Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса разработана на основе:

Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

          - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.»

         - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

        - приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. № 1677 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

       -  приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

      - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программы начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.

- авторской программы Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._chtenie.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей/методического совета___________________________________________________
протокол № 1

от «29» августа 2017г.                                                                                    

Принята педагогическим советом

     протокол № 1

     от «29» августа 2017г.                                                                                    

«Утверждаю»_________                                  

Директор школы

С.И.Тычинин

приказ № 276

от «1» сентября 2017 г.                                        

                                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету «Литературное чтение»

            для 2а в, г, д, е, ж  классов

             на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                                                                                                                                             

                                                               

                                                                                                                                       

                                                                      Составитель: учителя начальных классов

                                                                                                                                               Камур К. П.

                                                                                                                                             Кунина В. А.

                                                                                                                                        Малюгина К. А.

                                                                                                                                        Марьечева О. Н.

                                                                                                                                              Санина Т. П.

                                                               

г. Семилуки

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса разработана на основе:

-  Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

          - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.»

         - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

        - приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. № 1677 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

       -  приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

      - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программы начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.

- авторской программы Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы».

  Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым           умением в системе образования младших школьников; формирование читательского           кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс нацелен на решение следующих основных задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на  136 часов  (34 учебные недели).

                               Количество часов по четвертям

Период

Количество часов

В неделю

4

I   четверть

36

II  четверть

28

III четверть

40

IV четверть

32

В год

136

Планируемые предметные результаты освоения программы

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

   При проверке умения пересказывать  произведения,  особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

     Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • во 2 классе, наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами 2-3 сложные слова,  основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 60-65 слов в минуту (вслух) и 70-80 слов в минуту (про себя);
  • проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом во 2 классе:

1. Развитие навыков чтения:

- развитие навыка осознанного и правильного чтения,

- выработка плавного чтения целыми словами,

- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,

- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,

- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:

- чтение вслух и чтение про себя,

- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,

- произносить скороговорки и чистоговорки,

- обучение орфоэпическому чтению,

- обучение чтению по ролям.

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:

Научатся:

  • сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе 60 слов/мин,
  • пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы,
  • орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.

Выработка умений работать с текстом

Научатся:

  • подробно и выборочно пересказывать прочитанное  с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,
  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,
  • пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,
  • различать общую направленность текста.

Узнают:

  • названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;
  • средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
  • жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня),
  •  жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка.
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация,           аннотация).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

         повседневной жизни  для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам;
  •  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).  

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного;
  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Содержание  предмета «Литературное чтение»

с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Календарно-тематическое планирование

2 класс

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности

Планируемые предметные результаты

1

Самое великое чудо на свете. Читателю. Р. Сеф

УРР

Знакомство с новым учебником. Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке.

Узнают  способы ориентирования в учебнике.

Научатся  различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Устное народное творчество – 12 часов

2

Русские народные песни.

УУНЗ

Знакомство с русскими народными песнями; обогащать словарный запас.

Узнают малые жанры, их построение,

приемы самостоятельного чтения с последующим анализом.

Научатся выделять языковые средства художественной выразительности,

правильно читать считалки и небылицы,

составлять загадки на заданную тему; раскрывать смысл пословиц и поговорок.

3

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

УУНЗ

Знакомство с малыми жанрами фольклора; учить различать малые и большие жанры.

4

Загадки, пословицы и поговорки.

Тест №1

УОСЗ УККЗ

Знакомство с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству.

5

Ю. Коваль «Сказки». Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

УУНЗ

Знакомство с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом.

6

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Урок - инсценировка.

УПЗИ

Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова.

7

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

УПЗИ

Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, как создают диафильм.

Узнают малые жанры, их построение, различие между народными сказками и авторскими,

приемы самостоятельного чтения с последующим анализом

Научатся выделять языковые средства художественной выразительности,

правильно читать считалки и небылицы,

составлять загадки на заданную тему; раскрывать смысл пословиц и поговорок, пересказывать текст подробно и кратко, составлять перечень вопросов и отвечать на вопросы.

