Литературная игра "Звездный час"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) на тему

Соловьева Светлана Николаевна

Литературная игра «Звездный час».  Игру можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, посвящённого закреплению знаний литературных сказок. Ресурс создан для детей 3 – 4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 3 классе – литературная игра «Звездный час».

Методическая цель: Методика применения игровой технологии с применением ИКТ для активизации познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности

Инновационные приёмы: групповая дискуссия, дидактические игры,  релаксация «Четыре стихии», метод «Микрофон».

Методы работы: наглядный, частично-поисковый, словесный, метод стимулирования.

Цель: создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений, развитие познавательной активности учащихся. 
Задачи:
Образовательные: обобщить, систематизировать знания детей по литературному чтению в игровой форме; нацеливать на получение новых знаний, заинтересовывать в повышении интеллектуального уровня.
Развивающие: вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;  развивать речевые способности; способствовать укреплению памяти.
Воспитательные: прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий; прививать любовь к чтению художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные: способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Метапредметные:  развивать умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы; работать по общей договоренности.

Техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Материальное обеспечение: фонограмма песни «Чудо» из телеигры «Звездный час»; карточки – задания, набор звёзд - жетонов для оценивания конкурсов и игры со зрителями, набор цифр от 1 до 3; презентация; рисунки детей на тему «Мои любимые сказки».

Подготовка к мероприятию:

1. Заранее был проведен отборочный тур «Кто придумал этого сказочного героя», и выбрано 10 человек (2 команды по 5 человек) для проведения игры.

Учащиеся, выбирают капитанов, выбирают название и девиз своих команд.

2. Заранее был рекомендован список произведений для подготовки к мероприятию.

3. Определить состав жюри.

4. Подготовить дипломы, призы.

Сценарий игры

I. Организационно-мотивационный этап.

День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и группу свою представить.
А в будущем страну – в турнирах мира!
Итак, ура – участникам турнира!

(Под звуки песни «Чудо» из телеигры «Звездный час» выходят участники игры)
II. Основной этап.

1. Вступительное слово

- Здравствуйте ребята, уважаемые гости, члены жюри. 

- Часто, в обыденной жизни, мы встречаем выражение "звёздный час", особенно когда это касается людей, которые добились определённых успехов. О писателях, учёных, художниках, актёрах говорят, что какой-то момент их жизни был "звёздным часом". Это момент, когда человек смог наиболее полно реализовать свои возможности, т.е. применить свои таланты, знания и умения. "Звёздный час" – это момент наивысшего признания в жизни человека.

Сегодня мы предлагаем вам принять участие в игре, в ходе которой каждый из вас, если очень постарается, тоже сможет реализовать свой потенциал на благо своей команды, приблизив её "звёздный час".

 В этой игре у нас участвуют две команды.
2. Представление команд и жюри.

- А сейчас слово командам: представление команд (название и девиз).

Команда «Лукоморье»

Девиз: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Команда «Сказочники»

Девиз: «В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем.

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда!»

3. Ознакомление с правилами игры.

Игра состоит из 8 конкурсов. 
- При правильном ответе участник команды зарабатывает 1 звезду. Все готовы, начинаем игру «Звездный час». 
4. Литературная игра  «Звездный час».

Конкурс 1: «Имя литературного героя».  (Слайды 3-11)

- Назовите недостающее имя литературного героя.

№ п/п

Вопрос

Ответ

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.

Домовенок...

Кузя

5.

Синьор...

Помидор

2.

Папа...

Карло

6.

Принц

Лимон

3.

Оружейник...

Просперо

7.

Пантера

Багира

4.

Гимнаст...

Тибул

8.

Питон

Каа

После каждого конкурса производится подсчет полученных звезд. Жюри подводит итоги.

Конкурс 2: «В театре. Угадайте, чью роль учит актер». (Слайд 12)

- Назовите героя, произведение и автора. (Задание предлагается на карточках).

Задание для команд

Ответ

«Вот я иду, никого не трогая. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой и р-раз! - раздавил в лепешку».

Д. Мишутка, «Фантазеры», Н. Носов

«Я тоже хочу быть честным гражданином, но только в тюрьму попадать не желаю. Потерпи немного, мой отец, я вернусь сюда и всех вас освобожу».

Чиполлино, «Приключения Чиполлино», Дж. Родари

Пока команды готовятся к ответу, проводится игра со зрителями. (Слайд 13)

«Скоро у нас будут гости. Раз в неделю ко мне приходит мой сосед. Он живет лучше меня, в просторном доме и носит роскошную шубку из черного бархата». ( Мышь, «Дюймовочка», X. К. Андерсен).

Конкурс 3: «Музей забытых вещей». (Слайды 14-16)

- А теперь представьте на мгновение, что вы оказались в театре. Спектакль уже закончен, а вы остались за кулисами. Видите декорации, костюмы, вещи и пытаетесь узнать, какому герою они принадлежат. Назовите произведение и автора.

«Сказочный» предмет

Название произведения

Яйцо

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Ложка

Русская народная сказка «Три медведя»

Ключик

А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Золотая рыбка

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цветок

А. Аксаков. «Аленький цветочек»

Телефон

Н. Носов. «Телефон»

Самовар

К. Чуковский. «Муха-Цокотуха»

Мочалка

К. Чуковский. «Мойдодыр»

Конкурс 4: «Сказочный кроссворд».

image2

  1. Герой сказки, к которому обращаются со словами: «Не гонялся бы ты за дешевизной!».
  2. Сказочное дерево, у которого «и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».
  3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона и «стерег границы его царства».
  4. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»?
  5. Герой сказки, который произносит слова:

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна!..

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

  1. Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ответы: 1. Поп. 2. Дуб. 3. Петушок. 4. Зеркальце. 5. Гвидон. 6. Чернавка.

