Развитие критического мышления младших школьников средствами чтения
статья по чтению на тему

Найда Галина Ивановна

 

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем адекватность полученного образования социально-экономическим условиям.

Сегодня в нашем быстро меняющемся мире знания, полученные  ещё в школе, через какое-то время устаревают и нуждаются в коррекции. Поэтому современному человеку важно уметь ориентироваться в большом потоке информации, самостоятельно получать её из разных источников, уметь  анализировать и критически мыслить. Критичность мышления значительно повышает  надёжность образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Найда Галина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11, Россия,  г. Новый Уренгой

Развитие критического мышления  младших школьников

средствами чтения

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем адекватность полученного образования социально-экономическим условиям.

Сегодня в нашем быстро меняющемся мире знания, полученные  ещё в школе, через какое-то время устаревают и нуждаются в коррекции. Поэтому современному человеку важно уметь ориентироваться в большом потоке информации, самостоятельно получать её из разных источников, уметь  анализировать и критически мыслить. Критичность мышления значительно повышает  надёжность образования.

Опыт показывает, что уже в начальной школе возможно заложить основы критического мышления через использование методов технологии развития критического мышления. Совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности, и направленных на достижение определенных ориентиров, в педагогической  литературе рассматривается как учебная стратегия.

Одна из таких стратегий - чтение с остановками. Мы часто видим, как некоторые люди,  читая, делают остановки для пометок, внутренних вопросов, критических замечаний. Такое чтение помогает увидеть в тексте факты, которые не сразу видны, прийти к новым уровням понимания прочитанного.

Чтению с остановками я начинаю учить ребят уже во втором классе.  Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом:

1. Ещё до чтения текста в течение трёх – четырёх  минут знакомлю ребят с автором произведения, стараюсь сообщить те моменты биографии, которые могут быть интересны детям.

2. Далее идёт работа с текстом до чтения – антиципация. Дети высказывают свои предположения о том, что может произойти в рассказе с таким названием, выделяют его героев.

3. При подготовке к уроку выделяю в тексте две – три остановки и готовлю  вопросы, побуждающие  школьников к размышлению, анализу («Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше могут развиваться события?»). Ребята высказывают свои предположения, гипотезы. Вовлечение учащихся в аналитическую мыслительную деятельность позволяет пробудить у них интерес к изучаемому материалу, помогает осмыслить содержание, сделать сам процесс чтения мотивированным.

Чтобы научить школьников аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста использую приём «Дерево предсказаний». В центре доски располагаю  вопросы, а на стрелочках, отходящих от него, ребята записывают объяснения своим версиям. После прочтения рассказа возвращаемся к записям, соотносим их с содержанием, анализируем.

4. Далее предлагаю учащимся на выбор пословицы, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к пониманию  сюжета. Ребята выбирают одну из них, аргументируя свой выбор.

Опыт такой работы проверен временем и показывает, что чтение с остановками содействует формированию культуры чтения и общему развитию младшего школьника.

Большое внимание уделяю формированию умения задавать вопросы, поскольку они способствуют развитию познавательной активности. Благодаря вопросам мы можем сориентироваться в окружающем мире, лучше разобраться в ситуации и взглянуть на нее под иным углом зрения. Но многие из нас задают лишь примитивные вопросы, требующие однозначного ответа, небольшого напряжения памяти. Вопросы же младших школьников  чаще всего односложные и связаны только с фактической стороной материала. Умение задавать продуманные вопросы, требующие активизации мыслительной деятельности – этот тот навык, которому следует целенаправленно учить.

Прежде всего, приучаю ребят к мысли о том, что учимся мы для того, чтобы искать ответы на поставленные вопросы и что не всегда сразу можно на них ответить. Сама стараюсь задавать вопросы творческие, которые предполагают  несколько вариантов ответов и побуждают к диалогу.

Для развития умения задавать вопросы использую достаточно известную в современном образовании «Ромашку вопросов». На шести разноцветных лепестках цветках располагаются шесть типов вопросов: простые, уточняющие, объясняющие (интерпретационные), творческие, оценочные и практические.  Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». А наглядное изображение классификации помогает ребятам лучше её понять и привести свои примеры.

Когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, хорошо использовать стратегию «Вопросительные слова». В одну из двух колонок таблицы записываются понятия по изучаемой теме, а в другую вопросительные слова: как, что, где, почему, по какой причине и т.д. Далее предлагаю ребятам сформулировать как можно больше вопросов, используя элементы обоих колонок. Причём вопросы должны быть такие, на которые учащиеся не знают ответы. Выбираем наиболее интересные, продуктивные. Далее идёт поиск ответов.

Опыт показывает, что использование перечисленных стратегий позволяет заложить основы функциональной грамотности  личности, обучить школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...