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Проверка техники чтения №1

УККЗ

Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

9

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

УПЗИ

Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту.

10

Русская народная сказка «Каша из топора».

УУНЗ

Знакомство с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст

11

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

УПЗИ

Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту.

12

А. А. Шибаев «Вспомни сказку». Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

УОСЗ

Развивать речь, мышление, умение отвечать на вопросы; прививать интерес к чтению.

13

Проверочная работа №1

УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал; определить результат усвоения материала  по изученной теме.

Люблю природу русскую. Осень. – 6 часов 

14

Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Урок – экскурсия.

УУНЗ

Знакомство с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление.

Узнают принцип построения загадок,

приемы выразительного чтения стихотворного текста,

 приемы сравнения,

различение жанров

произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы

с музыкой и живописью,

языковые средства

Научатся составлять загадки по заданной теме, находить эпитеты, анализировать стихотворение, работать со словами прямого и переносного значения

15

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

К. Бальмонт «Поспевает брусника »

А. Плещеев «Осень наступила »

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе.

16

Проверка чтения наизусть.

В. Д. Берестов «Хитрые грибы»

Грибы (из энциклопедии)

УУНЗ

Знакомство с рассказом В. Д. Берестова; развивать речь, память, навыки чтения.

17

А. Фет «Ласточки пропали…»

А. Толстой «Осень»

С. Есенин «Закружилась листва золотая»

В. Брюсов «Сухие листья»

И. Токмакова «Опустел скворечник»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе.

18

Проверка чтения наизусть.

М. М. Пришвин «Осеннее утро»

УУНЗ

Знакомство с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение работать в группе.

19

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень»

Проверочная работа №2

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал; определить результат усвоения материала  по изученной теме.

Русские писатели – 14 часов

20

А. С. Пушкин  

«У лукоморья дуб зелёный».

УУНЗ

Знакомство со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», развивать речь, внимание, образное мышление, умение анализировать произведение.

Узнают приемы олицетворения, названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; построение басни и прием чтения басен.

Узнают что такое диалог, инсценировка произведения

Научатся - читать  осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

 полно отвечать на поставленные вопросы

21

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием олицетворение; учить сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства.

22

Проверка чтения наизусть.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

УПЗИ

Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев.

23

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

УПЗИ

24

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

УПЗИ

25

Проверочная работа №3

по сказкам поэта.

УККЗ

В игровой форме проверить знание сказок

А. С. Пушкина.

26

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

УУНЗ

Знакомство с биографией и творчеством И. А. Крылова. Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения.

27

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

УРР

Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами обозначения речи персонажей.

28

Проверка чтения наизусть.

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

УУНЗ

Знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям.

29

Л. Н. Толстой «Филипок»

УУНЗ

Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого; развивать навыки чтения, умение определять основную мысль произведения, обучать составлению плана произведения, словесному рисованию.

30

Л. Н. Толстой «Филипок»

УПЗИ

31

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок»

УУНЗ

Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого; развивать навыки чтения, умение определять основную мысль произведения, обучать составлению плана произведения, словесному рисованию.

32

Разноцветные страницы.

Проверка техники чтения №2

УККЗ

Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению; провести диагностику скорости чтения

33

Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа №1

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал.

О братьях наших меньших – 10 часов

34

Н. И. Сладков «Они и мы».

А. А. Шибаев «Кто кем становится?»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста.

Узнают, как составить пересказ от лица

одного из героев произведения,

анализировать прочитанное произведение.

Узнают приемы сравнения и анализа произведения, как делить текст на смысловые части и озаглавливать.

Научатся  сравнивать прочитанное,  высказывать оценочные суждения

о прочитанном,  оценивать поступки свои и чужие, составлять небольшое

монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать поступки героев произведения.

35

Б. Заходер «Плачет киска»

И. Пивоварова «Жила-была собака …»

В. Берестов «Кошкин щенок»

УПЗИ

Продолжить знакомство со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным.

36

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

УУНЗ

Знакомство с творчеством М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

37

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

УУНЗ

Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

38

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

УПЗИ

Знакомство с творчеством Б. С. Житкова; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

39

В. В. Бианки «Музыкант»

УУНЗ

Знакомство с рассказом В. В. Бианки; развивать память, внимание, навыки чтения.

