Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Материал содеожит пояснительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lch_shkola_rossii.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий.

Литературное чтение, авт. Л.Ф. Климанова.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

Курс начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

 «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 540 ч (92 ч на обучение грамоте, 448 на литературное чтение). В 1 классе на курс обучения грамоте (чтение) отводится 92 ч (4 ч в неделю, 23 недели), на изучение литературного чтения - 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1) Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

2) Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

6) Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.

7) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

8) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

10) Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Использование знаково-символических средств представления информации о книгах.

6) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

7) Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

10) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий.

11) Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2) Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.

3) Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

4) Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

5) Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

6) Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

7) Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.

8) Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс – 132 ч

1

Добукварный период

14

  1. Проверка техники чтения (ВШК) – 1.
  2. Проверочная работа – 4.
  3. Нестандартные уроки – 26.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-сказка – 6.
  • Урок-игра – 4.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Парный опрос – 4.
  • Урок-путешествие – 3.

2

Букварный период

62

3

Послебукварный период

16

4

Вводный урок

1

5

Жили-были буквы

7

6

Сказки, загадки, небылицы

7

7

Апрель, апрель! Звенит капель

5

8

И в шутку и всерьез

6

9

Я и мои друзья

5+1

1ч - резерв

10

О братьях наших меньших

5+3

3ч - резерв

2 класс – 136 ч

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

  1. Проверка техники чтения (ВШК) – 2
  2. Проверочная работа по разделу – 12.
  3. Нестандартные уроки – 27.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-сказка – 4.
  • Урок-игра – 4.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Урок-соревнование – 2.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 3.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-путешествие – 2.
  • Урок-взаимообучения – 2.

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

5

Русские писатели

14

6

О братьях наших меньших

12

7

Из детских журналов

9

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Писатели – детям

17

10

Я и мои друзья

10

11

Люблю природу русскую. Весна

9

12

И в шутку и всерьез

14

13

Литература зарубежных стран

12+2

2ч - резерв

3 класс – 136 ч

1

Самое великое чудо на свете

2

  1. Проверка техники чтения (ВШК) – 2
  2. Проверочная работа по разделу – 12.
  3. Нестандартные уроки – 27.
  • Урок КВН – 1.
  • Урок-викторина – 3.
  • Урок-игра – 3.
  • Урок-экскурсия – 1.
  • Уроки, которые ведут ученики – 3.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-соревнование – 2.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-путешествие – 2.
  • Урок-взаимообучения – 3.

2

Устное народное творчество

14

3

Поэтическая тетрадь 1

11

4

Великие русские писатели

26

5

Поэтическая тетрадь 2

6

6

Литературные сказки

9

7

Были-небылицы

10

8

Поэтическая тетрадь 1

6

9

Люби живое

16

10

Поэтическая тетрадь 2

8

11

Собирай по ягодке-наберешь кузовок

12

12

По страницам детских журналов

8

13

Зарубежная литература

8

4 класс – 102 ч

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

  1. Проверка техники чтения (ВШК) – 2.
  2. Читательская грамотность ИКР - 1
  3. Проверочная работа по разделу – 12.
  4. Нестандартные уроки – 20.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-экскурсия – 1.
  • Уроки, которые ведут ученики – 1.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-соревнование – 2.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 4.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-взаимообучения – 3.

2

Летописи, былины, жития

7

3

Чудесный мир классики

16

4

Поэтическая тетрадь

8

5

Литературные сказки

12

6

Делу время-потехе час

9

7

Страна детства

7

8

Поэтическая тетрадь

5

9

Природа и мы

9

10

Поэтическая тетрадь

4

11

Родина

8

12

Страна Фантазия

6

13

Зарубежная литература

10

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 3 класс 2017-18 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

1 четверть – 33  часа

Самое великое чудо на свете (2 ч)

1.

01.09

Введение. Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарем в конце учебника. Прогнозировать содержание раздела. Читать текст вслух целыми словами. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный).  Определять особенности каждого: цель, структура,  художественные средства. Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника. Находить книгу в школьной библиотеке.

