Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2klass.doc70.5 КБ
    Office presentation icon literaturnoe_chtenie_2_klass.ppt511.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «М. Пришвин «Золотой луг»»

    Цели деятельности учителя: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи;

    способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;

    содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся осознанно правильно, выразительно читать; выражать свое отношение к прочитанному и услышанному; пользоваться материалами «Музейного Дома»  для получения дополнительной информации.
    • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; учиться бесконфликтности и нахождение выходов из спорных ситуаций; развитие самостоятельности, доброжелательности; привитие любви к русской литературе

    Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс 2 часть, под редакцией Н.А. Чураковой; ребус; шаблоны цветов для рефлексии.


    Этап урока
    Методы и приемы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Словесный – слово учителя

    1 мин

    Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь. Меня зовут Валерия Сергеевна, я проведу у вас урок литературного чтения.

    Приветствовать учителя

    Мотивационный

    Словесный – ответы на вопросы

    2 мин

    Ребята , в зависимости от того, какое у вас настроение покажите соответствующий смайлик.

    Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?(Весна) А как меняется природа с приходом весны?(На деревьях появляются листья, цветы растут, погода солнечная и т.д.) А вам нравится весна? Почему?

    Отвечать на вопросы

    П: осознанно строить ответ в устной форме

    Постановка учебной задачи

    Практический – отгадывание загадок

    Практический – отгадывание ребуса
    Словесный – строят речевое высказывание

    Наглядный – составление и отгадывание ребуса

    5 мин

    5 мин

    Ребята, вы видите на доске скороговорку,  прочитайте её :

    Солнце садится, струится водица,

    Птица- синица в водицу глядится.

    Чистой водицы синица напьется-

    Славно сегодня звенится – поется!

     О чем она? ( о природе, о том, что наступила весна) Прочитайте медленно, затем быстрее, теперь еще быстрее.

    Теперь давайте проверим домашнее задание. У вас было стихотворение «Зима недаром злится» наизусть. Кто желает ответить? А остальные слушают внимательно  и оценивают.( спрашиваю 4-5 человек)
    Теперь давайте проанализируем
    .

    План анализа выразительного чтения:

    1)удалось ли передать борьбу зимы и весны;

    2)правильно ли были расставлены логические ударения;

    3)было ли чтение эмоциональным.

    Сейчас вам предстоит отгадать мои загадки. И за каждую отгадку вы получите часть ребуса, который поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

    У занесённых снегом кочек,
    Под белой шапкой снеговой
    Нашли мы маленький цветочек,
    Полузамёрзший, чуть живой.
    (Подснежник)

    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся.
    В небе жаворонка трель.
    Кто же к нам пришёл?

    (Апрель)

    Посадили зернышко — Вырастили солнышко.
    Это солнышко сорвем — Много зерен соберем.
    А приедут гости — Им дадим по горсти.
    (Подсолнух)

    В летний солнечный денек
    Золотой расцвел цветок. 
    На высокой тонкой ножке 
    Все дремал он у дорожки, 
    А проснулся — Улыбнулся: —
    Вот пушистый я какой!
    Ах, боюсь, Что разлечусь. 
    Тише, ветер луговой!

    (Одуванчик)

    Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все загадки и собрали все части ребуса.

    Давайте же узнаем тему сегодняшнего урока. (Ребус – «Золотой луг») Правильно. Сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина «Золотой луг». Сформулируйте цели на урок:

    1. Познакомиться с биографией М. Пришвина
    2. Познакомиться с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»

    Хорошо.

    Отгадывать загадки

    Анализировать выступления

    Отгадывать ребус

    Формулировать цели урока

    К: слушать и понимать речь других

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    Решение частных задач

    Словесный – слово учителя

    физминутка

    10 мин

    1 мин

    Ребята, а вы раньше встречались с творчеством М. Пришвина? Какие произведения М.Пришвина вы читали? Что вы знаете о М.Пришвине? Давайте познакомимся с этим замечательным писателем.


              С детства Михаил Михайлович Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты ещё маленький, не поймёшь!» Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город,  в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши Пришвина, если бы к ним в гости  не приехал из Сибири богатый дядюшка, который и увёз мальчика в эту самую Азию, только не сказочную, а настоящую. Здесь Михаил окончил гимназию, где был одним из лучших учеников.

                Михаил Пришвин — учёный, агроном, и путешественник, и охотник, и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились его детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.

    Ребята, сегодня у нас такая интересная тема. Мы говорим о луге. Давайте сейчас тоже превратимся в луг. Встаем все из-за парт. Представьте, что все вы цветочки и все растете на одном лугу. Слушайте и повторяйте за мной.

    Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
    К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
    Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
    Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
    Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
    Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
    Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
    Ты цветочки не сломай! (приседают)
    Пусть они растут, растут,
    Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

    Слушать и понимать речь учителя

    К: слушать и понимать речь других

    Решение частных задач

    Словесный – отвечают на вопросы

    Практический – чтение текста по цепочке

    Словесный – отвечают на вопросы

     Практический – самостоятельное жужжащее чтение текста

    Практический – выборочное чтение; элементы словарной работы; чтение сноски

    Практический – работа в парах

    Словесный – ответы на вопросы

    Наглядный – рассматривают картину

    Словесный – отвечают на вопросы

    10 мин

    10 мин

    Найдите на странице 123 произведение «Золотой луг». Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. Как вы думаете, почему рассказ называется так? О чем будет этот рассказ?