40

В. В. Бианки «Сова»

УУНЗ

Знакомство с рассказом В. В. Бианки; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев.

41

В. В. Бианки «Сова»

УПЗИ

42

Разноцветные страницы. Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

УОСЗ

Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению. Повторить и обобщить изученный материал.

43

Проверочная работа №4

УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал; определить результат усвоения материала  по изученной теме.

Из детских журналов – 10 часов

44

Знакомство с детскими журналами.

УУНЗ

Знакомство с журналами для детей 20-40 гг. ХХ в; прививать интерес к чтению.

Узнают принцип составления детских журналов и газет (рубрики для детей). Узнают названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Узнают приемы работы с книгой.

Научатся работать с детскими журналами и газетами, читать стихотворные произведения наизусть выразительно, передавая «шуточное» настроение.

Научатся  правильно пересказывать текст от 1-го лица

45

Д. Хармс «Игра»

УУНЗ

Знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса; познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения; развивать навыки чтения по ролям;

умение подбирать рифмы.

46

Д. Хармс «Вы знаете?..»

УПЗИ

47

Д. Хармс «Весёлые чижи»

УПЗИ

48

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог»

УУНЗ

49

Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

А. И. Введенский «Учёный Петя»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями Ю. Д. Владимирова и А. И. Введенского; развивать навыки чтения

50

Защита проектов «Мой любимый детский журнал»

УРР

Развитие умения планировать проектную деятельность, выполнять план работы, защищать свой проект.

51

А. И. Введенский «Лошадка»

УУНЗ

Знакомство со стихотворением А. И. Введенского; развивать навыки чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному, ставить вопросы к произведению.

52

Д. Хармс «Весёлый старичок»

УПЗИ

Продолжать знакомство с творчеством Д. Хармса; развивать навыки чтения.

53

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Контрольная работа №2

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал.

Люблю природу русскую. Зима – 10 часов

54

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

УУНЗ

Знакомство с загадками о зиме; развивать речь, навыки чтения, творческие способности.

Знакомство со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста

Продолжить знакомство со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста

Узнают  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Узнают что такое метафора.

Научатся составлять загадки к заданной теме, интонацией передавать эмоции и настроения.

Научатся анализировать, сравнивать и сопоставлять

Научатся  пересказывать по вопросам

55

И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло»

К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая …»

УУНЗ

56

Проверка чтения наизусть.

Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах»

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …»

УУНЗ

57

С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», «Берёза»

УПЗИ

Знакомство с понятием метафора; формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин

58

Проверка чтения наизусть.

Русская народная сказка «Два мороза»

УУНЗ

Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте

59

Русская народная сказка «Два мороза»

УРР

60

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

УУНЗ

Знакомство с произведением С. В. Михалкова; развивать речь, навыки чтения, умение работать с иллюстрацией.

61

С. В. Михалков «Новогодняя быль» Проверка техники чтения.

УККЗ

Выявить уровень сформированности навыков чтения

62

А. Л. Барто «Дело было в январе …»

С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» Разноцветные страницы

УУНЗ

Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах. Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению.

63

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Проверочная работа №5

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень усвоения изученного материала.

Писатели – детям – 22 часа

64

К. И. Чуковский

«Путаница»

УУНЗ

Знакомство с биографией и творчеством К. И. Чуковского,повторить малые жанры фольклора, понятие рифма

Узнают,  что такое рифма; малые жанры фольклора, что такое олицетворение, когда применяется этот прием.

Узнают орфоэпические и интонационные нормы чтения стихотворных произведений.

Узнают  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Научатся рифмовать слова и выражения, сравнивать и анализировать прочитанное.

Научатся осмысленно и выразительно читать по ролям, узнавать произведение по опорным словам,  подтверждать своё мнение выдержками из текста.

Научатся осмысленно и выразительно читать, высказывать свою точку зрения о

героях изученного произведения.