2.

04.09

Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое.

урок -путешествие

Устное народное творчество (14 ч)

3.

05.09

Устное народное творчество. Русские народные песни

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста.

Находить необходимую информацию в книге.

Различать виды устного народного творчества: большие и малые жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных сказок. Отличать докучные сказки от других видов сказок. Называть виды прикладного искусства.

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказа. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному  плану.

Характеризовать героев произведений.

Сравнивать героев произведений, героев разных сказок.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4.

06.09

Русские народные песни

Проверка техники чтения (входная)

5.

08.09

Докучные сказки

6.

11.09

Народный промысел

урок -проект

7.

12.09

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

8.

13.09

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка. Проверочная работа

Проверочная работа №1

9.

15.09

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка

10.

18.09

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка

урок взаимообучения

11.

19.09

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка

12.

20.09

«Сивка-бурка», русская народная сказка

13.

22.09

«Сивка-бурка», русская народная сказка

14.

25.09

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

15.

26.09

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество»

урок-КВН

16.

27.09

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество»

Проверочная работа №2

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

17.

29.09

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме. Читать выразительно стихи.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая  в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

18.

02.10

Проект «Как научиться читать стихи»

19.

03.10

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

20.

04.10

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья?»

урок открытых мыслей

21.

06.10

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

22.

09.10

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

23.

10.10

И. С. Никитин «Встреча зимы»

24.

11.10

И. З. Суриков «Детство»

25.

13.10

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

урок – аукцион

26.

16.10

Путешествие в литературную страну

27.

17.10

Оценка достижений  по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Проверочная работа №3

Великие русские писатели (26 ч)

28.

18.10

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу  на уроке, выбирать произведения вслух и про себя, увеличивая темп.

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведение.

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Использовать средства художественной выразительности в лирических текстах.

29.

20.10

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

30.

23.10

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода…»

урок «Парный опрос»

31.

24.10

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

Проверка техники чтения за 1 четверть

32.

25.10

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

33.

27.10

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

2 четверть – 32 часа

34.

06.11

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

35.

07.11

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

36.

08.11

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

урок - аукцион

37.

10.11

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

38.

13.11

И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове

39.

14.11

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

40.

15.11

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

урок взаимообучения

41.

17.11

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

42.

20.11

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

43.

21.11

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»

44.

22.11

М.Ю. Лермонтов  «На севере диком стоит одиноко…»

45.

24.11

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

урок, который ведут ученики

46.

27.11

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

47.

28.11

Л. Н. Толстой «Акула»

48.

29.11

Л.Н.Толстой «Прыжок»

49.

01.12

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

50.

04.12

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

урок - викторина

51.

05.12

Оценка достижений  по разделу «Великие русские писатели»

Проверочная работа №4

52.

06.12

Проект «Великие русские писатели»

53.

08.12

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели»

урок, который ведут ученики

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

54.

11.12

Н. А. Некрасов «Славная осень!»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая  в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

55.

12.12

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

56.

13.12

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

57.

15.12

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

58.

18.12

И. А. Бунин. Выразительное чтение стихов

59.

19.12

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений.

Проверочная работа №5

Литературные сказки (9 ч)

60.

20.12

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

61.

22.12

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

ВШК. Проверка техники чтения за первое полугодие

62.

25.12

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

63.

26.12

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

урок открытых мыслей

64.

27.12

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

65.

29.12

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Контрольная работа за первое полугодие

ВШК.

Контрольная работа за первое полугодие

3 четверть – 39 часов

66.

12.01

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои  достижения на основе диагностической работы,  представленной в учебнике.

67.

15.01

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

68.

16.01

 Оценка достижений.

Проверочная работа  по теме «Литературные сказки»

Проверочная работа №6

Были-небылицы(10 ч)

69.

17.01

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев. Составлять план для краткого и полного пересказа.

Рассказывать о прочитанных книгах. Читать сказку выразительно по ролям.

70.

19.01

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71.

22.01

М. Горький «Случай с Евсейкой»

урок - семинар

72.

