М. Пришвин «Золотой луг» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Шевцова Марина Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе ПНШ

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon М. Пришвин «Золотой луг» 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс  УМК «ПНШ»

Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»

Тип урока: Урок получения новых знаний

Учитель: Шевцова Марина Викторовна, МБОУ «Троицкая СОШ №1»

Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи.

Образовательная цель: 

- способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;

- содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.

Формирование УУД:

  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности; доброжелательности; привитие  любви к русской литературе.
  2. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией, способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
  3. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

  • Организационный этап.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся  

 в деятельность на личностном уровне

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

Встало солнышко давно

Улыбнулось нам оно

Пригласило нас всех в класс

Урок чтения у нас.

-  Прочитайте предложение на экране, соблюдая знак препинания в конце:  

«Какой чудесный день!»

- Похлопайте в ладоши, если считаете, что сегодня чудесный день!

- Почему вы так считаете?

                             

- Я тоже считаю, что сегодня  чудесный день, потому что светит солнышко, мы проснулись,  мы здоровы! И мы сегодня опять с вами вместе!

- Прочитайте, пожалуйста, ещё одно предложение на экране: «С маленькой удачи начинается большой успех!».

-  Вы согласны с этим выражением?

- А как вы думаете, что для этого нужно? (Нужно быть внимательными, старательными, активными, слушать и слышать друг друга…)

- Действительно, давайте возьмём в помощники себе сегодня на урок свой ум, доброту, удачу, активность, честность и аккуратность, и тогда нам точно, будет сопутствовать удача, а за ней и большой успех!

- Давайте пожелаем друг другу успехов! (Дети хлопают друг друга в ладоши!)

  • Актуализация знаний, появление проблемы.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и  

 выявление затруднений.

-  А сейчас послушайте, пожалуйста,  историю про солнышко, которое заглянуло к нам в гости.

-  Встало  однажды по  весне  Солнышко  спозаранку и пошло гулять  по небу. Смотрит: «Хороша земля! Леса, луга  в зеленом  наряде. Но чего - то не хватает?» – подумало солнышко. «Чем  людей порадовать»? Взмахнуло  оно лучиком,  и засветились  луга желтыми огоньками. «На меня  похожи!»- обрадовалось Солнышко и пошло дальше прогуливаться по небу.  

 - Вы догадались, что это за огоньки, которыми засветились луга?  

                                     (Одуванчики) - СЛАЙД

-   Конечно же, вы все знаете и видели эти цветы! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

- Прослушав историю, найдите самое верное, более точное утверждение про одуванчик. 

1. Одуванчик – это цветок.
2. Одуванчик – это красивый цветок.
3. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета.
4. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко.
5. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко,  растущий на лугу.  

- Молодцы! Всё верно. А верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным?

- Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?»

  • Целевая установка урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1. Стадия вызова: игра «Верите ли вы?»  (Приём технологии РКМ)

-  У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на  доске. Цифрами я указала № вопросов.    Слайд!

-  Я буду вам читать вопросы, которые начинаются со слов "Верите ли вы?".

-  Если вы верите или знаете наверняка, то во второй строке поставьте знак "+", если нет, то "-", если не можете дать однозначный ответ, сомневаетесь, то «?».

(Учитель читает вопросы, дети ставят + или -)

  1. Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
  3. Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

- А сейчас скажите, пожалуйста, отвечая на вопросы, кто-нибудь из вас был полностью уверен во всех своих ответах?

- Значит, это были ваши предположения? А хотелось бы вам быть уверенными в своих ответах полностью?

- Значит, какая задача стоит сегодня на уроке перед вами? (Расширить или уточнить свои знания об одуванчике).

- А как вы думаете, вам нужно расширить свои знания об одуванчике только для того, чтобы только ответить правильно на вопросы? Для чего ещё? Где пригодятся ваши знания ещё? (В старших классах и в жизни).