Научатся интонацией передавать эмоции и настроения,  сравнивать  и анализировать,

читать стихотворные произведения наизусть

65

К. И. Чуковский «Радость»

УУНЗ

Знакомство с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление

66

К. И. Чуковский «Федорино горе»

УУНЗ

Знакомство с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения, инсценировка фрагментов произведения, рисование диафильма.

67

К. И. Чуковский «Федорино горе»

68

К. И. Чуковский «Федорино горе»

УУНЗ

69

К. И. Чуковский «Федорино горе»

УПЗИ

70

К. И. Чуковский «Федорино горе»

УПЗИ

71

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

УУНЗ

Знакомство с биографией и творчеством С. Я. Маршака; развивать память, внимание, умение узнавать произведение по опорным словам

72

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

УПЗИ

73

С. В. Михалков

«Мой секрет»

УУНЗ

Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности

74

С. В. Михалков «Сила воли»

ПУ

Знакомство со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности

75

С. В. Михалков «Мой щенок»

УУНЗ

Знакомство со стихотворением С. В. Михалкова; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста

76

А. Л. Барто «Верёвочка»

Тест №2

УККЗ

Знакомство со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение заучивать стихи наизусть, соотносить план с текстом

77

А. Л. Барто «Мы не заметили жука»

«В школу»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг

78

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

УУНЗ

Знакомство со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения по ролям, анализа стихотворного текста

79

Н. Н. Носов «Затейники»

УПЗИ

Знакомство с биографией и творчеством Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа

80

Н. Н. Носов «Затейники»

УПЗИ

Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух, умение работать с текстом

81

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

УУНЗ

Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа, умение определять главную мысль произведения.

82

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

УПЗИ

83

Н. Н. Носов «На горке»

УУНЗ

Развивать речь, дикцию. Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме

84

Н. Н. Носов «На горке»

УПЗИ

85

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». Проверочная работа №6

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень усвоения изученного материала.

Я и мои друзья – 15 часов

86

Я и мои друзья. Развитие речи.

УРР

Развивать умение связно и последовательно передавать свои мысли.

 Узнают, как составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, прием «моделирования» («живые картинки»)

Узнают, как анализировать прочитанное, делить текст на смысловые части и озаглавливать,

высказывать свою точку зрения о

героях изученного произведения.

Узнают названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Научатся определять тему и главную мысль  произведения

Высказывать свою точку зрения о

героях изученного произведения

87

В. Д. Берестов «За игрой»

Э. Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения

88

В. Д. Берестов «Гляжу с высоты»

УПЗИ

Продолжить знакомство со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения

89

В. В. Лунин «Я и Вовка»

УПЗИ

90

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

УУНЗ

Знакомство с рассказом Н. Булгакова; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста.

91

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

УПЗИ

92

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

УУНЗ

Знакомство с рассказом Ю. И. Ермолаева; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста

93

В. А. Осеева «Волшебное слово»

УУНЗ

Знакомство с рассказом В. А. Осеевой; развивать навыки чтения и пересказа, умения анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста

94

В. А. Осеева «Волшебное слово»

УПЗИ

95

В. А. Осеева «Хорошее»

УУНЗ

Знакомство с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их.

96

В. А. Осеева «Почему?»

УУНЗ

97

В. А. Осеева «Почему?»

УПЗИ

98

В. А. Осеева «Почему?»

УПЗИ

99

Е. А. Благинина «Простокваша»

В. Н. Орлов «На печи»

Проверка техники чтения №4

УККЗ

Продолжать Знакомство с произведениями о дружбе; развивать навыки чтения, анализа текста, провести диагностику скорости чтения.

100

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №7

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал, определить уровень усвоения изученного материала.

Люблю природу русскую! Весна – 8 часов

101

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

УУНЗ

Знакомство с загадками о весне; развивать речь, навыки чтения, творческие способности

Узнают прием олицетворения и сравнения, как работать с дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями

Научатся составлять загадки к заданной теме, анализировать, сравнивать и сопоставлять тексты и события в них, выразительно читать стихи.

Научатся планировать работу группы в осуществлении проектной деятельности.

