Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Бутусова Олеся Николаевна

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

Задачи:

1.    познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;

2.    находить мораль в произведении;

3.    развивать навыки беглого, выразительного чтения;

4.    развивать память внимание, речь учащихся;

5.     воспитывать положительные черты характера на примере басни;

6.     продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии.

Оборудование:

Учебник 4 класс по литературному чтению, презентация, выставка книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

Задачи:

  1. познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;
  2. находить мораль в произведении;
  3. развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  4. развивать память внимание, речь учащихся;
  5. воспитывать положительные черты характера на примере басни;
  6. продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии.

Оборудование:

Учебник 4 класс по литературному чтению, презентация, выставка книг.

1. Орг. момент.

- Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения.

2. Подготовка к восприятию басни.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

- Но сначала давайте посмотрим на памятник И.А. Крылову, который установлен в Санкт-Петербурге в Летнем саду.

Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных - персонажей басен Крылова. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам.

Ребята памятник интересен тем, что на барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Мартышка и очки», «Квартет» и другие.

- И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

- Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?

- Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)

- Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.

- А что вы знаете про очки? Для чего они?

3. Первичное восприятие.

- Послушайте басню, которую я вам прочитаю.

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли вам басня?

- Наши предположения оправдались? (Да).

- Что заставило вас улыбнуться?

5. Вторичное чтение учениками.

- Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню в слух.

6. Анализ.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Потому что они являются героями басни).

- Почему мартышка решила завести очки? Прочитайте.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

- Какие действия Мартышка совершала с очками? Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

- К какому выводу пришла мартышка?

- Прочитайте, что с досады говорит мартышка об очках.

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".

- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой? (С огорчением, с досадой, потому что очки ей не помогли).

- Кого обвиняет мартышка? (Людей).

- Почему мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

- Как мартышка «наказала» очки? Прочитайте.

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»? (Она разбила очки об камень).

- Какими словами заканчивается басня? Как они называются? Зачитайте их. (Мораль).

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

- О чем говорит мораль?

- Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»? (Невежа – необразованный, несведущий человек; невежда – грубый, невоспитанный человек).

- Как меняется настроение мартышки? Какое оно в начале? (Мартышке плохо, она слаба). Потом? (Она рада, потому что узнала как можно вернуть зрение). Дальше? (Мартышка злиться, потому что очки не помогают). И в конце? (Она свирепеет и разбивает очки).

7. Обобщающая беседа.

- Что вам показалось в басне смешным? (Что мартышка достала себе много очков, а как пользоваться ими не знает).

- Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки?

- Кто подразумевался под нашей героиней? Какой человек? (Необразованный человек).

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню? (люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна).

- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

- Какой совет можно им дать?

- Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

8. Подготовка к выразительному чтению басни.

- Ребята, давайте вспомним, какова структура басни? Из каких частей она состоит?

- Как мы будем читать рассказ о мартышке? (С юмором, как забавную историю).

- А как мы будем читать мораль басни? (С поучением, как будто хотим дать совет).

- Давайте послушаем запись басни Ивана Андреевича Крылова в исполнении Игоря Михайловича Ильинского.

- Подготовьтесь выразительно прочитать басню.

- Кто хочет выразительно прочитать басню?

9. Работа с иллюстрацией.

- Найдите иллюстрацию к басне. Как вы думаете, какому эпизоду она соответствует?

- Похоже ли поведение мартышки на поступки людей?

- Посмотрите какие иллюстрации к этой басне нашла я и давайте подумаем к какому эпизоду подходит каждая иллюстрация и как художник относится к мартышке.

10. Итог урока.

- Кто такой И. А. Крылов?

- С каким произведением познакомились? Что такое басня?

- Какие качества человека высмеивает автор?

Полдюжины - 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа - грубый, невоспитанный человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

Конспект зачетного урока по литературному чтению, подготовленного для проведения 28 октября.

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблемеИспользования психолого- педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности(на примере темы «А...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в ф...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...