Конспект к уроку чтения. И.А.Крылов "Чиж и голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Коротченко Светлана Алексеевна

 

Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в формировании и развитии коммуникативных умений, умения сочувствовать и сопереживать. Презентация имеют цель: «оживить» и усилить эмоциональное восприятие произведения, сделать урок ярким и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_i.a.krylov_chizh_i_golub_v_3_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коротченко Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

КОГОБУ СОШ с УИОП

Класс 3

Тема урока: И.А.Крылов «Чиж  и  голубь».

Цели  урока: формирование навыка выразительного, сознательного чтения; развитие монологической речи учащихся, мышления, умения работать в парах; воспитание чувства сопереживания, интереса к предмету.

Система: УМК «Гармония»

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, карточки с повторяющимися буквами на каждого ученика, сообщение о И.А.Крылове, учебник для чтения, презентация.

Ход  урока:

Орг. момент:    

-   Долгожданный дан звонок, начинается урок!

(Эмоциональный настрой учащихся к уроку)

Проверка Д./З.:  (слайд 2)

- Прочитайте предложения и скажите, откуда      эти  строчки?  («Твои слова справедливы, но я ничего не могу с собой поделать. Не сердись на меня. Так уж я устроен!»)      - Почему вы решили, что это сказка, а не рассказ? (Животные разговаривают, чего на самом деле не бывает.)

- Вспомните задание, которое я вам задавала на дом.

( Прочитать по ролям.)

- Кто герои этой сказки? ( Черепаха, Скорпион, автор.)

- Кто желает выйти и прочитать сказку по ролям?

- Оцените свою работу на первом этапе урока в оценочном листе.

(Цель данного этапа урока: выявить уровень начитанности учащихся, знание жанра изученного произведения, уровень интереса к читательской деятельности)

Знакомство  с новым:   (слайд 3)     

 -  Чтобы узнать, с произведением, какого автора мы познакомимся на сегодняшнем уроке, выполните задание, которое я для вас приготовила. На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв. 

ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ

Самопроверка  (слайд 4)

КРЫЛОВ

- Кто нибудь из вас уже читал произведения этого автора?    (слайд 5-6-7) 

Ссылка:   http://www.rulex.ru/rpg/portraits/23/23049.htm

(Ученица читает сообщение. Иван Андреевич Крылов  (1768-1844) – русский поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье военнослужащего. Когда мальчику исполнилось 11 лет, умер отец, и ребёнку пришлось идти работать писцом. От отца в наследство остался сундук с книгами – и всё свободное время мальчик проводил за чтением, а в 14 лет сам написал оперу «Кофейница». Переехав в Петербург, Крылов стал работать журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал «Зритель» – и всё время усиленно занимался самообразованием.  В  результате он спокойно мог читать на французском,  немецком языках,  выучил итальянский,  научился  рисовать и играть на скрипке.  К  37 годам он нашёл своё призвание в написании басен, которых у него  около  200.  За свой  труд  Крылов был награждён золотой медалью.)

- Какие произведения писал Иван Андреевич?  О чем они?  

(Цель этапа   формирование представления об особенностях жанра – басня, уровень начитанности учащихся, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать)

Словарная работа:

- Кто из вас знает, что такое - басня?     

(слайд 8)  (Стихотворный рассказ, где действующие лица: звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди. Басни учат людей жить по справедливости.)

(слайд 9-12) Ссылка:  http://megamixgroup.com/photo/441558/chij/

                          http://www.zooblog.ru/photo/birds/3928-golubi-v-fotografiyax.html

- Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и скажите, кого вы видите на картинках? Кто из вас знает, что это за птицы? (Чиж, голубь.)         

(Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой.  Обладает способностью находить дорогу домой. Часто можно  встретить в городе.)

- Как вы думаете, почему я вам показала иллюстрации этих птиц? (Сегодня на уроке мы будем читать о них.)          

(слайд 13)

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь». Научимся ее читать выразительно.

(слайд 14-15)   

- Но прежде, чем ее прочитать, поработаем над значением слов, которые встретятся в басне.  

                            Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

                            Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

                            Ручаюсь - отвечаю за свои слова

- А сейчас сделайте предположение, о чем говорится в басне?

(Цель этапа урока: выявление знаний литературоведческих терминов, расширение словарного запаса и кругозора, создание проблемной ситуации)

Чтение басни учителем:        

- Правильно ли вы спрогнозировали, о  чём эта басня?

- Какова главная мысль этой басни? (Не радуйся чужой беде, не злорадствуй.)

- А у нас бывают такие случаи в классе, когда кто-то из вас смеется над неудачей друзей?

- Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочном листе.

Чтение басни учащимися:  

- А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, какой вопрос вы бы задали своим товарищам по этому тексту?

(Цель чтения басни: выявление умений учащихся соотносить термин – «басня» с текстом и находить особенности, аргументируя свой ответ; развитие связной речи)

Физминутка (слайд 16-20)  

Ссылка:   http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4

 - Вы хорошо потрудились. Давайте, выполним упражнения, чтобы отдохнули глаза.

- Ребята, подумайте и скажите почему западня названа злодейкой?

Подбор  пословиц:     (слайд 21)

- Работая в парах, подберите пословицы, которые подходят к басне, с которой мы сегодня познакомились.

«Отольются кошке мышкины слёзы»

«Ворон за море летал, умней не стал»

«Глупой птице свой дом не мил»

«Над другим посмеялся, над собою поплачешь»

«От ворон отстала, а к павам не пристала»

(Цель: выявление ассоциаций)

Работа  над произношением:

- Как вел себя чиж?

- Каким голосом необходимо прочитать про него?

- Как говорит о чиже автор?

- Как голубь отнесся к несчастью чижа?

- Как будем читать его слова?

(Ан (но) смотришь, не стыдно ль, средь бела дня,  смело, запутался в силок).

- Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочном листе.

Подготовка к выразительному чтению басни:

 - Вспомните, что, значит, читать выразительно?

- Поработайте в группах, расставьте логическое ударение, паузы и подготовьтесь к конкурсу «Лучший чтец».

Конкурс «Лучший чтец».    (слайд 22)

- Оценивать чтение ребят вы будете   сами.

(Цель: развитие навыков выразительного, осознанного, монологического чтения, навыков самоконтроля и взаимоконтроля)

Д/З. (слайд 23)   по желанию: выучить наизусть, выполнить иллюстрации к басне, прочитать выразительно.

(Цель: формирование положительного отношения к предмету и творческих способностей учащихся)

 Рефлексия:   (слайд 24)

Сегодня  на  уроке

  1. я  узнал (а)...
  2. я  понял (а)...
  3. я  научился (ась)...
  4.  мне  было.

Список используемых печатных источников:

  1. О.Д.Ушакова Пословицы, поговорки и крылатые выражения. И.д. «Литера», Санкт-Петербург, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Л. Барто . В школу - конспект интегрированного урока чтения

Урок был подготовлен и проведён в рамках  окружного  конкурса "Учитель года - 2009"...

Конспект открытого урока чтения

Каждый год проходят в октябре открытые уроки чтения. Здесь представлен подробный конспект такого урока в 1 классе....

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."

Тема урока.         С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели:     развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...