102

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды»

УПЗИ

Знакомство  со стихотворениями Ф. И. Тютчева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста

103

А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями А. Н. Плещеева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста

104

А. А. Блок «На лугу»

С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот …»

УУНЗ

Знакомство знакомить со стихотворениями о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста

105

И. А. Бунин «Матери»

А. Н. Плещеев «В бурю»

УПЗИ

Знакомство со стихотворениями И. А. Бунина и  А. Н. Плещеева; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста;

106

Е. А. Благинина «Посидим в тишине»

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

УУНЗ

Знакомство со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста.

107

И. М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» Проверочная работа № 8

УОСЗ УККЗ

Знакомство со стихотворением И. М. Пивоваровой; повторить и обобщить изученный материал.

108

С.Васильев «Белая береза»

УУНЗ

Выбор темы проекта к 9 мая, планирование работы, распределение обязанностей.

И в шутку, и всерьёз – 14  часов

109

«Мозговая атака». Развитие речи.

Развивать речь, память, внимание, мышление.

Узнают названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, приемы выразительного, правильного и осознанного чтения текста

Научатся  анализировать прочитанное, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, определять тему и главную мысль  произведения;

отвечать на вопросы к произведениям.

Контролировать свои знания.

110

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

УУНЗ

Познакомиться со стихотворениями Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту

111

Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

УУНЗ

Продолжить знакомиться с творчеством Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, речь, мышление.

112

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

УУНЗ

Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения

113

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

УПЗИ

114

Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

УУНЗ

Познакомить со стихотворениями Э. Н. Успенского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев

115

В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

УПЗИ

Познакомить со стихотворениями В. Д. Берестова; повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту

116

И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

УУНЗ

Познакомить со стихотворениями И. П. Токмаковой; развивать навыки чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотворение наизусть

117

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

УУНЗ

Познакомиться со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста

118

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

УПЗИ

119

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

УУНЗ

Познакомиться с рассказом В. Ю. Драгунского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев, составлять план произведения, готовить краткий и подробный пересказ.

120

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

УПЗИ

121

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

УПЗИ

122

Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз»

Проверочная работа № 9

УОСЗ УККЗ

Познакомить с произведением Ю. Тувима; развивать навыки чтения; повторить и обобщить изученный материал

Литература зарубежных стран – 18 часов

123

Викторина. Развитие речи

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

УУНЗ УРР

Развивать речь, память, внимание, мышление. Познакомить с американским фольклором; развивать речь, воображение, навыки чтения

Узнают названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Вспомнят, как делить текст на части, озаглавливать и составлять план.

Научатся  составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Научатся  составлять план и пересказывать по плану

124

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

УУНЗ

Познакомиться с английским фольклором; развивать внимание, воображение, навыки чтения

125

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

УУНЗ

Познакомиться с французским и немецким фольклором; развивать навыки чтения, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение отвечать на вопросы

126

Ш. Перро «Кот в сапогах»

УУНЗ

Познакомиться со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам.

127

Ш. Перро «Кот в сапогах»

УПЗИ

128

Ш. Перро «Кот в сапогах»

УПЗИ

129

Ш. Перро «Красная Шапочка»

УПЗИ

Познакомиться со сказкой Ш.Перро; развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою

130

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

УУНЗ

Познакомиться со сказкой Г. Х. Андерсена; развивать творческие способности, навыки чтения

131

Э. Хогарт «Мафин и паук»

УУНЗ

Познакомиться со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части

132

Э. Хогарт «Мафин и паук»

УПЗИ

133

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

Проверка техники чтения.

УККЗ

Выявить уровень сформированности навыков чтения.

134

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа  № 4

УОСЗ УККЗ

Повторить и обобщить изученный материал; применить полученные знания на практике.

135

Презентация проектов « Мой любимый писатель»

УРР

Выступление с проектами.

136

Презентация проектов « Мой любимый писатель». Задание на лето

УРР

Дать список литературы для чтения летом; подвести итоги

УУНЗ – урок усвоения новых знаний

УПЗИ – урок повторения и закрепления изученного

УРР – урок развития речи

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УККЗ – урок контроля и коррекции знаний

ПУ – проблемный урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...