Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение:1-4 классы: программа/ Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана - Граф, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 175.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
2 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Содержание программы
2 класс (136 ч.)
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. (Желательно: темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, для хорошо читающих детей – более 50 слов в минуту). Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения.
- Самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
- Умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
- Определять тему чтения и жанр книги;
- Самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Межпредметные связи:
- С уроками русского языка: запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
- С уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка).
№
| Раздел | Тема урока | Характеристика основной деятельности | |
1. | О нашей Родине. (5 ч.) | 1. Ф.Савинов. «Родина» Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия. | |
2. И Никитин «Русь» Работа над выразительностью чтения. | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | |||
3. С Романовский. «Русь» Определение эмоционального состояния героя. | Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев. | |||
4. С Романовский. «Слово о Русской земле» Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. | Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | |||
5. С Прокофьев «Родина» Работа над выразительностью чтения. | Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине. | |||
2. | Устное народное творчество (5 ч.) | 6. Народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки. Сравнение разных фольклорных форм. | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия. | |
7. Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал». Составление плана. | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | |||
8. Былина. «Три поездки Ильи Муромца» Творческая работа: придумать продолжение былины. | Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев. | |||
9. Фольклор. Шутка, считалка, потешка. Выразительное чтение диалога шутки. | Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | |||
10. Проверь себя. Обобщение по теме «Устное народное творчество» | Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине. | |||
3. | О детях и для детей. (14 ч.) | 11. А.Барто «Катя» Сравнение стихов по теме. | Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения (что хочешь показать), тона (осуждающий, поощряющий, восхищённый и т. д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Сравнение произведений о детях. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы, моделирование обложки, практическое знакомство с литературоведческим понятием «юмор». Сравнение произведений А.Барто и Б.Заходера по жанру и теме. | |
12. С Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» Высказывание своей точки зрения. | ||||
13. С Баруздин. «Как Алешке учиться надоело». Пересказ по иллюстрациям к произведению. | Слушание, Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям. Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам. | |||
14. Е Пермяк. «Смородинка». Деление на части, составление плана. | Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С.Баруздина. Определение тем. | |||
15. Н.Носов. «Заплатка» Составление схематического плана по ключевым словам. | Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие произведения – слушание произведения, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Моделирование обложки и сравнение её с готовым образцом. Сравнение произведений Е.Пермяка и С.Михалкова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере. | |||
16. И.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак. Л.Толстой. «Страшный зверь» Работа с басней: структурой и формой. | Слушание рассказа Н.Носова. Работа с текстом (задания в учебнике и тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор). Самостоятельная работа с новым произведением (по желанию): первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий. | |||
17. М.Зощенко. «Самое главное» Слушание рассказа. | Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк. Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделений их особенностей. Упражнения в произношении (в группах). Слушание сказки, выражение своего мнения о поступках героев. Работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки. | |||
18. М.Зощенко. «Самое главное». Пересказ по картинному плану. | Работа с басней, её структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И.Крылова и Л.Н.Толстого. | |||
19. В.Сутеев. «Кто лучше?» Чтение сказки «про себя». | Слушание художественного произведения, анализ эмоциональной реакции на произведение (сопереживание и понимание мотивов героев произведения). Чтение рассказа вслух и по частям, составление плана под руководством учителя. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. | |||
20. А.Митта. «Шар в окошке». Составление плана. | Работа с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста. Чтение по ролям (работа в группах). Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. | |||
