.С. Пушкина.

Различает  сказки народные и литературные.

Определяет мотивы поведения героев; читает осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

22

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

с. 70 – 90, выразительное чтение

Наблюдает  над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого

23

М.Ю. Лермонтов

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове

Сообщение о М.Ю. Лермонтове.

Рассказывает  о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

24

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Выразительное чтение

Называет  изученные произведения М.Ю. Лермонтова.

Различает  жанры произведений.

Понимает  прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение»

25

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Читать сказку, ответить на вопросы 1-4

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивает  события, героев произведения; делит  текст на составные части, составляет  его простой план.

Имеет представление о классической литературе

26

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Краткий пересказ

Характеризует  поведение героев, объясняет  своё и авторское отношение к событиям и персонажам

27

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Составить характеристику героев

Читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдает орфоэпические нормы русского литературного языка

28

Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Сообщение о Л.Н. Толстом

Рассказывает  о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

29

Л.Н. Толстой «Детство»

Выразительное чтение

Создает  небольшой устный текст на заданную тему, читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

30

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Выразительное чтение.

Читает  осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Делит текст на составные части, составляет его простой план.

Называет особенности басни

31

А.П. Чехов.

Подготовка сообщения о А.П. Чехове

Сообщение о А. П. Чехове. прочитанного.

Рассказывает о жизни и творчестве А.П. Чехова

32

+

А.П. Чехов «Мальчики».

Тест №2

Перечитать рассказ, отметить непонятные слова

Отличает рассказ от сказки.

Различает жанры художественной литературы, анализирует  характеры героев

33

А.П. Чехов «Мальчики».

Проверка навыка чтения

Пересказ

 Читает  выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении

34

+

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Контрольная работа

№ 1  

. Читать рассказы русских писателей

Называет литературные произведения и их авторов.

Пересказывает основное содержание изученных литературных произведений.

Читает  осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определяет тему и главную мысль произведения

Поэтическая тетрадь (12 часов)

35

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

 Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Ф. Тютчев. «Ещё земли печален

вид...», «Как неожиданно и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

А. Фет. «Весенний дождь», «Ба-

бочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм

стихотворения. Интонация (тон,

паузы, темп) стихотворения.

Е. Баратынский. Передача на-

строения и чувства в стихотворении.

А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин

природы в стихотворении. Н.

Некрасов. «Школьник», «В зимние

сумерки...». Выразительное чтение.

 

И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения,

эпитеты.

 

Оценка достижений

 

Сообщение о русских поэтах

Участвует  в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения.

Отбирает средства художественной выразительности для создания картин природы.

Читает  стихотворные
произведения наизусть (по выбору),
рисует словесные картины

Прогнозировать содержание раздела.

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.        

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом  тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всею cooтветствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с

собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение

36

А.А. Фет. «Весенний дождь»  

с. 141-142

 учить наизусть

Характеризирует   картины природы в лирическом стихотворении.

Определяет  ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения

37

А.А. Фет. «Бабочка»

Выучить 1 стихотворение наизусть

Называет  произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию

38

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  

Выразительное чтение

Передает настроение и чувства в стихотворении.

Называет  лирические произведения о весне.

Развивает  умения воссоздавать художественные образы

39

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

Выразительное чтение

Называет  произведения русских поэтов.

Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает  осознанно текст художественного произведения

40

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Выразительное чтение

Определяет  ритм стихотворения

41

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

с 143 – 145

 учить наизусть

Прослеживает изменения картин природы в стихотворении.

Называет произведения

о Родине.

Высказывает  оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечает  на вопросы, умеет находить необычное в обычных предметах

42

Н.А. Некрасов «Школьник»

Выразительное чтение

Читает стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализирует образные языковые средства

43

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

Выразительное чтение

Называет  произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию, читает стихотворения наизусть.

Анализирует средства художественной выразительности

44

+

И.А. Бунин «Листопад».

Тест № 3

с. 150-151,

 учить наизусть

Описывает картины осени в стихотворении.

Определяет  слово как средство художественной выразительности.

Называет произведения русских поэтов. Рассказывает  о листьях, как о живых существах, анализирует поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочиняет маленький рассказ

45

+

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 

Контрольная работа № 2

 Вопросы с.152-153

Называет изученные литературные произведения и их авторов.

