Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» (2 класс)
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Альтернативное чтение» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения:развитие речи и познавательной деятельности за счет уточнения и расширения представлений о окружающей действительности, формирование умения сопровождать речью совершаемые действия (для детей, владеющих речью);развитие общей и артикуляционной моторики, движения кистей рук, пальцев;при поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита проводить направленную коррекцию по:

·        Дифференциации неречевых звуков окружающей среды;

·        Развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;

·        Формированию простейших умений звукового анализа;

·       Учить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

-    соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;

-    распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;

-    пиктограммы по темам, предусмотренным программой;

-    выделять часть из целого;

-    различать изученные буквы (А, О, У, М, С, Х, Н, Ш, Ы);

-    находить заданную букву (в слогах и словах);

-    составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (по наложению, по образцу, по следам звукобуквенного анализа).

Учащиеся должны уметь:

-    соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;

-    распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;

-    пиктограммы по темам, предусмотренным программой;

-    выделять часть из целого;

-    различать изученные буквы (А, О, У, М, С, Х, Н, Ш, Ы);

-    находить заданную букву (в слогах и словах);

-    составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (по наложению, по образцу, по следам звукобуквенного анализа).

Промежуточная и итоговаяаттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП альтернативное чтение 2 класс84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Альтернативное чтение»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю__2_

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявление даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

Обучение грамоте ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового    анализа и синтеза.  В соответствии с этим на уроках широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, корточки со слогами, букварные настенные таблицы.

При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение грамоте носит сугубо практический характер. Его конечная цель заключается в том, чтобы научить детей писать слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, свою фамилию, свой домашний адрес, написать поздравительную открытку.

При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей, независимо от их возраста.

Основные ориентиры для работы:

- игры и упражнения со звуками окружающей действительности: различение неречевых звуков, имитация, соотнесение звука с его источником, характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).

- практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей).

- упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопок, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова».

- практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием.

- составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по обучению чтению;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

- развитие речи и познавательной деятельности за счет уточнения и расширения представлений о окружающей действительности, формирование умения сопровождать речью совершаемые действия (для детей, владеющих речью);

-  развитие общей и артикуляционной моторики, движения кистей рук, пальцев;

- при поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита проводить направленную коррекцию по:

  • Дифференциации неречевых звуков окружающей среды;
  • Развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;
  • Формированию простейших умений звукового анализа.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  •   буквы, предусмотренные по годам обучения (А, О, У, М, С, Н, Х, Ш, Ы);
  •   членов своих семей и уметь находить их на фотографиях;
  •   части тела человека.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  •   соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
  •   распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
  •   пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
  •   выделять часть из целого;
  •   различать изученные буквы (А, О, У, М, С, Н, Х, Ш, Ы);
  •   находить заданную букву (в слогах и словах);
  •   составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (по наложению, по образцу, по следам звукобуквенного анализа).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  •   Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
  •   Букварик (Лещинская Т.Л.);
  •   печатные буквы;
  •   буквы (серия «Мини игры», «Умные карточки»);
  •   пазлы «Алфавит»;
  •   лото «Буквы»;
  •   рuzzle «Любимые сказки», «Три поросенка», «Лесная школа», «Лесные сказки», «Красная шапочка»;
  •   речевая гимнастика;
  •   пальчиковая гимнастика»
  •   предметные картинки;
  •   Книжки-малышки;
  •   сюжетные картинки;
  •   фотографии;
  •   игрушки животных;
  •   тематические наборы: овощи, домашние животные, дикие животные, игрушки, обувь, одежда, мебель;
  •   кукла;
  •   аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
  •   картинки с изображением действий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Подготовка к чтению

1

Звуки окружающей действительности. Повторение.

Учить выделять, различать и повторять звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», картинки, запись

речевых и неречевых звуков, задание на

звукоподражание.

 Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

«Чтение» телесных и мимических движений.

Учить узнавать себя в зеркале, учить отличать себя от товарищей.

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Зеркало.

3

Слово. Название предмета. Повторение.

Учить соотносить предмет и слово.

Практическое знакомство со словом, называние слова по картинке. Называние предмета (ответы на вопросы: кто это? что это?).

Предметные картинки, игрушки, словарные таблички.

4

«Чтение» изображений на картинках. Упражнения с фотографиями.

Учить узнавать себя на фотографиях. Учить отличать себя от членов своей семьи на фотографиях.

