Рабочая программа учебного предмета « Альтернативное чтение».
рабочая программа (1 класс) на тему

Андреева Наталья Викторовна

Рабочая программа учебнго предмета "Альтернативное чтение", для учащихся 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnoe_chtenie.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 Красносельского района

Санкт- Петербурга

 

 

      ПРИНЯТО

      на заседании МО

      Протокол № ____

от «___» августа  20__ г.

 Председатель МО    ________Юдинцева Н.С.

    СОГЛАСОВАНО

      Зам. директора по КР

________ Калмыкова Н.А.

         «___» августа  20__ г.    

          УТВЕРЖДАЮ

               Директор школы

________ Бражникова Н.А.

          «___» августа  20__ г.    

Рабочая программа

учебного предмета

« Альтернативное чтение»

 для учащихся 1 «В» класса

на  2015/2016  учебный год

                                                        

                      Составитель:

                         Андреева Н.В.

                                         

                                                         

г. Санкт-Петербург

2015 год

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Оглавление

2

Пояснительная записка

3-4

Учебно-тематический план

5

Предполагаемые результаты

6

Календарно-тематическое планирование

7-14

Перечень учебно-методического оборудования

15

Список литературы

16

Лист корректировки

17

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы образования «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.  А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок».

Нормативные документы для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный  Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Учебный  план  ГБОУ школы №7 на 2015-16 учебный год. 
  • Положение о рабочей программе ГБОУ школы №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Данная программа будет реализовываться в 1 классе. В основу программы по данному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации. В программу 1 класса включены такие раздела как:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

 Обучение в заявленной последовательности «Альтернативному чтению» учащихся этой возрастной категории ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые функции учащихся. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся.

Задачи программы:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях;
  • знакомить их с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
  • организовывать речевую среду, пробуждать речевую активность;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
  • знакомить с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками.

       Цели программы:

  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;
  • формирование круга чтения;
  • создание фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения.

Организационная структура программы.

Организационная структура уроков.

  Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.

Уроки «Альтернативного чтения» построены с учётом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе работы по данному предмету на уроках выполняются следующие упражнения:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками и пиктограммами;
  • упражнения со словами; упражнения по прослушанному тексту.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

«Чтение» телесных и мимических движений

36

2

«Чтение» изображений на картинках

27

3

«Чтение» телесных и мимических движений

33

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах

4

4

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах

32

Всего часов по программе

132

Предполагаемые результаты

  1. Ориентироваться в частях тела.
  2. Подражать выражению лица учителя, его действиям.
  3. Выполнять движению по словесной инструкции.
  4. Показывать части тела на фотографии и игрушке.
  5. Находить названную игрушку на картинках.
  6. Узнавать игрушку по рассказу учителя.
  7. Самостоятельно передвигаться по различным сенсорным дорожкам.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока    

Дата

Кол-во

часов

Примечание

«Чтение» телесных и мимических движений. .Рассматривание себя в зеркале.

1

Показ себя и своего отражения в зеркале.

1

Показ и называние частей тела и лица.

1

Показ и называние частей тела и лица.

1

Подражание выражению лица учителя перед зеркалом.

1

Подражание выражению лица учителя.

1

Подражание выражению лица учителя.

1

Подражание действиям педагога перед зеркалом.

1

Подражание действиям педагога.

1

Подражание действиям педагога.

1

Игровые упражнения на коврике  «Гофр».

1

Игровые упражнения на коврике  «Гофр».

1

Изучение образов животных

1

«Чтение» и передача в движениях и жестах образы животных

1

Игровые упражнения на сенсорной тропе.

1

Игровые упражнения на сенсорной тропе.

1

Изучение указательных жестов

1

Изучение соотносительных и указательных жестов

1

Игровые упражнения на ребристой доске.

1

Игровые упражнения на ребристой доске.

1

Игровые упражнения с мешочками для ходьбы с наполнителями.

1

Игровые упражнения с мешочками для ходьбы с наполнителями.

1

Игровые упражнения с мешочками для ходьбы с наполнителями.

1

Двигательные упражнения на игольчатой дорожке.

1

Двигательные упражнения на игольчатой дорожке.

1

Ходьба по дорожкам.

1

Ходьба по дорожкам.

1

Двигательные упражнения.

1

Двигательные упражнения.