Анализирует средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимает значение слова «строфа»

46

Картины природы

С.5-7  тетрадь провер. раб.

Называет произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читает текст, использует интонацию. Анализирует сочинённые детьми стихотворения

Литературные сказки (16 часов)

47

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

 Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

Раздела. В. Одоевский. «Городок в табакерке».

Особенности данного литературного жанра.

Заглавие и

главные герои литературной сказки.

Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Особенности данного литературного жанра.

Сказка или

рассказ.

Текст-описание в содержании художественного произведения.

Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

П. Бажов. «Серебряное копытце».

Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Заглавие. Герои художественного произведения.

Авторское отношение к героям

произведения.

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

Мотивы народных сказок в литературном тексте.

 Заглавие. Герои художественного текста.

 

Деление текста на части. Составление плана.

 Выборочный пересказ сказки.

Словесное иллюстрирование.

Оценка достижений

 

С.156-167, выразительное чтение.

Участвует ь в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения.

Читает выразительно и осознанно текст сказки

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы

48

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

С.168 №3,4 вопросы

Называет особенности данного литературного жанра.

Называет  авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозирует  жанр произведения, определяет мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста.

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

пересказ по составленному плану

Делит текст на части, составляет план сказки, подробно пересказывает

50

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Выразительное чтени е

Называет особенности данного литературного жанра.

Определяет сказка или рассказ.

Находит  текс-описание в содержании художественного произведения

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Характеристика героев

С. 179 №8

Работает  с иллюстрациями, анализирует   мотивы поведения героев, пересказывает по плану.

Сопоставляет особенности художественных образов, даёт эмоционально-эстетическая оценка изображения героев

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Пересказ по плану. Иллюстрация к сказке.

Чувствует настроение героев произведения, улавливает отношение автора к нему и описанным событиям

53

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Выразительное чтение.

Определяет  мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывает об авторском отношении к героям произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Выразительное чтение, план, пересказ

Использует  средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Читает выразительно и осознанно текст сказки.

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Характеристика героев сказки

Выразительно читает, отвечает на вопросы, различает  жанры литературных произведений

56

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Пересказ по плану

Называет  авторов, которые пишут литературные сказки. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

57

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

С.193-204 чтение сказки события.

Анализирует  характер, мотивы поведения героев;

Выделяет  фантастические события, отвечает  на вопросы

58

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

Составить план.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивает  народные волшебные сказки и сказки литературные

59

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Пересказ по плану. Иллюстрация к сказке

Делит текст произведения на части, составляет  план, пересказывает  произведение, работает  с иллюстрациями

60

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

с. 215,

вопросы

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

61

Обобщение по разделу «Литературные сказки». 

Контрольная работа №3

С.12-16 тетрадь

Создаёт небольшой устный текст на заданную тему.

Называет авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживает  диалог, вступает  в дискуссию, оценивает свой ответ, участвует  в викторине

62

КВН «Литературные сказки»

Аннотация к 1 сказке

Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений

Делу время – потехе час (9 часов)

63

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном

времени». Нравственный смысл

произведения.

Жанр произведения.

Инсценирование произведения.

В. Драгунский. «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому

. Пересказ текста от лица героев.

Юмористические рассказы В. Драгунского.

В. Голявкин. «Никакой я горчицы

не ел».

Смысл заголовка.

Герои произведения.

Инсценирование произведения.

Оценка достижений

Выразительное чтение

с. 4 – 16,

Определяет  особенности данного литературного жанра. Объясняет заглавие и называет главных героев литературной сказки.

Различает сказки народные и литературные, отвечает на вопросы, высказывает оценочные суждения о прочитанном

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

64

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

с. 16

вопросы

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивает события, героев произведения

65

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

с. 17 – 23 вопросы

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

66

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Краткий пересказ

Определяет построение и характер текста, использует силу голоса для постановки логического ударения, участвует в диалоге

67

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

с. 24 – 28,

выразительное чтение

Объясняет  авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

68

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

пересказ

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывает  кратко.

69

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Выразительное чтение

Определяет  построение и характер текста, использует силу голоса для постановки логического ударения, участвует  в диалоге

70

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Мини – сочинение о прогульщике

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывает кратко. Читает  по ролям

71

+

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Контрольная работа № 4

С.17-20  тетрадь

Называет авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживает диалог, вступать в дискуссию

Страна детства (8 часов)

72

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Б. Житков. «Как я ловил человечков».