23.01

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

73.

24.01

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

74.

26.01

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

75.

29.01

А. Куприн «Слон»

76.

30.01

А. Куприн «Слон»

77.

31.01

А. Куприн «Слон»

урок - викторина

78.

02.02

Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». Оценка достижений.

Проверочная работа №7

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79.

05.02

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...

урок-игра

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

80.

06.02

Саша Черный «Воробей», «Слон»

81.

07.02

А. Блок «Ветхая избушка»

82.

09.02

А. Блок «Ворона», «Сны»

83.

12.02

С. А. Есенин «Черёмуха»

84.

13.02

Оценка достижений  по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Проверочная работа №8

Люби живое (16 ч)

85.

14.02

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

урок, который ведут ученики

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст  (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации.  Определять жанр, тему.  Формулировать главную мысль текста, его частей. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их.  Формулировать вопрос по фрагменту текста. Конструировать монологическое высказывание:  формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Придумывать рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

86.

16.02

М. М. Пришвин «Моя Родина».  Заголовок – «входная дверь» в текст

87.

19.02

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

88.

20.02

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

89.

21.02

В. И. Белов «Малька провинилась»

90.

26.02

В. И. Белов  «Ещё про Мальку»

91.

27.02

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

92.

28.02

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

урок - соревнование

93.

02.03

Б. Житков «Про обезьянку»

94.

05.03

Б. Житков «Про обезьянку»

95.

06.03

Б. Житков «Про обезьянку»

96.

07.03

Б. Житков «Про обезьянку»

97.

12.03

В. П. Астафьев «Капалуха»

98.

13.03

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

99.

14.03

«Земля – наш дом родной»

урок - проект

100

16.03

Оценка достижений по разделу  «Люби живое»

Проверочная работа №9

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

19.03

Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения за 3 четверть

Проверка техники чтения за 3 четверть

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

102

20.03

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

103

21.03

А. Л. Барто «Разлука»

104

23.03

А. Л. Барто «В театре»

Конструировать монологическое высказывание:  формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

4 четверть – 32 часа

105

02.04

С. В. Михалков «Если», «рисунок»

106

03.04

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

107

04.04

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

урок - соревнование

108

06.04

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Проверочная работа №10

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

109

09.04

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему.  Формулировать главную мысль текста, его частей. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы. Придумывать свои вопросы к текстам.

110

10.04

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

111

11.04

А. П. Платонов «Цветок на земле»

112

13.04

А. П. Платонов

«Цветок на земле»

113

16.04

А. П. Платонов «Ещё мама»

114

17.04

А. П. Платонов «Ещё мама»

урок - викторина

115

18.04

М. М. Зощенко «Золотые слова»

116

20.04

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

117

23.04

Н. Н. Носов «Федина задача»

118

24.04

Н. Н. Носов «Телефон»

урок - игра

119

25.04

Драгунский «Друг детства»

120

27.04

Оценка достижений по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Проверочная работа №11

По страницам детских журналов (8 ч)

121

28.04

Знакомство с названием раздела

урок взаимообучения

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя  информацию журнала.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

122

04.05

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

123

07.05

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

124

08.05

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

125

11.05

Г. Б. Остер «Вредные советы»

126

14.05

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

ВШК.

Итоговая проверка техники чтения

127

15.05

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

урок - экскурсия

128

16.05

Оценка достижений по разделу «По страницам детских журналов»

Проверочная работа №12

Зарубежная литература (8 ч)

129

18.05

Мифы Древней Греции

урок - путешествие

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Составлять рассказ о творчестве писателя.

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

130

21.05

Мифы Древней Греции

131

22.05

Мифы Древней Греции.

132

23.05

Контрольная работа за второе полугодие

ВШК.

Контрольная работа за второе полугодие

133

25.05

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

134

28.05

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

урок «Парный опрос»

135

29.05

Развивающий час по теме «Зарубежная литература

136

30.05

Урок – обобщение за год. Игра «Брейн-ринг»

урок - игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....