Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Морозова Светлана Васильевна

Материал предназначен для учителей начальных классов, в котором даны рекомендации по повышению качества чтения детей в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках литературного чтения

(методические рекомендации для учителей начальных классов)

Автор - Морозова С. В., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 35

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам. Это один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего развития. Поэтому необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание прочитанного. Формирование навыка чтения требует длительного времени. Отмечаются четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений: слова правильно произносятся, не переставляются в предложениях, не допускается пропуск слов. Ошибки возникают чаще всего в словах, смысл которых дети не понимают. Для  предупреждения ошибок  необходимо выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых понимание текста будет затруднено. Можно предварительно прочитать по слогам слова, которые имеют сложный состав, прочитать текст про себя.

Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Темп чтения растёт постепенно и находится во взаимосвязи с правильным и сознательным чтением. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывают задания, которые побуждают учащихся к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (подтвердить свой ответ словами автора, ответить на вопрос цитатой из текста, пересказ, составление плана, деление на части и их озаглавливание).

Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленностью произведения. Это зависит от жизненного опыта ребёнка, от понимания лексического значения слов, от ряда методических условий. Чтобы дети осознанно прочитали текст, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств. О сознательности чтения можно судить по выразительности и ответам на вопросы.

Выразительность чтения - это средство, с помощью которого можно точно передать идеи и чувства, вложенные в произведение (ударение, темп, ритм, паузы, повышение и понижение голоса). Выразительное чтение возможно, если ученик понимает смысл произведения. Поэтому работа над выразительностью проходит в процессе работы над осознанным чтением.   

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одной из основных задач начальной школы. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование навыков чтения и пути их совершенствования».

презентация  формирование навыков чтения...

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....