Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение:1-4 классы: программа/ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана - Граф, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx175.29 КБ

Предварительный просмотр:

лит2 001

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 

Предметные результаты

2 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

 определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

 понимать и объяснять нравственно-этические  правила  поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

 группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

 понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

 пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

 различать пословицы и загадки по темам;

 использовать в речи литературоведческие понятия  (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

 осознавать нравственные и этические ценности произведения;

 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг

по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

 рассказывать сказки с присказками;

 создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

 делать иллюстрации к изученным произведениям;

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию  из  таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге в ее аппарате;

 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять,  уточнять.

Содержание программы

2 класс (136 ч.)

Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.

  Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. (Желательно: темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, для хорошо читающих детей – более 50 слов в минуту). Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Читательские умения.

  • Самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
  • Умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
  • Определять тему чтения и жанр книги;
  • Самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.

Межпредметные связи:

  • С уроками русского языка: запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  • С уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка).

 

Раздел

       Тема урока

Характеристика основной деятельности

1.

О нашей Родине.

(5 ч.)

1. Ф.Савинов. «Родина» Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы.

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия.

2. И Никитин «Русь» Работа над выразительностью чтения.

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

3. С Романовский. «Русь» Определение эмоционального состояния героя.

Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев.

4. С Романовский. «Слово о Русской земле» Сравнение жанров: рассказ, стихотворение.

Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

5. С Прокофьев «Родина» Работа над выразительностью чтения.

Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине.

2.

Устное народное творчество

(5 ч.)

6. Народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки. Сравнение разных фольклорных форм.

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия.

7.  Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал». Составление плана.

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

8. Былина. «Три поездки Ильи Муромца» Творческая работа: придумать продолжение былины.

Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев.

9. Фольклор. Шутка, считалка, потешка. Выразительное чтение диалога шутки.

Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

10. Проверь себя. Обобщение по теме «Устное народное творчество»

Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине.

3.

О детях и для детей.

(14 ч.)

11. А.Барто «Катя» Сравнение стихов по теме.

Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения (что хочешь показать), тона (осуждающий, поощряющий, восхищённый и т. д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Сравнение произведений о детях.

 Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы, моделирование обложки, практическое знакомство с литературоведческим понятием «юмор». Сравнение произведений А.Барто и Б.Заходера по жанру и теме.

12. С Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» Высказывание своей точки зрения.

13. С Баруздин. «Как Алешке учиться надоело». Пересказ по иллюстрациям к произведению.

Слушание, Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям.

Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам.

14. Е Пермяк. «Смородинка». Деление на части, составление плана.

Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С.Баруздина. Определение тем.

15. Н.Носов. «Заплатка» Составление схематического плана по ключевым словам.

Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана.

Целостное восприятие произведения – слушание произведения, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Моделирование обложки и сравнение её с готовым образцом. Сравнение произведений Е.Пермяка и С.Михалкова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере.

16. И.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак. Л.Толстой. «Страшный зверь» Работа с басней: структурой и формой.

Слушание рассказа Н.Носова. Работа с текстом (задания в учебнике и тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор).

Самостоятельная работа с новым произведением (по желанию): первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий.

17. М.Зощенко. «Самое главное» Слушание рассказа.

Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк.

Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделений их особенностей. Упражнения в произношении (в группах).

Слушание сказки, выражение своего мнения о поступках героев. Работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки.

18. М.Зощенко. «Самое главное». Пересказ по картинному плану.

Работа с басней, её структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И.Крылова и Л.Н.Толстого.

19. В.Сутеев. «Кто лучше?» Чтение сказки «про себя».

Слушание художественного произведения, анализ эмоциональной реакции на произведение (сопереживание и понимание мотивов героев произведения). Чтение рассказа вслух и по частям, составление плана под руководством учителя.

Самостоятельная работа с новым произведением – чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

20. А.Митта. «Шар в окошке». Составление плана.

Работа с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста. Чтение по ролям (работа в группах).

Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

21. Е.Пермяк «Две пословицы» Объяснение пословиц, составление плана.

Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление рассказа на части по готовому плану в учебнике.

Целостное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Понимание и объяснение духовно-нравственного смысла пословиц в сказке.

Слушание стихотворения, объяснение позиции автора. Выражение собственной точки зрения.

22. Л.Пантелеев «Две лягушки» Сравнение жанров.

Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки (памятка 5).

Слушание чтения одноклассников и одновременное слежение по тексту. Выразительное чтение.

23. В.Беспальков. «Совушка» Слушание.

Первичное восприятие сказки. Изучающее чтение вслух по частям, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами текста. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы.

Работа с рубрикой «Книжная полка». Перечисление книг детских писателей, изученных произведений, характеристика героев этих произведений.

24. В. Сутеев. «Снежный зайчик»

Чтение рассказа В.Сутеева«Снежный зайчик» по частям, составление плана.

4.

Мир сказок (6 ч)

25. Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Выделение созвучий и повторов.

Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух.

Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение бытовой сказки с волшебной.

26. Братья Гримм. «Маленькие человечки» Сравнение сказок.

Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика). Сравнение сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки».

Самостоятельное ознакомительное чтение. Определение вида сказки (с приведением аргументов). Работа в группах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей.

27. Х.-К.Андерсен. «Пятеро из одного стручка» Слушание.

Первичное чтение сказки вслух по частям, слушание чтения одноклассников. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий.

Самостоятельная работа с новым произведением («Принцесса на горошине») – первичное чтение, моделирование обложки, ответы на вопросы, выполнение заданий.

28. Братья Гримм. «Семеро храбрецов» Самостоятельное чтение.

Работа со сказкой – выделение жанровых (повторы, последовательность событий) и национальных (имена героев, изобразительные детали) особенностей сказки. Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Семеро храбрецов».

Восприятие произведения – слушание сказки «Серая Звёздочка». Самостоятельная работа: чтение, выполнение заданий.

29. Братья Гримм. «Семеро храбрецов»  Выразительное чтение.

Работа с книгами по теме – выбор, называние, презентация. Повторение изученных сказок, соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок.

Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике – чтение вопросов и учебных задач, поиск ответов и решений с обоснованием. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка и самооценка работы по образцу.

30. Проверь себя. Обобщение по теме.

4.

«Уж небо осенью дышало…»

(8 ч.)

31. А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий. «Осень» Выразительное чтение.

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту.

Самостоятельная работа с новым произведением – знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора и заголовка), чтение текста произведения, моделирование обложки. Самопроверка и самооценка (сравнение построенной модели с готовым образцом, исправление ошибок, оценка работы).

Чтение вслух и молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

32. Э.Шим. «Белка и ворон», Е.Трутнева. «Осень» Рисование модели обложки.

Самостоятельная работа со сказкой «Белка и ворон» - чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради, наблюдение за формой текста, выразительное чтение по ролям.

Слушание стихотворения, наблюдение за текстом, соотнесение текста с иллюстрацией. Тренировка выразительного чтения. Сравнение произведения Э.Шима и Е.Трутневой (работа с таблицей).

33. Н.Сладков. «Эхо» Беседа по содержанию.

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа.

Слушание чтения одноклассников, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию, ответы на вопросы и дополнение ответов одноклассников. Чтение наизусть (тренировка с опорой на алгоритм действий).

34. Н.Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. Отработка навыка чтения.

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении.

Повторение и объяснение понятия «загадка».

Чтение рассказа М.Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу.

35. М.Пришвин. «Недосмотренные грибы» Подробный пересказ.

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради с использованием текста произведения, объяснение ответов.

Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике.

Слушание чтения одноклассников (работа в парах), выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

36. Э. Шим «Храбрый опёнок». Слушание.

Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н.Сладкова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима.

37. К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение.

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самопроверка и самооценка уровня начитанности.

38. Проверь себя. Обобщение по теме «О родной природе»

5.

Снежок порхает, кружится…

(19 ч.)

39. З.Александрова. «Зима». Обучение работе с рубрикой «Подсказка».

Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению с использованим памятки 1, моделирование обложки.

Слушание чтения одноклассников, определение авторской принадлежности, объяснение заголовка, моделирование обложки. Составление плана: озаглавливание каждой части и подробный или краткий пересказ.

40. С.Иванов «Каким бывает снег» Составление плана.

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана, Обучение подробному пересказу по плану.

Чтение стихотворения выразительно. Сравнение произведений С.Есенина и С.Иванова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере.

41. И.Соколов-Микитов. «Зима в лесу» Деление текста на части.

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

42. Э Шим. «Всем вам крышка» Слушание сказки.

