План-конспект урока по теме: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Пословицы и поговорки о добре.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Пословицы и поговорки о добре.

Класс: 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Пословицы и поговорки о добре.

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися главной мысли стихотворения Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»;

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

- совершенствовать умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных

- совершенствовать умение давать характеристику героя

Развивающие:

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: учебник, пословицы на каждую пару, ситуации к пословицам, написанные К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым, портрет Ю.Мориц, книги

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (3 минуты)
  3. Актуализация знаний (1 минута)
  4. Сообщение темы урока (2 минуты)
  5. Подготовка к восприятию (10 минут)
  6. Установка на восприятие
  7. Первичное восприятие (3 минуты)
  8. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  9. Анализ произведения (5 минут)
  10. Обобщение (7 минут)
  11. Домашнее задание (3 минута)
  12.  Итог урока(3 минута)
  13. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

- Ребята, что вы узнали на прошлом уроке о художниках-иллюстраторах?

- Кто-нибудь из вас попробовал проиллюстрировать свое любимое литературное произведение? Посмотрим, что у вас получилось.

- Трудно ли было вам иллюстрировать произведение?

- Вот мы с вами еще раз убедились, что работа художника-иллюстратора очень сложна, трудоемкая, ответственная…

Актуализируют свои знания, отвечают на вопросы.

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с новым произведением.

Подготовка к восприятию

- Откройте учебник на странице 20-21. Скажите с произведением, какого жанра мы с вами познакомимся?

- Как вы определили, что это стихотворение?

- А кто автор этого стихотворения?

- Что вы знаете об авторе этого произведения?

- Юнна Петровна Мориц родилась в 1937 году. Стихи она стала сочинять уже в 4 года. В это время была война. Ей было очень страшно, но чтобы хоть немного отвлечься от этого, она и стала сочинять стихи. Юнна Петровна Мориц написала большое количество стихотворений для детей. Во многих ее стихотворениях для детей главенствует радость, и радость эта разнообразная.

Я вам принесла эти стихотворения, вы сможете познакомиться с ними на перемене.

С одним из детских стихотворений мы сегодня с вами и познакомимся.

- Ребята, мы с вами говорили, что с помощью иллюстрации мы можем предположить, о чем будет говориться в произведении?

- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть иллюстрацию к произведению, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

- Глядя только на иллюстрации, предположите о чем будет это произведение?

- А что нам поможет уточнить наши предположения?

- Прочитайте заглавие.

- Что теперь мы можем сказать о содержании этого произведения?

- небольшой размер, расположение на странице

- Юнна Мориц

Дети высказывают свои предположения

Установка на восприятие

- Сейчас давайте прочитаем стихотворение и проверим, совпали ли наши предположения.

Дети готовятся к чтению

Первичное восприятие

Учитель контролирует деятельность детей, прислушиваясь к чтению.

Читают стихотворение про себя.

Проверка первичного восприятия

- Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?

- Что мы можем сказать о героях этого стихотворения?

- Кто они? Какие?

- да

- кошка, мышка, мальчишка они ленивые, ничего не хотят делать, а старушка – она трудолюбивая, все за них делает.

Анализ произведения

- А сейчас, ребята, прочитаем стихотворение вслух.

- Слушаем внимательно и следим по тексту.

- Какие слова и выражения вам непонятны?

- Какое это стихотворение: веселое или серьезное, поучительное?

- Как названы в стихотворении кошка, мышка, мальчишка? Почему? Найдите в тексте.

- Кто им противопоставлен в стихотворении?

- В каких строчках стихотворения выражена главная мысль? Докажите.

Чтение стихотворения вслух

Отвечают на вопросы учителя

- ленивые

- старушка

- главная мысль стихотворения выражена в последних строчках

Обобщение

- Ребята, а можно ли главную мысль стихотворения назвать мудростью? Почему?

- А какие еще высказывания можно назвать народной мудростью?

- как вы думаете, кто их создал? И как?

- Скажите, можно ли к пословице придумать или подобрать ситуацию из жизни?

- Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой когда-то давным-давно попробовали это сделать. А как это у них получилось мы сейчас прочитаем в карточках, которые у вас лежат на парте.

Карточка 1. Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сама и укладывай».

К.Д.Ушинский

Карточка 2. Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

- Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

- А ты не тронь моих кукол.

Дети расселились по разным углам, и скоро им обоим стало скучно.

К.Д.Ушинский

Карточка 3. Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом – скучает.

Мать спрашивала:

- отчего скучаешь?

- Дома скучно.

Мать сказала:

- Глупой птице свой дом не мил.

Л.Н.Толстой

Карточка 4. Как глянешь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямое, да ты криво смотришь. Как глянешь, так и видишь.

Л.Н.Толстой

- Смогли ли писатели раскрыть смысл пословиц через придуманные истории.

- А сейчас вы, работая в парах, попытайтесь придумать свои истории на заданные пословицы и поговорки.

- Прочитайте выданную вам пословицу и скажите, понятен ли вам ее смысл?

- Итак, что же у вас получилось.

- пословицы, поговорки, крылатые выражения

- народ, из жизни

Дети составляют рассказ к пословице в парах.

Итог урока

- Какое произведение мы с вами читали на уроке?

- В чем его главная мысль?

- Что узнали об авторе?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

- Кто не успел в классе рассказать ситуации к пословицам и поговоркам, расскажите их дома родителям, а родителя пусть вас оценят и скажут, удалось ли вам раскрыть смысл.

Записывают задание



Предварительный просмотр:

Карточка 1. Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сама и укладывай».

К.Д.Ушинский

Карточка 2. Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

- Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

- А ты не тронь моих кукол.

Дети расселились по разным углам, и скоро им обоим стало скучно.

К.Д.Ушинский

Карточка 3. Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом – скучает.

Мать спрашивала:

- отчего скучаешь?

- Дома скучно.

Мать сказала:

- Глупой птице свой дом не мил.

Л.Н.Толстой

Карточка 4. Как глянешь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямое, да ты криво смотришь. Как глянешь, так и видишь.

Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...

План-конспект урока по теме: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

Цель: формировать читательскую компетентность через знакомство со стихотворением Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»Формируемые УУД:Предметные:- совершенствование  навыков чтения по роля...