Особенности развития сюжета.

Герой произведения.

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

 Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

Герои произведения.

Музыкальное сопровождение

произведения.

М. Зощенко. «Ёлка».

Герои произведения. Составление плана.

Пересказ.

Оценка достижений

Выразительное чтение, вопросы №1-3

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Пересказ

Определяет эмоциональный тон персонажа, проводит лексическую работу, создает  небольшой устный текст на заданную тему

74

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Выписать эпитеты и олицетворения

Пересказывает  текст, различает  жанры литературных произведений, отвечает   на вопросы

75

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Выразительное чтение

Прогнозирует содержание текста по заголовку; участвует  в диалоге; читает  осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения; создает  небольшой устный текст на заданную тему.

Определяет тему и главную мысль произведения, составляет вопросы по тексту

76

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит  вопросы к прочитанному

произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

77

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Отвечать на вопросы.

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивает события, героев произведения

78

+

М.М. Зощенко «Елка».

Тест № 4

Пересказ от лица мамы или папы

Высказывает  оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализирует  образные языковые средства

79

+

Обобщение по разделу «Страна детства».

Контрольная работа № 5

Тетрадь проверочная

Называет изученные литературные произведения и их авторов, рассказывает основное содержание изученных литературных произведений

Поэтическая тетрадь (5 часов)

80

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

В. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

Тема стихотворений.

Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Выразительное чтение.

С. Есенин. «Бабушкины сказки».

Тема стихотворений. Развитие

чувства в лирическом произведении.

М. Цветаева. «Бежит тропинка

с бугорка...»,

«Наши царства».

Тема детства в произведениях

М. Цветаевой.

 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

 

Конкурс чтецов.

Оценка достижений

Выразительное чтение

Называет произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию. Анализирует средства художественной выразительности

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

81

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Выразительное чтение,

Определяет  тему и главную мысль произведения, сравнивает стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворение, использует  интонацию

82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Выразительное чтение

Определяет тему и главную мысль произведения, сравнивает стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворение, использует  интонацию

83

М.И. Цветаева «Наши царства»

Выучить наизусть понравившееся произведение

Определяет тему и главную мысль произведения, сравнивает  стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворения, использует интонацию

84

+

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 6

Отвечать на вопросы в конце раздела

Называет произведения русских поэтов. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Природа и мы (12 часов)

 

85

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

Анализ заголовка.

 Подготовка выборочного пересказа. Отношение

человека к природе.

А. Куприн. «Барбос и Жулька».

Герои произведения о животных.

Поступок как характеристика героя произведения.

М. Пришвин. «Выскочка».

Анализ заголовка.

Герои произведения.

Характеристика героя на основе

поступка.

Чарушин. «Кабан». Герои произведения.

 Характеристика героев

на основе их поступков.

В. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Герои рассказа.

Деление текста на части.

Составление плана.

Выборочный пересказ.

Оценка достижений

Выразительное чтение,

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать

своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для словаря.

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

вопросы №1-3. Пересказ.

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному.

Пересказывает  текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям

87

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Выразительное чтение

Определять тему и главную мысль рассказа, участвует в обсуждении прочитанного произведения, читает выразительно, осознанно текст художественного произведения

88

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Выразительное чтение,

Пересказ по плану

Создавать небольшой устный текст на заданную тему

89

М.М. Пришвин «Выскочка»

Выразительное чтение,

Определяет  тему и главную мысль произведения; выделяет  в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

90

М.М. Пришвин «Выскочка»

Пересказ по плану

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки

91

Е.И. Чарушин «Кабан»

Пересказ

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет  в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Выразительное чтение, вопросы №1-4

 Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

93

В.П. Астафьев «Стрижонок  Скрип»

Пересказ по собственному плану

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки

94

-

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Тест № 5

Иллюстрация к рассказу

Определяет эмоциональный тон персонажа, проводит лексическую работу, составляет план, создает устный текст на заданную тему

95

Проект «Природа и мы»

Оформить проект

 Находит информацию в разных источниках

96

+

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Контрольная работа № 7

Тетрадь для проверочных работ ;№7

Называет  изученные литературные произведения и их авторов.