43. К.Ушинский. «Мороз не страшен» Работа с иллюстрациями к тексту.

44.  Русская сказка «Дети Деда Мороза» Составление плана.

Слушание сказки. Комментирование заглавия, Образ Морозко, реальные и сказочные события.

45. М.Пришвин. «Деревья в лесу» Выразительное чтение.

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок.

Чтение сказки по эпизодам под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради.

46. Коллективное творчество: «Зима в лесу»

Работа с рассказом – самостоятельная подготовка выразительного чтения, выразительное чтение, выполнение заданий в тетради.

Самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение произведений М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру.

47. И.Суриков. «Детство» Беседа об отношении к природе.

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы».

48. В.Даль. «Девочка Снегурочка» Слушание.

Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков.

49. В.Даль. «Девочка Снегурочка» Самостоятельная работа со сказкой.

Работа со сказкой – чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

Самостоятельное первичное чтение – по частям (работа по группам), выполнение заданий в тетради, проверка работы по готовому образцу. Сравнение русской и японской сказок: определение сходства и различий, сравнение поведения героев. Определение жанра (бытовые сказки с превращениями и запретами).

50. Русская народная сказка «Снегурочка» Составление плана.

51. Русская народная сказка «Снегурочка». Упражнение в чтении по частям.

52. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует». Сравнение произведений.

Чтение рассказа про себя, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.

53. И.Соколов-Микитов. «Узоры на снегу» Самостоятельное чтение.

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа.

Слушание. Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному

чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

54. И.Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?». Слушание.

Слушание сказки. Выполнение заданий к тексту в учебной хрестоматии. Работа по группам: чтение по частям.

55. Коллективное творчество: «Царство Мороза Ивановича»

Проектная деятельность (работа в группах). Определение учебной задачи (постановка спектакля, создание книги с иллюстрациями к сказке, выставка книг и т.д.), распределение работы (определение вида работы, подбор материала, оформление и т.д.). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация.

6.

Здравствуй, праздник новогодний!

(9 ч.)

56.С.Михалков. «В снегу стояла ёлочка». Слушание.

Слушание. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания).

Объяснение  своей точки зрения и соотнесение  ее с авторской позицией. Определение  по отрывку произведения.

57. А.Гайдар. «Ёлка в тайге». Первичное знакомство с произведением.

Слушание произведения. Моделирование обложки. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, ответы на вопросы к тексту произведения. Знакомство с книгами Х.-К.Андерсена для детей. Самостоятельный выбор и работа с книгой.

58. А.Гайдар «Ёлка в тайге» Работа с моделями.

Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержании. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А.Гайдара «Чук и Гек».

59. А.Гайдар «Ёлка в тайге» Самостоятельная работа в тетрадях.

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. Повторение произведений С.Маршака.

60.Книги С.Маршака. Отработка навыка чтения.

Самостоятельное первичное чтение стихотворения. Моделирование обложки: указать фамилию автора и заголовок, определить тему, жанр. Чтение вслух по строфам; выразительное чтение. Коллективная творческая работа «Приметы Нового года».

61. С.Маршак. «Декабрь». Выразительное чтение.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

62. С. Городецкий. Новогодние приметы»

Чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, поиск по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения. Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе.

63. Проверь себя. Обобщение по теме: «Здравствуй, праздник новогодний!»

Подбор книг на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составление выставки книг о Новом годе.

64. Урок – утренник. «Идёт волшебница – зима».

Выставка творческих работ учащихся по теме; конкурс чтецов и рассказчиков; инсценирование отдельных произведений или постановка «живых картин»; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам учебника».

7.

Произведения о животных.

(15 ч.)

65. Народная песня «Буренушка». В.Жуковский. «Птичка»

Чтение, развитие навыков чтения, читательских умений. Различение  народных песен, загадок, сказок, народных и авторских сказок; отличие реальных событий от волшебных; нахождение  в тексте пословиц  и их объяснение.

Рассказывание сказки или ее части близко к тексту; сочинение сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; отбор в библиотеке книг о животных; составление книжки-самоделки о героях-животных; иллюстрирование понравившегося эпизода произведения; нахождение ответов на вопросы, подтверждение текстом; характеристика героев и их поступков.

Сочинение  рассказа о своем животном.

Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.

