Игра по сказкам А. С. Пушкина
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Крысова Ирина Николаевна

Игра способствует развитию  интереса к чтению сказок, в процессе урока совершенствуются навыки читательской деятельности, коммуникативной : умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mir_skazok_a._s._pushkina.ppt391.5 КБ
Microsoft Office document icon pushkin.doc66.5 КБ
Файл raskraski_proekt.docx251.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир сказок А. С. Пушкина

Слайд 2

Цель – развить интерес к чтению произведений А.С Пушкина. Задачи: 1.вспомнить содержание сказок А.С. Пушкина. 2.выделить лучшие человеческие качества на примере героев сказок.

Слайд 3

А.С.Пушкин – великий русский поэт. Родился в 1799 году в Москве.

Слайд 4

Самый близкий друг. Арина Родионовна

Слайд 5

В чём особенность сказок А. С. Пушкина? Для кого писал сказки А. С. Пушкин? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

Слайд 6

«Лучший знаток Пушкинской сказки»

Слайд 7

Весёлая разминка 1.Кто из героев Пушкина носил золотую цепь? 2. Кто из героев Пушкина никогда не спит? 3. Чудесный предмет, который всегда говорил только правду? 4. В каком необычном транспорте путешествовали два пушкинских героя? 5. Какого острова нет на карте? 6. Жилище старика со старухой? 7. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А. С. Пушкина? 8. Сказочный персонаж, исполняющий желания? 9. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? 10. «Любимая» вещь старухи ? 11 Сколько раз закидывал старик невод в море? 12. Имя царя в «Сказке о золотом петушке»?

Слайд 8

Подбери словечко. 1. «Ой вы, гости-господа, Долго ль ехали? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете… 2. «А сидит в нем князь Гвидон, Он прислал тебе… 3. «Коли красная девица, Будь нам милая … 4. «Нужен мне работник: Повар, конюх и …

Слайд 9

Из какой сказки отрывок? 1. В синем небе звёзды блещут. В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. 2. Вдруг шатёр Распахнулся... и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. 3. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. 4.Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 5. Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

Слайд 10

Подберите слова противоположные по смыслу. Какое отношение эти слова имеют к сказкам А. С. Пушкина? ДОБРО ТРУДОЛЮБИЕ ЧЕСТНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМЕЛОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ УМ РАВНОДУШИЕ ЛЖИВОСТЬ БЕЗДЕЛЬЕ, ЛЕНЬ ГЛУПОСТЬ ВРАЖДА ЗЛО ТРУСОСТЬ БЕЗЗАБОТНОСТЬ

Слайд 11

Собери и назови сказку!

Слайд 12

6 июня празднуется Пушкинский День или День русского языка - это Российский и международный праздник, посвященный русскому языку.

Слайд 13

Выводы: 1.Каждый из нас знаком с раннего детства со сказками А. С. Пушкина. 2.В каждой сказке поэт остается на стороне придуманных добрых героев. 3. В каждой сказке он высмеивает лень, трусость, глупость и прославляет смелость, трудолюбие, находчивость . Данная презентация может быть использована на уроках литературного чтения, русского языка, ИЗО, на уроках технологии. Я хочу подарить вам мини-раскраску из моих любимых сказок.

Слайд 14

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Мир сказок А. С. Пушкина.

2 Слайд

Цель –

Задачи-

3.Слайд

       А.С.Пушкин – великий русский поэт А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Это один из самых  любимых писателей в нашей стране.

4. Слайд .  

      С самого детства   у Александра Сергеевича был один очень близкий и дорогой друг, с которым будущий поэт проводил много времени. Это его няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам.

5. Слайд.

     - Ребята, как вы думаете, в чем особенность сказок Пушкина? Что в них необычного? (Особенности сказок в том, что они написаны в стихах. Еще одна особенность сказок  в том, что Пушкин не писал сказок для детей, но их полюбили как взрослые так и дети)

6. Слайд.

- Сейчас мы с вами поиграем, самых активных в конце проекта ждет сюрприз.

 «Лучший знаток Пушкинской сказки»

7. Слайд.

 - первое задание «Весёлая разминка»  вам необходимо ответить на вопросы.

1.Кто из героев Пушкина носил золотую цепь? (Дуб.)

2. Кто из героев Пушкина никогда не спит? (Кот учёный.)

3. Какой  герой всегда говорил только правду? (Зеркальце.)

4. В каком необычном транспорте путешествовали два пушкинских героя?   
(
“Бочка по морю плывёт”.)

5. Какого острова нет на карте? (Острова Буян.

6. Жилище старика со старухой (Землянка.)

7. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А. С. Пушкина? (Бал да.)

8. Сказочный персонаж, исполняющий желания. (Рыбка.)

9. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики (Буян.)

10.  Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз (Шмель.)

11. Любимая» вещь старухи (Корыто.)

12 Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

13. Имя царя в «Сказке о золотом петушке».

8 Слайд

 - следующее задание «Подбери словечко».

9 Слайд

- Угадай название сказки по отрывку.

10.слайд

- подобрать слова противоположные по значению

11 Слайд

- собери и назови сказку

12 Слайд

6 июня празднуется Пушкинский  День или День русского языка - это Российский и международный праздник, посвященный русскому языку. В этот день проходят различные мероприятия, конкурсы русского языка и многое другое.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: перед полётом на международную космическую станцию все космонавтов обучают русскому языку.

12 Слайд  Выводы

13 Благодарю за внимание!

 Проведём конкурс  «Лучший знаток пушкинской сказки» 
- Что требовал Балда от чертей?  (оброк) 
- Кого разыскивал царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне»? (невесту) 
- Что было на голове у золотого петушка? (гребешок)
- Где стоял дуб зелёный, по которому ходил кот учёный? (у лукоморья)
- Сеть, которой поймал старик рыбку? (невод)
- Какой царь чахнет над златом? (Кощей)
- Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года)
- Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок”? («Сказка о золотом петушке»
)

-Прослушайте сказочные объявления. Кто мог их написать?


1 «Предлагаю свои услуги: могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на  рынке, печь яица, варить кашу, нянчить детей». (Балда)
2 «На работу требуется повар, конюх и плотник. Выплачивается вознаграждение за год».  (Поп).
Следующий конкурс  «Сказочный предмет». 
Вынимаю из коробки предметы по очереди. Задача — назвать сказку, в которой встречается такой предмет.

  • яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  • зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  • орех — «Сказка о царе Салтане»;
  • верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

«Продолжи фразу»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке... 
(Ровно тридцать лет и три года)
Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару...  
(Посмотреть кой-какого товару)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...
(Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку)
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут... 
(Туча по небу идёт, // Бочка по морю плывёт)
Весёлая разминка 

Молодцы, сегодня на уроке вы доказали, что являетесь знатоками и ценителями пушкинских сказок. Мы с вами совершили путешествие в таинственный мир сказок Пушкина.

Развитие лучших человеческих качеств, воспитание любви к творчеству Пушкина.

Цель

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах). Пушкин слушал певцов и сказателей на базарах и ярмарках, и в его бумагах сохранился ряд записей выслушанных им сказок.

 

 А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина - любимое чтение детей и взрослых.Каждый из нас  с раннего детства знаком со сказками известного русского  поэта. Он был за справедливость и всегда в своих сказказ оставался на стороне  придуманных добрых героев.В каждой сказке высмеивается трусость и глупость, лень и жадность и одновременно прославляется смелость и находчивость..

 

 

II. Викторина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

 

1.Жилстариксосвоеюстарухой усамого:

а) Синегоморя;

б) Чёрногоморя;

в) Красногоморя.

2.  Старикловилневодомрыбу, старуха:

а)      готовилаужин;

б)      нянчилавнуков;

в)      пряласвоюпряжу.

3.  Воротилсястариккостарухе. Чтожонвидит? Высокийтерем. Накрыльцесидитегостаруха:

а)      вкрасномпарчовомсарафане;

б)      вдорогойсобольейдушегрейке;

в)      вроскошнойнорковойшубе. .

4. Застоломсидитонацарицей,

Служатейбояредадворяне,

Наливаютейзаморскиевины;

Заедаетона:

а)      чёрноюикоркой;

б)      красноюрыбкой;

в)      пряникомпечатным.

5. - Жил старик со своею старухой у синего моря;

они жили в ветхой землянке  тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

 Старуха пряла свою пряжу.

•Назовите жилище старика со старухой. (Землянка.)

Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

Кем хотела быть старуха? (Столбовою дворянкой, царицей, владычицей морскою.)

9. Как менялось море с каждым приходом старика? (Сначала море слегка разыгралось, потом помутилось, а потом почернело.)

 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

1. Царь с царицею простился,
     В путь-дорогу снарядился,

     И царица у окна

     а) Села ждать его одна.

     б) Вместе со слугами

     в) Легла спать

2. С какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? ( Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее.)

3. Высока, стройна, бела,

    И умом, и всем видна,

    И зато горда, ломлива,

   Своенравна и ревнива. (Мачеха, сказки о мертвой царевне)

4.      Назовите кличку собаки   из   «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. (Соколко.)

5.      Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка.)

