«ДОБРОЕ ДЕЛО». СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5
«ДОБРОЕ ДЕЛО». СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Цели: сформировать у учащихся на основе графической модели текста элементарное образное представление о тексте как «о доме, в котором живут и дружат» предложения; показать, что предложения состоят из слов, которые фиксируются с помощью коротких прямоугольников и коротких шаблонов-фишек; сформировать у детей первичные представления о словах-предметах; раскрыть смысл условных обозначений («раскрытая книга» и «конверт»).

Оборудование: шаблон длинной прямоугольной полоски, поделенной на три части; короткий прямоугольный шаблон, окрашенный с одной стороны в розовый цвет; сказка В. Берестова «Аист и соловей».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

– Как называют домик для скворцов?

– Кто строит скворечники?

– Как можно назвать людей, которые строят скворечники, заботятся о птицах? Какое это дело – доброе или злое?

– Сегодня на уроке будем слушать текст «Доброе дело».

III. Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Какое время года изображено? (Весна.)

– Почему вы так решили? (На дереве и кустарнике зеленые листья. Небо голубое. Прилетели скворцы. Мальчик делает скворечник.)

– Составьте рассказ про мальчика, используя данную иллюстрацию.

IV. Работа по формированию представления о тексте.

Учитель знакомит учащихся с графической моделью текста («дом, в котором живут и дружат предложения»), значащих слов (в частности, слов-предметов).

Далее учитель читает первый раз текст.

Вопросы:

– Почему рассказ называется «Доброе дело»?

– Как зовут мальчика?

– Что делает Дима?

– Кто будет жить в скворечнике?

– Кто появится у скворцов?

– Рассмотрите схему-модель текста «Доброе дело».

– Покажите «крышу» этого текста.

– Покажите предложение-заголовок, то есть название рассказа в схеме-модели.

– Определите число предложений в этом тексте.

– Выделите (и покажите) «стенку» (начало предложения), «пол» (горизонтальную прямую линию) и «замочек» (точку в конце первого, второго и третьего предложений).

Затем учитель медленно читает рассказ второй раз, а учащиеся показывают их на графической модели текста, то есть «переселяют» заголовок рассказа и его предложения в «дом».

 Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА

Петушок стоит на ножке

      И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).

     - Ой, устала ножка,

      Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой).

      Влево ножку, вправо ножку

      Индюк пляшет под гармошку.

      То присядет, то привстанет

      И нисколько не устанет (движения по тексту).

V. Формирование представления о словах.

– Из чего состоит предложение?

– Повторите первое предложение рассказа «Доброе дело» и выложите перед собой полоску-шаблон.

– Определите, сколько слов в этом предложении. (Три слова.)

– Разрежьте полоску на три части.

Учитель выполняет схему на доске.

.

– Покажите первое слово, второе и третье слово в этом предложении.

– Слова могут обозначать предметы.

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Воробей, снегирь, синица.)

– Покажите их условное графическое обозначение (розовый прямоугольник) на странице.

– Положите перед собой на столе прямоугольник, который обозначает слово-предмет.

– Как  можно  назвать  одним  словом  воробья,  снегиря  и  синицу?
(Птицы.)

– Покажите это слово на странице и обозначьте шаблоном.

– Определите: эти предметы живые или неживые?

– Каких еще птиц вы знаете?

Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их и показывают условное обозначение «слово-предмет» – прямоугольник розового цвета.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку… Ку-ку!»

                        (Кукушка.)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

                        (Дятел.)

Днем спит,

Ночью летает.

                        (Сова.)

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Вывод: слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что? Одушевленные предметы отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?

 Физкультминутка на слайде

«Птицы – наши друзья»

VI. Чтение и анализ сказки В. Берестова.

АИСТ И СОЛОВЕЙ

...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так  ли это.

Аист  очень  торопился.  Ему  не  терпелось  стать  первым  в  мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

– Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

– Надо делать вот так.

– Всё ясно, – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

        А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц.

        – Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

Вопросы.

– Кто из героев сказки вам понравился: аист или соловей? Почему?

– Кого называют мудрецом?

– Как вел себя соловей?

– Сравните поведение аиста и соловья.

– Чему учит это произведение?

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– На какие вопросы отвечают слова-предметы?

– Каким условным знаком будем обозначать слова-предметы?

– Назовите автора сказки «Аист и соловей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

План-конспект урока с ЭОР "Слова-предметы. Живые и неживые предметы"

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова, которые отвечают на вопрос: «кто? что?», являются в русском языке словами – названиями предметов, раз...

Окружающий мир. Живое и неживое. Свойства живых организмов.

Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием системно-деятельностного подхода....

Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации живых и неживых предметов, 1 класс, ОНР 3 уровня.

laquo;Слова, обозначающие живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы»....