- А в жизни, например, это где? (Если докажем, что одуванчик – лекарственное растение, то будем использовать для лечения, если докажем, что можно использовать в пищу, то на кухне)

- А как вы думаете, кто или что вам поможет в сборе доказательств? (Учитель, родители, учебник, энциклопедии).

- Конечно же, можно воспользоваться всеми названными источниками знаний, но так как у нас урок литературного чтения, значит,  что мы сделаем в первую очередь?  (Воспользуемся учебником и помощью учителя.)

  • Объявление темы урока, работа с текстом до чтения.

 Цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по   заглавию и фамилии автора.

-  Откройте, пожалуйста, содержание учебника и найдите страницу, на которой находится произведение «Лозотой гул»!   Слайд 

-  Кажется, ребята, я неправильно записала название! Я перепутала местами  

  буквы. Помогите мне, пожалуйста,  восстановить название! («Золотой луг»).

- Открываем содержание! Скажите,  сразу с первой страницы будете искать название произведения? (Нет, с раздела «Для поэта – природа любимая и живая, т.к. на прошлом уроке работали в этом разделе).

- Итак, открываем учебник на странице….

-  Как вы понимаете выражение «Золотой луг»? (Жёлтый луг,  жёлтый цвет также называют золотым).

- Прочитав только название, можно уже предположить, что речь пойдёт об одуванчиках? (Да, мы уже знаем, что одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на  маленькое солнышко, растущий на лугу). Слайд!

-  А кто автор произведения? (М. Пришвин). Слайд! 

-  Мы знакомы с ним и с его произведениями!

-  С какими его произведениями мы недавно работали?

               («Разговор деревьев» и «Расцвет шиповника»)

- А тема сегодняшнего урока?  (М.Пришвин «Золотой луг»).   Слайд!

- Прежде чем знакомиться с произведением, рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на передний план и соотнесите её с заглавием.

 - Соответствует ли иллюстрация названию? (Называется произведение «Золотой  луг», а на иллюстрации на первом плане мы видим луг бело-зелёный, а не золотой).

-  Можем ли мы уже предположить, что одуванчик действительно не совсем обыкновенный цветок, а цветок со своими тайнами и секретами?

- Кто-нибудь сможет уже сейчас открыть первый секрет одуванчика? (Не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы).

- Чтобы открыть другие тайны, мы должны будем познакомиться с самим произведением.

  • Первичное чтение произведения.

- Но прежде чем читать, давайте вспомним, как Эдуард Юрьевич Шим сказал о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

- Значит, что можно предположить? (Что произведение М. Пришвина «Золотой луг» кроме того, что поможет ответить вам на ваши вопросы, также должно вас чему научить, какой – то дать вам совет, чтобы вы смогли вырасти настоящими людьми!)

- Поэтому будьте внимательны! Я вас сейчас познакомлю с этим произведением, а  вы внимательно послушайте!

  • Беседа по прочитанному произведению. Словарная работа.

- Сумели ли вы представить всё то, о чём вам хотел рассказать автор?

- Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить не тот луг, который на иллюстрации, а именно золотой луг.

- Откройте глаза и сравните свою картинку с картинкой на слайде.

- Совпали ваши представления?

- А видели вы когда-нибудь такое в природе?

- К какому жанру и, к какому типу текстов можно отнести это произведение?

                   (Это рассказ, текст - повествование с элементами описания)

-  Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор-М . Пришвин, рассказчик — мальчик, который рассказывает про себя и своего брата).

- Где жили братья? (В деревне)

- Работая в паре, попробуйте объяснить значение слов со звёздочкой, если нужно воспользуйтесь толковым словарём: промысел, идти в пяту.

- Итак, что такое промысел? Сравните свой ответ с образцом.

- Подумайте, каким промыслом могли заниматься ребята?

- Как это — идти в пяту? Слайд с образцом.

- Можете сделать вывод, кто был старше из братьев и  почему?

- А сейчас попробуйте объяснить значение слова «фукать». Что это значит?

                                                     

- А что такое забава? О какой детской забаве идёт речь в рассказе?

- Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Представьте, что у вас в руках одуванчик. Дуньте на него.

- А сейчас давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы одуванчики.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый на поляну налетит,

Всё вокруг зашелестит.

Одуванчика пушинки разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

-  Присаживайтесь на свои места!

- А сейчас продолжаем работать с рассказом и искать информацию об одуванчиках, тем самым искать ответы на вопросы, которые возникли перед нами в начале урока.

 

- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам   поработать в группе.

-  Объединитесь в четвёрки! В каждой группе у вас есть:

1)  Организатор – тот, кто распределяет роли, если нужно и следит за действиями всех членов группы.

2)  Писарь – тот, который записывает решение, если нужно;

3)  Критик-контролер – проверяет соответствие, оценивает, а возможно подвергает сомнению чьё-то мнение

4)  Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

!!! В ходе решения задачи роли можете поменять. На всю работу не более 3 минут!

 

Вопросы для обсуждения по четвёркам:

I четвёрка:

1.  Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?  

2.  Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

II четвёрка.

  1. Почему луг стал зелёным?
  2. С чем автор сравнивает   лепестки одуванчика?   (Пальчики на ладошке). 

Найдите в тексте и подчеркните.  

III четвёрка.

  1. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики?  

Найдите  в тексте и подчеркните простым карандашом.

 (Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).

  1. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

                     (Один из самых интересных цветов). 

IV четвёрка.

  1. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
  2. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите  в тексте и подчеркните простым карандашом.

V четвёрка.

  1. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?  

                                 (Наблюдательности).

2. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

  • Выступление спикеров (ответы на вопросы)!

- А сейчас предоставим слово спикерам от каждой команды.

  • Вывод:

- Итак, поработав с рассказом, какому  выводу вы пришли? Что можете сказать об одуванчике? (Одуванчик – интересный загадочный цветок со своими тайнами и секретами).

- Какие тайны помог вам раскрыть этот рассказ? (Одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным).

- А хотите узнать, какие ещё тайны (секреты) у одуванчиков есть? Слайд!

  1. Одуванчики закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём.  
  2. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
  3. Листья и корни одуванчика  используют для лечения кашля и улучшения аппетита.
  4. Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
  5. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

  • Итог урока.

-  Ну а сейчас, наверное, настало время подвести наш главный итог: какая задача стояла перед нами в  начале урока?   (Узнать, как можно больше об одуванчиках, а заодно и уточнить свои  знания об этом цветке).

 

-  Давайте вернемся к вашим ответам в начале урока, которые записывали в таблицу, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. 

-  Я снова читаю вопросы, а вы на 3 строчке ставьте нужный знак:  + - ?

  1. Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
  3. Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

-  Какой можно сделать вывод? Больше вы узнали об одуванчиках, чем знали? Можете теперь с уверенностью ответить на все эти вопросы, если вам их зададут позже? Сможете свои знания применить в жизни?

-  Тогда ответьте, пожалуйста, коротко на один вопрос сейчас: «Почему же одуванчик называют загадочным цветком?» (Потому что у него есть свои секреты и тайны).

-  А сейчас скажите, пожалуйста, какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы   разгадать тайны самого, казалось бы, обыкновенного цветка?  Каким вы себе представляете этого человека?

  • Обобщение информации

- Учитывая всю информацию об одуванчике, составьте синквейн. Итак, предмет для обсуждения? (Одуванчик)

-  Запишите на первой строчке «одуванчик»! Сколько всего будет строчек? (5, ведь синвкейн – это небольшое   произведение, состоящее из 5 строчек).

- Кто хочет зачитать своё произведение?

- Давайте похлопаем ребятам! Они молодцы!

??? - А сейчас, на обратной стороне листа подробнее расскажите об одуванчике.  Создайте модель  этого цветка, характеризуя его подробнее с разных сторон.

- Работать будет каждый самостоятельно. Выполнив работу, вы сдадите мне листочки, и я проверю, насколько хорошо вы знаете всё теперь об  одуванчике.

- Каждый получит отметку за работу! 