6.   Видит девица, что тут люди добрые живут.

                    Знать не будет ей обидно. О ком речь? (молодая царевна)

 

«Сказка о попе и работнике его Балде»

 

Расплачиваясь, с Балдой поп подставлял лоб. Что приговаривал Балда с укоризной?    («Не гоняйся ты поп за дешевизной».)

2. Это кто? Спит себе на соломе,
 Ест за четверых,
 Работает за семерых,
 Досветла все у него пляшет,
 Лошадь запряжет,

                   Полосу вспашет.    (Балда)

 

 3.  Пошел, сел у берега моря;
        Там он стал веревку крутить,

       да конец ее в море мочить. Для чего?

       а) чтобы напугать чертей;

       б) чтобы верёвка стала крепче;

       в) чтобы рыбу ловить.

                   4. Кто знает, как рассчитался    Балда с попом?

С первого шелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего шелка

Вышибло ум у старика.

5. Как работал Балда? (Работает за семерых)

Оброк за сколько лет должен был собрать Балда с чертей? (За три года.)

Кого послал старый бес соревноваться с Балдой ? (Внука.)

Как Балда перехитрил бесенка в первый раз? (Поймал двух зайцев, одного пустил бежать наперегонки с бесенком, а другого приберег, чтобы выдать его за первого, когда прибежит бесенок.)

9. Как Балда перехитрил бесенка во второй раз? (Сделал вод, что собирается
зашвырнуть полку аж за тучу.)

 

 

 

Викторина

- Из какой это сказки?

1. В свете ж вот какое чудо:

    Остров на море лежит, ( «Сказка о царе Салтане»)

 

2 («Сказка о царе Салтане»)

3. Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом;

    Белка там живет ручная,

    да затейница какая!

    Белка песенки поет да орешки все грызет...

- Из чего были сделаны ядра орешков, которые грызла белка?

(А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра— чистый изумруд...)

 (Сказка о царе Салтане)

4.Он над ней жужжит, кружится —

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь;

На носу вскочил волдырь. (Сказка о царе Салтане)

5. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

6. …Весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят

И в глаза ему глядят. (Сказка о царе Салтане)

7. С какими словами обращался старик к рыбке?

     - Не гневайся, сударыня рыбка…»

8.Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили — и толпой

Понесли в пустую гору?(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 

8. Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь(«Сказка о попе и работнике его Балде»

9. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей. (Сказка о царе Салтане)

10 («Сказка о золотом петушке»)

11. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

12. Дорогою ценой откупилась

       Откупилась чем только пожелаю.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

13.За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава (Сказка о царе Салтане)

14.Град на острове стоит,

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить — (Сказка о царе Салтане)

15. И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

16.  (Сказка о царе Салтане)

17. И промеж высоких гор

Видит шёлковый шатёр.

Всё в безмолвии чудесном

Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит. («Сказка о золотом петушке»)

18. Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног”.(«Сказка о попе и работнике его Балде»

 Вопросы-итоги:

1. Как звали няню поэта? (Арина)

2.   Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
(Елисей.)

Чудесный предмет, говорящий всю правду. (Зеркальце.)

 Фрукт, которым была отравлена молодая царевна. (Яблоко.)

 Имя царя в одной из сказки А. С. Пушкина. (Салтан.)

 Исполнительница песни « Во саду ли, в огороде». (Белка.)

  (Дадон.)

Презентация рассказывает о великой литературной дате – Пушкинском Дне в России, который празднуется 6 июня. Именно в этот день родился великий поэт, писатель, оставивший такое богатое литературное наследие. Его книги известны и любимы не только в нашей стране. Произведения переведены на многие языки и занимает достойное место в книжных шкафах зарубежных читателей.



Предварительный просмотр:

F:\Мир сказок А. С. Пушкин 2\Новая папка\р2.jpg

F:\Мир сказок А. С. Пушкин 2\Новая папка\р3.png

F:\Мир сказок А. С. Пушкин 2\Новая папка\р4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по сказкам А.С.Пушкина

Данный материал можно использовать на уроках -  закрепления по творчеству А.С.Пушкина....

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказхки!". Игра построена в форме соревнования команд и разбита на туры. Победитедя ждет награда, проигравших - утешительный приз....

Презентация "Игра по сказкам А.С.Пушкина"

Использую во время клубного часа в группе продлённого дня. Развлекательно-познавательный материал....

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Интерактивная игра  по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

Интеллектуальная игра "Своя игра" по сказкам А. С. Пушкина

Данная разработка может быть использована во внеклассной работе, на обобщающих уроках по литературному чтению, посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также в летней работе при организации Пушкинского...