Упражнения с фотографиями, игры: «Угадай (назови, покажи), кто это?». Рассматривание фотоальбома «Моя семья».  Беседа «Узнай себя, свою семью на фото». Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа?

Фотографии с членами семьи, пиктограммы. Картинки с изображением действий.

Изучение звуков и букв

1

Звуки и буквы А, У, М. Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц. Повторение.

Формирование зрительных эталонов букв. Учить образовывать и читать слоги и слова с изученными буквами.

Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву А, У, М. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее».  Выделение первой буквы в слове. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах.

Букварь, карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами.

2

Звуки и буквы О, С. Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц.

Формирование зрительных эталонов букв. Учить образовывать и читать слоги и слова с изученными буквами.

Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на изученную букву. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее».  Выделение первой буквы в слове. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах.

Предметные картинки, игрушки, словарные таблички, карточки с буквами. Букварь, карточки с буквами, схемы слогов (слоговые таблицы).

Звуки и буквы Х, Н. Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц.

Формирование зрительных эталонов букв. Учить образовывать и читать слоги и слова с изученными буквами.

Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на изученную букву. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее».  Выделение первой буквы в слове. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах.

Предметные картинки, игрушки, словарные таблички, карточки с буквами. Букварь, карточки с буквами, схемы слогов (слоговые таблицы).

Звуки и буквы Ш, Ы. Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц.

Формирование зрительных эталонов букв. Учить образовывать и читать слоги и слова с изученными буквами.

Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на изученную букву. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее».  Выделение первой буквы в слове. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах.

Предметные картинки, игрушки, словарные таблички, карточки с буквами. Букварь, карточки с буквами, схемы слогов (слоговые таблицы).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов

1

Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц.

Учить образовывать и читать слоги и слова с изученными буквами.

Запоминание целостных образов слогов и слов, состоящих из изученных букв, соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, слогов для решения задач учебного и практического характера

Предметные картинки, игрушки, словарные таблички, карточки с буквами. Букварь, карточки с буквами, схемы слогов (слоговые таблицы).

Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв

1

«Чтение» изображений на картинках.

Учить распознавать действия на изображениях. Учить повторять изображенные действия. Учить показывать части тела на фотографиях.

Зрительные упражнения с картинками. Игра «Покажи, кто что делает». Работа с фотографиями (ребенок во весь рост), покажи называние частей тела на фотографии и на себе.

Картинки с изображением действий.

2

«Чтение» телесных и мимических движений.

Учить выполнять по подражанию движения   мимической мускулатуры.

Упражнения для губ и языка перед зеркалом: «Улыбка», «Трубочка», «Домик для язычка». Поочередное выполнение движений по образцу.

Зеркало.

3

Выполнение упражнений по подражанию.

Учить распознавать изменения в мимике учителя, учить подражать мимике взрослого.

Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; Игры в кругу «Зеркало», «Запомни движения».

Зеркало.

4

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. Упражнения с фотографиями.  Аудиальные и визуальные упражнения.

Знакомство с пиктограммами. Учить показывать заданную часть изображения на картинке.

Знакомство с пиктограммами «рот», «глаза», «нос», «руки», «ноги». Игра «Послушай и покажи». Показ на картинках частей тела (у разных животных).

Подбор пиктограмм к заданным частям тела.

Картинки с изображениями животных.

«Аудиальное чтение»

1

«Аудиальное чтение»

В. Катаев «Цветик- семицветик»

Знакомство детей с сюжетом сказки «Цветик- семицветик».

Прослушивание сказки.

Просмотр мультфильма.

Ответы на вопросы.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Восстановление последовательности по картинкам.

Книга, иллюстрации к сказке, мультфильм.

 

Список литературы.

  1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  3. Борисенко М.Г. Чтобы чисто говорить, надо.... - СПб, 2005.
  4. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  6. Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: Книголюб, 2008.
  7. Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб: Питер, 2010.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко C.В. Артикуляционная. Пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2007.
  9. Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: Владос, 2005
  10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  11. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб: "Образование", 1996г.
  12. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М.: В. Секачев, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа учебного предмета « Альтернативное чтение».

Рабочая программа учебнго предмета "Альтернативное чтение", для учащихся 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа по предмету "альтернативное чтение", для ученика надомного обучения 8 вид(2 вар.)

Рабочая  программа по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся 6-го класса «Особый ребенок» является адаптированной, в ее основе лежит  Проект программы «Программа образования учащихся ...

Рабочая программа по предмету: «Альтернативное чтение» 4 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью)

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации....

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 5 класс вариант 1.4

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Ва...