21. Е.Пермяк «Две пословицы» Объяснение пословиц, составление плана. | Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление рассказа на части по готовому плану в учебнике. Целостное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Понимание и объяснение духовно-нравственного смысла пословиц в сказке. Слушание стихотворения, объяснение позиции автора. Выражение собственной точки зрения. | |||
22. Л.Пантелеев «Две лягушки» Сравнение жанров. | Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки (памятка 5). Слушание чтения одноклассников и одновременное слежение по тексту. Выразительное чтение. | |||
23. В.Беспальков. «Совушка» Слушание. | Первичное восприятие сказки. Изучающее чтение вслух по частям, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами текста. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы. Работа с рубрикой «Книжная полка». Перечисление книг детских писателей, изученных произведений, характеристика героев этих произведений. | |||
24. В. Сутеев. «Снежный зайчик» | Чтение рассказа В.Сутеева«Снежный зайчик» по частям, составление плана. | |||
4. | Мир сказок (6 ч) | 25. Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Выделение созвучий и повторов. | Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух. Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение бытовой сказки с волшебной. | |
26. Братья Гримм. «Маленькие человечки» Сравнение сказок. | Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика). Сравнение сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки». Самостоятельное ознакомительное чтение. Определение вида сказки (с приведением аргументов). Работа в группах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей. | |||
27. Х.-К.Андерсен. «Пятеро из одного стручка» Слушание. | Первичное чтение сказки вслух по частям, слушание чтения одноклассников. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий. Самостоятельная работа с новым произведением («Принцесса на горошине») – первичное чтение, моделирование обложки, ответы на вопросы, выполнение заданий. | |||
28. Братья Гримм. «Семеро храбрецов» Самостоятельное чтение. | Работа со сказкой – выделение жанровых (повторы, последовательность событий) и национальных (имена героев, изобразительные детали) особенностей сказки. Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Семеро храбрецов». Восприятие произведения – слушание сказки «Серая Звёздочка». Самостоятельная работа: чтение, выполнение заданий. | |||
29. Братья Гримм. «Семеро храбрецов» Выразительное чтение. | Работа с книгами по теме – выбор, называние, презентация. Повторение изученных сказок, соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок. Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике – чтение вопросов и учебных задач, поиск ответов и решений с обоснованием. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка и самооценка работы по образцу. | |||
30. Проверь себя. Обобщение по теме. | ||||
4. | «Уж небо осенью дышало…» (8 ч.) | 31. А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий. «Осень» Выразительное чтение. | Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту. Самостоятельная работа с новым произведением – знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора и заголовка), чтение текста произведения, моделирование обложки. Самопроверка и самооценка (сравнение построенной модели с готовым образцом, исправление ошибок, оценка работы). Чтение вслух и молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. | |
32. Э.Шим. «Белка и ворон», Е.Трутнева. «Осень» Рисование модели обложки. | Самостоятельная работа со сказкой «Белка и ворон» - чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради, наблюдение за формой текста, выразительное чтение по ролям. Слушание стихотворения, наблюдение за текстом, соотнесение текста с иллюстрацией. Тренировка выразительного чтения. Сравнение произведения Э.Шима и Е.Трутневой (работа с таблицей). | |||
33. Н.Сладков. «Эхо» Беседа по содержанию. | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа. Слушание чтения одноклассников, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию, ответы на вопросы и дополнение ответов одноклассников. Чтение наизусть (тренировка с опорой на алгоритм действий). | |||
34. Н.Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. Отработка навыка чтения. | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Повторение и объяснение понятия «загадка». Чтение рассказа М.Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу. | |||
35. М.Пришвин. «Недосмотренные грибы» Подробный пересказ. | Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради с использованием текста произведения, объяснение ответов. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике. Слушание чтения одноклассников (работа в парах), выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. | |||
36. Э. Шим «Храбрый опёнок». Слушание. | Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н.Сладкова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима. | |||
37. К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение. | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самопроверка и самооценка уровня начитанности. | |||
38. Проверь себя. Обобщение по теме «О родной природе» | ||||
5. | Снежок порхает, кружится… (19 ч.) | 39. З.Александрова. «Зима». Обучение работе с рубрикой «Подсказка». | Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению с использованим памятки 1, моделирование обложки. Слушание чтения одноклассников, определение авторской принадлежности, объяснение заголовка, моделирование обложки. Составление плана: озаглавливание каждой части и подробный или краткий пересказ. | |