66. К.Ушинский. «Кот Васька», Е.Благинина. «Голоса леса» Сравнение жанров.

67. М.Пришвин. «Старый гриб», П.Комаров. «Олененок». Отношение автора к своему герою.

68. К.Ушинский. «Лиса Патрикеевна».

69. Пословицы, поговорки, скороговорки.

70. В.Бианки. «Ёж-спаситель». Деление на части.

Знакомство с произведением до первичного восприятия – называние произведения, объяснение заголовка. Самостоятельное чтение молча, определение жанра и темы. Работа сословарём, чтение вслух по абзацам, выполнение заданий в учебнике и тетради.

Чтение скороговорки. Самостоятельная работа с новым произведением.

71 М.Дудин. «Тары – бары». Выразительное чтение.

Слушание стихотворения, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий в учебнике и тетради. Называние известных сказок с присказками.

Ознакомительное чтение, моделирование: составление плана в виде блок-схемы.

72. К.Ушинский. «Плутишка кот» Слушание.

Слушание, развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. Чтение  в учебной хрестоматии «Барсучий нос» и выполнение заданий в тетради.

73. Русская сказка. «Журавль и цапля». Самостоятельное чтение.

Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ.

Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана. Пересказ по плану.

74.Сказка «Зимовье зверей». Работа с текстом и иллюстрациями.

Слушание. Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. Краткий пересказ сказки по плану в учебнике, подбор сказок о животных.  Самостоятельная работа, взаимопроверка.

75. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Знакомство со сказкой..

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Определение особенностей построения сказки (сказка-диалог). Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Чтение вслух и молча. Выявление национальных особенностей авторской сказки (топонимы). Сравнение литературных сказок)

76. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Выявление в произведении реального и вымышленного.

Чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок.

77. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Сравнение литературных сказок.

Работа в библиотеке или в атмосфере библиотеки. Выбор книг со сказками  о животных (работа в группах).

Повторение изученных произведений (сказок, стихотворений, рассказов, загадок о животных).

Выполнение заданий. Классифицирование изученных произведений по жанрам (работа в группах).

78. Русская сказка «Белые перышки» Сравнение народных сказок.

8.

Зарубежные сказки

(11 ч.)

80. Украинская сказка «Колосок»

Слушание. Развитие читательских навыков. Работа с текстом. Сравнение сказок разных народов. Словесная характеристика героев. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения; составление схематического плана пересказывание подробно и сжато по готовому плану.

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения;выразительное чтение отрывков из произведений при повторном чтении; пересказывание подробно, сжато по готовому плану. Самостоятельная работа, взаимопроверка.

81. Английская сказка «Как Джек за

счастьем ходил». Самостоятельное

чтение.

82. Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил». Пересказ от лица Джека.

83. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Знакомство.

84. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Чтение веселых историй.

85. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Образы героев сказки.

86. Братья Гримм. «Бременские музыканты» Слушание.

87. Братья Гримм. «Бременские музыканты» Сравнение сказок разных народов.

88. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Слушание.

89. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Сравнение со сказкой С.Михалкова.

90. Проверь себя. Обобщение.

9.

Рассказы, стихи, сказки о семье.

(14 ч.)

91. Л.Толстой. «Лучше всех». Отработка навыка чтения.

Слушание рассказа, ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова быль.

92. Е.Пермяк «Случай с кошельком» Выполнение заданий в учебнике.

Целостное восприятие текста – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций.

Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, ответы на вопросы в учебнике, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради.

93. С.Аксаков. «Моя сестра». Образ матери, дочери, сестры.

94. М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный…», В.Осеева. «Сыновья»,  А.Майков. «Колыбельная песня.

95. Л.Толстой. «Отец и сыновья», А.Плещеев. «Дедушка» Определение главной мысли.

Слушание произведения, Работа с текстом: чтение по строкам и строфам.

Формирование целостного восприятия – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Моделирование обложки, сравнение с готовой моделью.

96.Л.Воронкова. «Катин подарок», Ю.Коринец. «Март» Подробный пересказ.

97. А.Плещеев. «Песня матери» Работа над выразительностью чтения.

Слушание. Выявление первичного восприятия произведения.самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Самостоятельная работа со стихотворением А.Плещеева чтение молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение колыбельных песен М.Лермонтова, А.Майкова и А.Плещеева.

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений.Рассказывание сказки от лица одного из героев.