    Чтобы узнать, правы ли вы в своих высказываниях, давайте прочитаем этот рассказ.  Начинаем читать по цепочке этот рассказ, остальные слушают внимательно и думайте, кто из ребят был прав в своих высказываниях.

    Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, его жанре? Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. А золотой употреблено в прямом значении?(да) А какие случаи вы знаете в переносном значении?( золотые руки, золотое сердце). А как они называются?(фразеологизмы).

    От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо?(Автор-Пришвин, повествование от лица мальчика, автор вспоминает о детстве) Чтобы это узнать, нужно еще раз прочитать рассказ. Каждый читает в полголоса, чтобы не мешать своим одноклассникам. Кто был старше из братьев? Почему? Найдите подтверждение в тексте(« …Он впереди, я — в пяту»)

    Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.) Найдите еще неизвестные вам слова. Предположите, что означает слово «промысел»? Найдите в тексте предложения с этим словом.(Промысел – это действия, с определенной целью)

    Что означает словосочетание «удить рыбу»? (Ловить рыбу)

     Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе М. Пришвина? (Фукну, фукнет) Что означает это слово?(дунуть) Почему автор называет дунуть-фукнуть?(Потому что слово «фукнуть» напоминает звук, когда человек дует) Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте.

    Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте.

    С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке)

    В заключении содержится вывод, подтверждающий главную мысль всего рассказа. В чем, по-вашему, она состоит? Обсудите в парах. (обсуждение в парах)

    Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (Только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.)

    Ребята, а вы считаете одуванчик интересным цветком? А остальные цветы неинтересные? Вы правы, все цветы по-своему интересны.

    Найдите в музейном доме картину Ван Гога «Подсолнухи».

    Какие цветки подсолнечника кажутся тяжелыми и перезревшими? (Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже — прямо над кувшином.) Как художник это показывает? (У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжелые, склоненные вниз головки.) Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, — сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки? (Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.) Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо? (Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, — золотисто- желтого, как поле подсолнухов, цвета. Фон картины зеленовато- голубой, как летнее небо.) С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы?

    Какой вывод вы можете сделать?(Что подсолнухи тянутся к солнцу даже когда их сорвали)

    Отвечать на вопросы, формулировать выводы

    Осмысленно читать текст

    Отвечать на вопросы, анализировать прочитанное

    Читать текст шепотом

    Отвечать на вопросы, анализировать

    прочитанное

    Работают в парах

    Отвечают на вопросы

    Работают по картине

    Анализ картины

    П: формулировать ответы и выводы

    П: осмысленно читают текст

    К: аргументировать свое мнение

    П: осознанно строить ответ в устной форме

    К: учитывать мнения своих одноклассников

    П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

    К: аргументировать собственное мнение

    Домашнее задание

    1 мин

    Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Дома вам предстоит подготовить пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

    Записывать задание на дом

    Рефлексия

    По содержанию

    Словесный – ответы на вопросы

    Эмоциональная

    Практический – выполнение рисунка

    2 мин

    Вернемся к нашему рассказу. Что нового вы узнали об одуванчиках? Что особенно поразило, заставило задуматься?

    Чему учит нас автор в своем произведении?

    Ребята, а вы любите цветы? Какие?

    Сейчас я раздам вам шаблоны цветов. Вам нужно оценить свою деятельность на уроке и нарисовать настроение цветку. Если вы считаете, что вы хорошо поработали на уроке и этот урок был полезным для вас, нарисуйте веселый цветок. Если же вы немного недовольны своей работой, то нарисуйте грустный цветок. Приклейте на поляну свои цветы.

    Как прошел наш урок?

    А теперь давайте устроим конкурс выразительного чтения.

    Спасибо за урок. Урок окончен.

    Подводить итоги урока

    Оценивать работу на уроке

    Рисовать цветы

    Р: осуществляют итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Валерия Сергеевна

    Слайд 3

    Солнце садится, струится водица, Птица-синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьется- Славно сегодня звенится-поется!

    Слайд 4

    План анализа : Удалось ли передать борьбу зимы и весны; Правильно ли были расставлены логические ударения; Было ли чтение эмоциональным.

    Слайд 5

    У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек , полузамёрзший , чуть живой.

    Слайд 6

    Яростно река ревёт И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?

    Слайд 7

    Посадили зернышко- Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем- Много зерен соберем. А приедут гости- Им дадим по горсти.

    Слайд 8

    В летний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки, А проснулся- Улыбнулся:- Вот пушистый я какой! Ах, боюсь, Что разлечусь. Тише, ветер луговой!

    Слайд 9

    Михаил Пришвин «Золотой луг».

    Слайд 10

    Цели: Познакомиться с биографией Михаила Пришвина; познакомиться с рассказом Михаила Пришвина «Золотой луг»

    Слайд 13

    Промысел-

    Слайд 15

    Домашнее задание: Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы...

    Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс  (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час, минута, секунда." 4 класс. (Конспект + презентация)

    Цель: Расширить знания о единицах времени, познакомимся с новой единицей времени - секундой, будем учиться выражать минуты и часы  в секундах,  учится решать задачи с этими величинами....

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)...