40. С.Иванов «Каким бывает снег» Составление плана. | Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана, Обучение подробному пересказу по плану. Чтение стихотворения выразительно. Сравнение произведений С.Есенина и С.Иванова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере. | |||
41. И.Соколов-Микитов. «Зима в лесу» Деление текста на части. | Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. | |||
42. Э Шим. «Всем вам крышка» Слушание сказки. | ||||
43. К.Ушинский. «Мороз не страшен» Работа с иллюстрациями к тексту. | ||||
44. Русская сказка «Дети Деда Мороза» Составление плана. | Слушание сказки. Комментирование заглавия, Образ Морозко, реальные и сказочные события. | |||
45. М.Пришвин. «Деревья в лесу» Выразительное чтение. | Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок. Чтение сказки по эпизодам под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. | |||
46. Коллективное творчество: «Зима в лесу» | Работа с рассказом – самостоятельная подготовка выразительного чтения, выразительное чтение, выполнение заданий в тетради. Самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение произведений М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру. | |||
47. И.Суриков. «Детство» Беседа об отношении к природе. | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы». | |||
48. В.Даль. «Девочка Снегурочка» Слушание. | Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков. | |||
49. В.Даль. «Девочка Снегурочка» Самостоятельная работа со сказкой. | Работа со сказкой – чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов. Самостоятельное первичное чтение – по частям (работа по группам), выполнение заданий в тетради, проверка работы по готовому образцу. Сравнение русской и японской сказок: определение сходства и различий, сравнение поведения героев. Определение жанра (бытовые сказки с превращениями и запретами). | |||
50. Русская народная сказка «Снегурочка» Составление плана. | ||||
51. Русская народная сказка «Снегурочка». Упражнение в чтении по частям. | ||||
52. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует». Сравнение произведений. | Чтение рассказа про себя, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе. | |||
53. И.Соколов-Микитов. «Узоры на снегу» Самостоятельное чтение. | Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Слушание. Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | |||
54. И.Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?». Слушание. | Слушание сказки. Выполнение заданий к тексту в учебной хрестоматии. Работа по группам: чтение по частям. | |||
55. Коллективное творчество: «Царство Мороза Ивановича» | Проектная деятельность (работа в группах). Определение учебной задачи (постановка спектакля, создание книги с иллюстрациями к сказке, выставка книг и т.д.), распределение работы (определение вида работы, подбор материала, оформление и т.д.). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация. | |||
6. | Здравствуй, праздник новогодний! (9 ч.) | 56.С.Михалков. «В снегу стояла ёлочка». Слушание. | Слушание. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания). Объяснение своей точки зрения и соотнесение ее с авторской позицией. Определение по отрывку произведения. | |
57. А.Гайдар. «Ёлка в тайге». Первичное знакомство с произведением. | Слушание произведения. Моделирование обложки. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, ответы на вопросы к тексту произведения. Знакомство с книгами Х.-К.Андерсена для детей. Самостоятельный выбор и работа с книгой. | |||
58. А.Гайдар «Ёлка в тайге» Работа с моделями. | Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержании. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А.Гайдара «Чук и Гек». | |||
59. А.Гайдар «Ёлка в тайге» Самостоятельная работа в тетрадях. | Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. Повторение произведений С.Маршака. | |||
60.Книги С.Маршака. Отработка навыка чтения. | Самостоятельное первичное чтение стихотворения. Моделирование обложки: указать фамилию автора и заголовок, определить тему, жанр. Чтение вслух по строфам; выразительное чтение. Коллективная творческая работа «Приметы Нового года». | |||
61. С.Маршак. «Декабрь». Выразительное чтение. | Выполнение заданий в учебнике и тетради. | |||
62. С. Городецкий. Новогодние приметы» | Чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, поиск по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения. Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе. | |||
63. Проверь себя. Обобщение по теме: «Здравствуй, праздник новогодний!» | Подбор книг на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составление выставки книг о Новом годе. | |||
64. Урок – утренник. «Идёт волшебница – зима». | Выставка творческих работ учащихся по теме; конкурс чтецов и рассказчиков; инсценирование отдельных произведений или постановка «живых картин»; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам учебника». | |||