Игра со зрителями - болельщиками «Угадай-ка»

Задание для болельщиков

Ответ

Героиня сказки, превратившаяся в морскую пену? Автор сказки?

Русалочка из сказки Андерсена

Как называется сказка, главный герой которой - очень маленький мальчик?

«Мальчик-с-пальчик»

Позовите Сивку-Бурку!

«Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

С каким врагом сражался Илья Муромец?

Соловьем-разбойником

Как называлась волшебная скатерть?

Самобранка

Кто написал сказку «Спящая красавица»?

Шарль Перро

Конкурс 5: «Любимые сказки». (Слайды 17-23)

Какую птичку спасла от гибели Дюймовочка?

1. Жаворонка;         2.ласточку;                3. синичку.

Что несла Красная Шапочка бабушке?

  1. Пирог и конфеты;
  2. пирог и яблоки;
  3. пирог и горшочек масла.

Через сколько перин и пуховиков принцессе мешала спать горошина?

  1. 12 перин и 20 пуховиков;
  2. 12 перин и пуховиков;
  3. 20 перин и 20 пуховиков.

Кого старик предложил зарезать к празднику в сказке «Зимовье зверей»?

  1. Петуха;
  2. свинью;
  3. индюка.

Как называется волшебный сосуд Аладдина?

  1. Кувшин;
  2. лампа;
  3. горшок.

Сколько лет было принцессе из сказки «Спящая красавица», когда она уснула?

  1. Шестнадцать;
  2. восемнадцать;
  3. двадцать.

Релаксация "Четыре стихии"  

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Конкурс 6: «В мире приключений». (Слайды 24-32)

- Кто из литературных героев...:

Вопрос

Ответ

… Двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове?

Робинзон Крузо (Д. Дефо. «Робинзон Крузо»)

… Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами?

Гулливер (Д. Свифт. «Приключение Гулливера в стране лилипутов»)

...Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне?

Мюнхгаузен (Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена»)

… Попал в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой, и освободил из Башни смерти храброго зеркальщика Гурда?

Оля и Яло (В. Губарев. «Королевство кривых зеркал»)

… Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране?

Алиса (Д. Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес»)

… Обладал таким оглушительным голосом, что даже когда он говорил шёпотом, его слышали пассажиры реактивных самолётов, летящих на высоте десять тысяч метров?

Джельсомино (Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов»)

… Играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача- тяжеловеса Адольфа положил на обе лопатки?

Пеппи Длинныйчулок (А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок»)

… Взял папину чернильную резинку, промокашку из тетради и направился в азбуку на поиски Кляксича?

Аля (И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква А»)

Конкурс 7: « Горит кошкин дом». (Слайд 33)

( Вызываются 2 человека. На стульях 2 рубашки ( наизнанку).

-Тили-бом, тили-бом ( и все хором)…..загорелся кошкин дом!

( участники должны быстро надеть рубашки и застегнуть все пуговицы)

Конкурс 8: «Узнай волшебника из сказки». (Слайды 34-40)

- О ком говорится в следующих строчках?

«Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди трёх мужчин; на остроконечной шляпе её и на мантии сверкали крошечные звёздочки. Седые волосы старушки падали ей на плечи».

Ответ: о доброй волшебнице Виллине (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»),

«Она показалась Элли очень красивой, доброй и удивительно юной, хотя вот уже много веков правила страной болтунов».

Ответ: о доброй волшебнице Стеле (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»).

«На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки».

Ответ: о гноме (С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»),

«Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

О т в е т: о джинне Хоттабыче (Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»).

«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною...»

Ответ: о Снежной королеве (X. К. Андерсен. «Снежная королева»).

«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным... Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает перед хорошими детьми... другой совсем простой, гладкий...»

Ответ: о волшебнике Оле-Лукойе (X. К. Андерсен. «Оле- Лукойе»).

III. Итог игры. Рефлексия.

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все,
Подвести итог игре.

(По результатам  всех конкурсов жюри определяет победителя игры. Команда - победитель получает диплом в виде большой звезды с надписью "Ваш звёздный час!", проигравшая команда получает такой же диплом с надписью "У вас ещё всё впереди!").

Рефлексия игры.

Метод «Микрофон». Дети берут микрофон и делятся своими впечатлениями об игре, о том, что они узнали нового и интересного, о том, что они хотели бы узнать, что удалось, а что не удалось в процессе игры, что понравилось, что нет.

- На этом наша игра закончена, я благодарю команды за участие. Думаю, что  звёзды, полученные вами, добавят вам уверенности в собственных силах и желания получать новые знания.

Мой юный друг! Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Вопросы для отборочного тура «Кто придумал этого сказочного героя?»

№ п/п

Задание

Ответ

Хатхи

Слон. Р. Киплинг. «Маугли»

Чандр

Лев. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»

Алый

Пограничный пес. Ю. Коваль. «Алый»

Булька

Пес. Н. Носов. «Приключения Незнавди и его друзей»

Держи-Хватай

Пес-ищейка. Д: Родари. «Приключения Чи- поллино»

Пиф

Пес. Французская сказка «Приключения Пифа»

Шарик

Пес. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Бимбо

Такса. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Тотошка

Песик. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»

Каштанка

Собака. А. Чехов. «Каштанка»

Кенга

Кенгуру. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»

Чичи

Обезьяна. К. Чуковский. «Доктор Айболит»

Шушара

Крыса. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Пик

Мышонок. В. Бианки. «Мышонок Пик»

Карудо

Попугай. К. Чуковский. «Доктор Айболит»

Бумба

Сова. К. Чуковский. «Доктор Айболит»

Мартин

Гусь. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чернушка

Курица. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

Кагги-Карр

Ворона. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...