- На всю работу у вас 5 минут!!!  (Можно включить музыку «Вальс цветов»)

- Отложите листочки с моделями в сторону!

 - Мы учились открывать тайны одуванчика, а какое открытие для себя сделали сегодня вы?  Или к какому выводу вы пришли? Что поняли? (Мир богат чудесами, и чтобы это увидеть, надо не просто смотреть, но уметь видеть, чувствовать и открывать эти тайны).

-  Всю свою жизнь писатель Михаил Пришвин открывал тайны природы. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, и в каждом из них он призывает своих читателей не только любоваться природой, но и защищать ее.

-  Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу  

    словами.   Работать предлагаю в паре.

Я сорвал цветок, и он …
Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …

Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял.

-Давайте проверим, что у вас должно было получиться! Слайд!

  • Домашнее задание.

-Прочитайте вопросы. Найдите на них ответы.

 1. Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?    

                                    (Оказывается, их 203 вида).
2. Сколько названий у этого вида? (27 народных названий).
3. Сколько пушинок бывает в одной корзиночке? (До 200 семян с парашютиком.
А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Правда, не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики).

4. Есть ли другое название у одуванчика?

- Поиском ответов на вопросы вы займётесь дома, при этом если нужно воспользуетесь помощью родителей, энциклопедий или интернета.

- А  сейчас  скажите, есть ли у вас желание, используя полученные знания и собранные материалы сделать проект и рассказать о тайнах одуванчика другим ребятам или родителям? Этим мы займёмся на следующем уроке.

- А, чтобы проект получился более интересным, я вам предлагаю дома не   только ответить на вопросы, но и выбрать себе работу по интересам.

                       

(У детей напечатано на листах домашнее задание)

  1. Сочинить мини-стишок про одуванчики.
  2. Составить загадку или найти в литературе.
  3. Сочинить сказку.
  4. Поделиться рецептом приготовления одуванчиков в пищу.
  5. Найти фото одуванчиков в разных состояниях. Можно составить презентацию.

  • Итоговая рефлексия.

     Цель: Оценить результаты собственной деятельности. 

- А сейчас, вспомнив всю работу на уроке, оцените себя, продолжив предложения, которые вы видите на слайде.

- Но прежде чем вы начнёте себя оценивать, я хочу напомнить вам, о чём говорил в своё время французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери:

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».    

1. На уроке я работал                                      активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я                           доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                            коротким / длинным

4. За урок я                                                       не устал / устал

5. Мое настроение                                           стало  лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                            понятен / не понятен

                                                                           полезен / бесполезен

                                                                           интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется                 легким / трудным

                                                                           интересным / неинтересным

- Всё, что вы подробно написали, я предлагаю не озвучивать, вы мне сдадите листочки вместе с вашими моделями одуванчиков, и я проанализирую урок и вашу работу на уроке.

- А сейчас вы лишь коротко расскажите о сегодняшнем уроке, о вашей работе и, конечно же, о том, добились ли вы успехов сегодня на уроке?

Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – …(интересный, познавательный, полезный)
Сегодня на уроке я …(хорошо поработал, много нового узнал)

Выберите 1 фразу для соседа по парте: 

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке. 

Ты мог бы поработать лучше.

- У вас на столах лежит одуванчик, но он не раскрашен. Возьмите его в руки, и если вам было интересно на уроке, пусть он у вас раскроет свои лепестки и станет золотым, а если было скучно - останется бесцветным.

- Прикрепите свой одуванчик  на картинку на доске!

- Посмотрите, что получилось?

- У нас получился именно ЗОЛОТОЙ ЛУГ! Иллюстрация, которая полностью соответствует названию произведения М. Пришвина.

- Спасибо за работу на уроке!  Урок окончен!   (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок...

«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)...

Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Пришвин. Золотой луг» 2 класс, УМК «Начальная школа XXI»

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»:умения анализировать картины,создаваемы...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.Пришвин "Золотой луг"" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»: навыка осознанного и выразительного чтения; представления...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...