98. А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Выполнение заданий в тетради.

99. Татарская сказка «Три сестры». Образы персонажей.

100. В.Солоухин. «Деревья» Выразительное чтение.

101. С. Михалков «Быль для детей»

Беседа о Дне Победы. Чтение и слушание произведений. Работа с иллюстрациями к текстам произведенй. Рассматривание книг о детях войны. Чтение выбранных книг (в группах), объяснение пословиц.

102. С. Баруздин «Салют»

103. Обобщение по теме. Выполнение

заданий в учебнике.

104. Проверь себя.

10.

Весна, весна красная…

(24 ч.)

105. Народная песня «Весна, весна красная!», А.Чехов. «Весной». Выразительное чтение.

Чтение, слушание и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Выражение при чтении вслух своего отношения к весенней природе; подбор примет и красок весны; описывание словами весеннего солнца, молодой травки, первой почки и т. д.; участие в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; пересказывание подробно и сжато по готовому плану; составление словаря по теме «Весна»; сочинение стихов, сказок, рассказов о весне; заучивание  наизусть 1–2 стихотворения и отрывков из прозаического произведения (по выбору).

106. А.Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Выполнение заданий в тетради.

107. Г.Скребицкий. «Весна-художник» Сравнение произведений о весне.

108. Н.Сладков. «Снег и Ветер». Самостоятельное чтение.

109. С.Маршак. «Весенняя песенка» Отработка выразительного чтения.

110. Э.Шим. «Чем пахнет весна». Сравнение жанров.

111. Е.Баратынский. «Весна, весна! Как  воздух чист!,,,» Выполнение заданий в учебнике и тетради.

112. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится…». Упражнение в выразительном чтении.

113. А.Куприн. «Скворцы» (слушание),

Слушание, Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения.

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради.

114. Н.Сладков. «Скворец-молодец». Самостоятельная работа.

115. Н.Сладков. «Апрельские шутки», А.Барто. «Апрель». Творческая работа: сочинение рассказа или сказки.

116. Г.Скребицкий. «Жаворонок».  Самостоятельная работа.

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.Самостоятельная работа. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.

Чтение и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей.

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.

117. Фольклор: песенка-закличка, загадки.Отработка навыка правильного и выразительного чтения.

118. В.Жуковский. «Жаворонок» Определение тона, выбор темпа, выделение логических ударений.

119. О.Высотская. «Одуванчик», М.Пришвин. «Золотой луг».  Самостоятельная работа

120. П.Дудочкин. «Почему хорошо на свете». Чтение по частям.

121. Н.Сладков. «Весенний гам». Работа с моделями обложек.

122. А.Барто. «Воробей». Работа с моделями обложек.

123. М.Пришвин. «Ребята и утята». Чтение рассказа.

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте)

124. Б.Заходер. «Птичья школа»

125 К.Ушинский. «Утренние лучи». Выразительное чтение песенки жаворонка.

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков.Самостоятельная работа. Иллюстрирование книжки-самоделки.

126. . А.Барто. «Весна, весна на улице…». Самостоятельная работа.

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение)

127 Обобщение. Проверь себя.

Работа с книгами – называние книги, характеристика прочитанных книг, группирование по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. Работа с книгами о природе (в группах).

128. Обобщение по теме. Выполнение заданий в тетради.

Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу.

11.

Волшебные сказки

(8 ч.)

129. Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение 1, 2 частей.

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Различение сказок о животных, бытовых, волшебных; сравнивание волшебных сказок – народных и авторских; сочинение сказки с волшебными предметами; самостоятельное  чтение волшебных сказок, русских и зарубежных  сказок; оценка поступков героев;рассказывание сказки близко к тексту;наизусть отрывков из сказки в стихах.

Сравнение моделей обложек.

130. Русская народная сказка «Хаврошечка». Работа с содержанием сказки.

131. А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Слушание.

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек.

132. А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ частей сказки.

133. Шарль Перро. «Кот в сапогах». Слушание.

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек.

134. Шарль Перро. «Кот в сапогах». Работа с произведением.

135.Литературное слушание

Мир сказок и чудес

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, заголовков отдельных глав). Слушание первой главы «Вниз по кроличьей норе». Чтение вслух по очереди главы «Море слёз».

Оформление дневника летнего чтения.

136.Обобщение. Летнее чтение

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...