7. | Произведения о животных. (15 ч.) | 65. Народная песня «Буренушка». В.Жуковский. «Птичка» | Чтение, развитие навыков чтения, читательских умений. Различение народных песен, загадок, сказок, народных и авторских сказок; отличие реальных событий от волшебных; нахождение в тексте пословиц и их объяснение. Рассказывание сказки или ее части близко к тексту; сочинение сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; отбор в библиотеке книг о животных; составление книжки-самоделки о героях-животных; иллюстрирование понравившегося эпизода произведения; нахождение ответов на вопросы, подтверждение текстом; характеристика героев и их поступков. Сочинение рассказа о своем животном. Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения. | |
66. К.Ушинский. «Кот Васька», Е.Благинина. «Голоса леса» Сравнение жанров. | ||||
67. М.Пришвин. «Старый гриб», П.Комаров. «Олененок». Отношение автора к своему герою. | ||||
68. К.Ушинский. «Лиса Патрикеевна». | ||||
69. Пословицы, поговорки, скороговорки. | ||||
70. В.Бианки. «Ёж-спаситель». Деление на части. | Знакомство с произведением до первичного восприятия – называние произведения, объяснение заголовка. Самостоятельное чтение молча, определение жанра и темы. Работа сословарём, чтение вслух по абзацам, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение скороговорки. Самостоятельная работа с новым произведением. | |||
71 М.Дудин. «Тары – бары». Выразительное чтение. | Слушание стихотворения, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий в учебнике и тетради. Называние известных сказок с присказками. Ознакомительное чтение, моделирование: составление плана в виде блок-схемы. | |||
72. К.Ушинский. «Плутишка кот» Слушание. | Слушание, развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. Чтение в учебной хрестоматии «Барсучий нос» и выполнение заданий в тетради. | |||
73. Русская сказка. «Журавль и цапля». Самостоятельное чтение. | Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ. Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана. Пересказ по плану. | |||
74.Сказка «Зимовье зверей». Работа с текстом и иллюстрациями. | Слушание. Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. Краткий пересказ сказки по плану в учебнике, подбор сказок о животных. Самостоятельная работа, взаимопроверка. | |||
75. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Знакомство со сказкой.. | Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Определение особенностей построения сказки (сказка-диалог). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение вслух и молча. Выявление национальных особенностей авторской сказки (топонимы). Сравнение литературных сказок) | |||
76. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Выявление в произведении реального и вымышленного. | Чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок. | |||
77. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Сравнение литературных сказок. | Работа в библиотеке или в атмосфере библиотеки. Выбор книг со сказками о животных (работа в группах). Повторение изученных произведений (сказок, стихотворений, рассказов, загадок о животных). Выполнение заданий. Классифицирование изученных произведений по жанрам (работа в группах). | |||
78. Русская сказка «Белые перышки» Сравнение народных сказок. | ||||
8. | Зарубежные сказки (11 ч.) | 80. Украинская сказка «Колосок» | Слушание. Развитие читательских навыков. Работа с текстом. Сравнение сказок разных народов. Словесная характеристика героев. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения; составление схематического плана пересказывание подробно и сжато по готовому плану. Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения;выразительное чтение отрывков из произведений при повторном чтении; пересказывание подробно, сжато по готовому плану. Самостоятельная работа, взаимопроверка. | |
81. Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил». Самостоятельное чтение. | ||||
82. Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил». Пересказ от лица Джека. | ||||
83. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Знакомство. | ||||
84. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Чтение веселых историй. | ||||
85. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Образы героев сказки. | ||||
86. Братья Гримм. «Бременские музыканты» Слушание. | ||||
87. Братья Гримм. «Бременские музыканты» Сравнение сказок разных народов. | ||||
88. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Слушание. | ||||
89. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Сравнение со сказкой С.Михалкова. | ||||
90. Проверь себя. Обобщение. | ||||
9. | Рассказы, стихи, сказки о семье. (14 ч.) | 91. Л.Толстой. «Лучше всех». Отработка навыка чтения. | Слушание рассказа, ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова быль. | |
92. Е.Пермяк «Случай с кошельком» Выполнение заданий в учебнике. | Целостное восприятие текста – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, ответы на вопросы в учебнике, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради. | |||
93. С.Аксаков. «Моя сестра». Образ матери, дочери, сестры. | ||||
94. М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный…», В.Осеева. «Сыновья», А.Майков. «Колыбельная песня. | ||||
95. Л.Толстой. «Отец и сыновья», А.Плещеев. «Дедушка» Определение главной мысли. | Слушание произведения, Работа с текстом: чтение по строкам и строфам. Формирование целостного восприятия – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Моделирование обложки, сравнение с готовой моделью. | |||
96.Л.Воронкова. «Катин подарок», Ю.Коринец. «Март» Подробный пересказ. | ||||