Анализирует  содержание изученных литературных произведений о природе

Поэтическая тетрадь (8 часов)

97

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

 Знакомство с названием раздела. Б. Пастернак. «Золотая осень».

Прогнозирование содержания

раздела.

Картины осени в лирическом

произведении Б. Пастернака.

Д. Кедрин. «Бабье лето.

С. Клычков.

Картины весны и лета в их произведениях.

Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

Средства

художественной выразительности.

С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Оценка достижений

Участвует  в анализе содержания, определяет  тему и главную мысль произведения

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

98

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Называет произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использовать интонацию. Анализирует средства художественной выразительности (олицетворение)

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Называет произведения русских поэтов. Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает осознанно текст художественного произведения

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Называет   произведения русских поэтов. Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает осознанно текст художественного произведения

101

С.А. Есенин «Лебедушка»

Называет произведения русских поэтов. Анализирует  средства художественной выразительности, выразительно   читает   текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

102

С.А. Есенин «Лебедушка». 

Проверка навыка чтения

Читает стихотворения выразительно.

103

Путешествие в мир поэзии

Называет  произведения русских поэтов.

 Наизусть и выразительно читает текст, использует интонацию.

Участвует  в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения

104

+

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 8

Называет   произведения русских поэтов. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Родина (8 часов)

105

И.С. Никитин

«Русь»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

И. Никитин. «Русь».

 Образ Родины в поэтическом тексте.

Ритм стихотворения.

С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».

Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Поэтический вечер.

Проект «Они защищали

Родину».

Оценка планируемых достижений

Определяет тему и главную мысль произведения, участвует в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического

вечера.

106

И.С. Никитин

«Русь»

Осознанно и выразительно читает текст литературного произведения.

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает  в дискуссию, оценивает свой ответ. Делает  выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

107

С.Д. Дрожжин

«Родине»

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует  произведение

108

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Называет  произведения русских поэтов. Делает  выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

109

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

110

О Родине

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует произведение

111

Проект: «Они защищали Родину»

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает в дискуссию, оценивает свой ответ. Делает выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения

112

Обобщение по разделу «Родина».

Называет  авторов, которые пишут о Родине. Поддерживает диалог, вступает в дискуссию

Страна Фантазия (7 часов)

113

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Е. Велтистов. «Приключения

Электроника».

 Особенности фантастического жанра

Необычные

герои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

 Сравнение героев фантастических рассказов.

Называет произведения русских писателей. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определяет особенности фантастического жанра.

Прогнозирует содержание текста по заголовку

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев

произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

114

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Осознанно и выразительно читает текст художественного произведения.

115

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Участвует в диалоге; читает  осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения

116

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Называет произведения русских писателей. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определяет особенности фантастического жанра.

Прогнозирует ь содержание текста по заголовку

117

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Осознанно и выразительно читает текст художественного произведения

118

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Прогнозирует  содержание текста по заголовку; участвует в диалоге; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения

119

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольная работа № 9

Оценка достижений

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит  вопросы к прочитанному, сочиняет фантастические истории

Зарубежная литература (15 часов)

 

120

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Планирование работы

учащихся и учителя по усвоению

содержания раздела.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

Марк Твен. «Приключения Тома

Сойера».

Особенности повествования. Герои приключенческой

литературы.

 Сравнение героев, их

поступков.

Оценка достижений

Сельма Лагерлёф. «В Назарете».

Святое Писание. Иисус и Иуда.

Оценка достижений

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; даёт персонажам достаточную характеристику

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

121

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

122

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Составляет  простой план текста; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читает выразительно текст художественного произведения и выделяет главное в прочитанном; оценивает события, героев произведения

124

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Определяет эмоциональный характер читаемого произведения; читает осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказывается о чтении товарища

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Читает выразительно текст художественного произведения и выделяет главное в прочитанном; пересказывает, оценивает события, героев произведения

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Составляет простой план текста; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

127

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Определяет   характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Понимает текст художественных произведений; осознает отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано

129

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает  в дискуссию, оценить свой ответ. Делает выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

130

Проверка навыка чтения

131

Промежуточная аттестация

Итоговый тест 

Определяет тему и главную мысль произведения; озаглавливает тексты; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

132

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Определяет характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

133

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует произведение

134

С. Лагерлеф «В Назарете»

Определяет характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

135

С. Лагерлеф «В Назарете»

Выразительно читает, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение

136

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Читает осознанно текст художественного произведения; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивает  события, героев произведения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа   учебного предмета «Литературное чтение»  для 4 класса разработана на основе нормативных документов:

Ф Законом РФ «об образовании в РФ»

ФГОС

Примерной основной образовательной программы

• Положение о разработке  программы НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

• ООП НОО СОШ № 48

• Программы формирования УУД НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

 на ступени НОО

• Требования к результатам освоения НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»

Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Цель предмета: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по литературному чтению в рамках содержания предмета 4-го класса.