97. А.Плещеев. «Песня матери» Работа над выразительностью чтения. | Слушание. Выявление первичного восприятия произведения.самостоятельное выполнение заданий в тетради. Самостоятельная работа со стихотворением А.Плещеева чтение молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение колыбельных песен М.Лермонтова, А.Майкова и А.Плещеева. Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений.Рассказывание сказки от лица одного из героев. | |||
98. А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Выполнение заданий в тетради. | ||||
99. Татарская сказка «Три сестры». Образы персонажей. | ||||
100. В.Солоухин. «Деревья» Выразительное чтение. | ||||
101. С. Михалков «Быль для детей» | Беседа о Дне Победы. Чтение и слушание произведений. Работа с иллюстрациями к текстам произведенй. Рассматривание книг о детях войны. Чтение выбранных книг (в группах), объяснение пословиц. | |||
102. С. Баруздин «Салют» | ||||
103. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. | ||||
104. Проверь себя. | ||||
10. | Весна, весна красная… (24 ч.) | 105. Народная песня «Весна, весна красная!», А.Чехов. «Весной». Выразительное чтение. | Чтение, слушание и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Выражение при чтении вслух своего отношения к весенней природе; подбор примет и красок весны; описывание словами весеннего солнца, молодой травки, первой почки и т. д.; участие в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; пересказывание подробно и сжато по готовому плану; составление словаря по теме «Весна»; сочинение стихов, сказок, рассказов о весне; заучивание наизусть 1–2 стихотворения и отрывков из прозаического произведения (по выбору). | |
106. А.Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Выполнение заданий в тетради. | ||||
107. Г.Скребицкий. «Весна-художник» Сравнение произведений о весне. | ||||
108. Н.Сладков. «Снег и Ветер». Самостоятельное чтение. | ||||
109. С.Маршак. «Весенняя песенка» Отработка выразительного чтения. | ||||
110. Э.Шим. «Чем пахнет весна». Сравнение жанров. | ||||
111. Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!,,,» Выполнение заданий в учебнике и тетради. | ||||
112. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится…». Упражнение в выразительном чтении. | ||||
113. А.Куприн. «Скворцы» (слушание), | Слушание, Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения. Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради. | |||
114. Н.Сладков. «Скворец-молодец». Самостоятельная работа. | ||||
115. Н.Сладков. «Апрельские шутки», А.Барто. «Апрель». Творческая работа: сочинение рассказа или сказки. | ||||
116. Г.Скребицкий. «Жаворонок». Самостоятельная работа. | Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.Самостоятельная работа. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Чтение и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д. | |||
117. Фольклор: песенка-закличка, загадки.Отработка навыка правильного и выразительного чтения. | ||||
118. В.Жуковский. «Жаворонок» Определение тона, выбор темпа, выделение логических ударений. | ||||
119. О.Высотская. «Одуванчик», М.Пришвин. «Золотой луг». Самостоятельная работа | ||||
120. П.Дудочкин. «Почему хорошо на свете». Чтение по частям. | ||||
121. Н.Сладков. «Весенний гам». Работа с моделями обложек. | ||||
122. А.Барто. «Воробей». Работа с моделями обложек. | ||||
123. М.Пришвин. «Ребята и утята». Чтение рассказа. | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте) | |||
124. Б.Заходер. «Птичья школа» | ||||
125 К.Ушинский. «Утренние лучи». Выразительное чтение песенки жаворонка. | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков.Самостоятельная работа. Иллюстрирование книжки-самоделки. | |||
126. . А.Барто. «Весна, весна на улице…». Самостоятельная работа. | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) | |||
127 Обобщение. Проверь себя. | Работа с книгами – называние книги, характеристика прочитанных книг, группирование по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. Работа с книгами о природе (в группах). | |||
128. Обобщение по теме. Выполнение заданий в тетради. | Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу. | |||
11. | Волшебные сказки (8 ч.) | 129. Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение 1, 2 частей. | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Различение сказок о животных, бытовых, волшебных; сравнивание волшебных сказок – народных и авторских; сочинение сказки с волшебными предметами; самостоятельное чтение волшебных сказок, русских и зарубежных сказок; оценка поступков героев;рассказывание сказки близко к тексту;наизусть отрывков из сказки в стихах. Сравнение моделей обложек. | |
130. Русская народная сказка «Хаврошечка». Работа с содержанием сказки. | ||||
131. А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Слушание. | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек. | |||
132. А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ частей сказки. | ||||
133. Шарль Перро. «Кот в сапогах». Слушание. | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек. | |||
134. Шарль Перро. «Кот в сапогах». Работа с произведением. | ||||
135.Литературное слушание Мир сказок и чудес Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, заголовков отдельных глав). Слушание первой главы «Вниз по кроличьей норе». Чтение вслух по очереди главы «Море слёз». Оформление дневника летнего чтения. | |||
136.Обобщение. Летнее чтение | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС
Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...