Задачи программы:

  1. Достижение предметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  2. Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  3. Реализация форм контроля планируемых результатов

Задачи предмета:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

   Место учебного предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов

Результаты изучения курса.

Личностные:

-понимает, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находит примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

-собирает материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносит эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

-составляет сборники стихов и рассказов о Родине, включает в них и произведения собственного сочинения;

принимает участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

-познает национальные традиции своего народа, сохраняет их;

рассказывает о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, пишет собственные произведения о Родине.

Регулятивные:

-формулирует учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

-читает в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмысливает коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

-принимать замечания, конструктивно обсуждает недостатки предложенного плана;

выбирает наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следует его пунктам, проверяет и контролирует их выполнение;

-оценивает свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определяет границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

фиксирует по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

-фиксирует  индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

-самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную задачу, понимает конечный результат, выбирает возможный путь для достижения данного результата;

-свободно пользуется выбранными критериями для оценки своих достижений;

-самостоятельно интерпретирует полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывает  её из одного вида в другой;

-владеет  приёмами осмысленного чтения, использует  различные виды чтения;

-пользуется компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные:

-находит необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксирует полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

-анализирует литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляет основную мысль произведения, обсуждает её в парной и групповой работе;

-находит в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использует авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

-сравнивает летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находит в них сходства и различия;

-сравнивает литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находит пословицы и поговорки, озаглавливает темы раздела, темы урока или дает название выставке книг;

-сравнивает мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявляет особенности их поведения в зависимости от мотива;

создает высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

-понимает смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

-проявляет индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании выполнении проектных заданий;

-предлагает вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

-определяет основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к -описываемым событиям и героям произведения.

-самостоятельно анализирует художественные произведения разных жанров, определяет мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносит их с нравственными нормами; делает свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

-определяет развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

-создает свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств

Коммуникативные:

-высказывает свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявляет активность и стремление высказываться, задает вопросы;

-формулирует цель своего высказывания вслух, использует речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

-пользуется элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

-участвует в полилоге, самостоятельно формулирует вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

-создает 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-способствует созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

-демонстрирует образец правильного ведения диалога (полилога);

-предлагает способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

-определяет цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

-использует найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

-отвечает письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

-определяет совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределяет функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

-определяет самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

-оценивает свои достижения по выработанным критериям;

-оценивает своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

-ищет причины конфликта в себе, анализирует причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

-обращается к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

-находит в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

-находит все источники информации, отбирает из них нужный материал, перерабатывает, систематизирует, выстраивает в логике,

соответствующей цели;

-самостоятельно готовит презентацию из 9—10 слайдов, обращается за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

-использует в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

-озвучивает презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

-участвует в диалоге, полилоге, свободно высказывает свою точку зрения, не обижая других;

-договаривается друг с другом, аргументирует свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

-интерпретирует литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивает самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Содержание программы (136 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Летописи. Былины. Жития (11 ч)

Чудесный мир классики (22 ч)

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Литературные сказки (16 ч)

Делу время - потехе час (9 ч)

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Природа и мы (12 ч)

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Страна Фантазия(7 ч)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В курсе «Литературное чтение» текстовый и иллюстративный материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи. С этой целью в учебниках по литературному чтению предусмотрены разделы и тексты, которые должны помочь младшим школьникам осмыслить важные духовные ценности своего народа и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство и принять их

Формы организации учебной деятельности

 фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.

3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.

4. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение», 2014

5. Климанова Л.Ф. Поурочные разработки.  4 класс. Москва «ВАКО», 2014

6.  Демонстрационные материалы,  классная доска, интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...