1

Подвижные игры.

1

Подвижные игры.

1

Подвижные игры.

1

Подвижные игры.

1

Подвижные игры.

1

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

1

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

1

«Чтение» изображений на картинках. Части тела.

1

Части тела

1

Знакомство с фотографией.

1

Игровые упражнения с фотографией.

1

Игровые упражнения с фотографией.

1

Знакомство с пиктограммами из серии «части тела».

1

Знакомство с пиктограммами.

1

Упражнения с пиктограммами.

1

Упражнения с пиктограммами.

1

Игровые упражнения с большой дидактической куклой.

1

Игровые упражнения с большой дидактической куклой.

1

Игровые упражнения с куклой.

1

Зрительные упражнения с предметами.

1

Зрительные упражнения с предметами.

1

Зрительные упражнения с картинками.

1

Зрительные упражнения с картинками.

1

Зрительные упражнения с картинками.

1

Выкладивание серии сюжетных картинок в соответствии с текстом

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Нахождение игрушки по картинкам.

1

Узнавание игрушки по характерным звукам.

1

Узнавание игрушки по характерным звукам.

1

Обобщающий урок  по пройденным темам.

1

«Чтение» телесных и мимических движений Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

1

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

1

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

1

Игровые упражнение на подражание выражению лица учителя.

1

Игровые упражнение на подражание выражению лица учителя.

1

Игровые упражнения на подражание действиям учителя.

1

Игровые упражнения на подражание действиям учителя.

1

Двигательные упражнения на коврике «Гофр».

1

Двигательные упражнения на коврике «Гофр».

1

Двигательные упражнения на коврике «Гофр».

1

Двигательные упражнения на коврике «Гофр».

1

Двигательные упражнения на сенсорной тропе.

1

Двигательные упражнения на сенсорной тропе.

1

Двигательные упражнения на ребристой доске.

1

Двигательные упражнения на ребристой доске.

1

Двигательные упражнения с мешочками для ходьбы.

1

Двигательные упражнения с мешочками для ходьбы.

1

Дикие животные: заяц.

1

Дикие животные: лиса.

1

Игры-имитации.

1

Игры-имитации.

1

Игры-имитации с музыкальным сопровождением.

1

Игры-имитации с музыкальным сопровождением.

1

Игры-имитации с музыкальным сопровождением.

1

Игры-имитации с музыкальным сопровождением.

1

Двигательные упражнения.

1

Двигательные упражнения.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Упражнение на движение мимической мускулатуры по подражанию.

1

Упражнение на движение мимической мускулатуры по подражанию.

1

Упражнение на движение мимической мускулатуры по подражанию.

1

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах Упражнения с фотографией.

1

Упражнения с фотографией.

1

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием  дидактической куклы.

1

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием  дидактической куклы.

1

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах Аудиальные и зрительные упражнения.

1

Аудиальные и зрительные упражнения.

1

Аудиальные и зрительные упражнения.

1

Аудиальные и зрительные упражнения.

1

Знакомство с пикограммами из серии «части тела».

1

Знакомство с пикограммами из серии «части тела».

1

Знакомство с пикограммами из серии «части тела».

1

Зрительные упражнения с картинками.

1

Зрительные упражнения с картинками.

1

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

1

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

1

Двигательные упражнения вместе с учителем.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Аудиальные и двигательные упражнения.

1

Аудиальные и зрительные упражнения.

1

Аудиальные и зрительные упражнения

1

Аудиальные и зрительные упражнения

1

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

1

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

1

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

1

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

1

Упражнение в нахождении заданной игрушки по картинкам.

1

Упражнение в нахождении заданной игрушки по картинкам.

1

Упражнения на узнавание знакомой игрушки по отдельным частям.

1

Упражнения на узнавание знакомой игрушки по отдельным частям.

1

Упражнения на узнавание знакомой игрушки по отдельным частям.

1

Упражнения на узнавание знакомой игрушки по характерным звукам

1

Упражнения на узнавание знакомой игрушки по характерным звукам.

1

Упражнения на узнавание знакомой  игрушки на ощупь.

1

Упражнения на узнавание знакомой  игрушки на ощупь.

1

Обобщающий урок  на узнавание игрушки.

1

Перечень учебно-методического оборудования

  1. Баряева Л. Б. Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.:  ДРОФА, 2007.
  2. Детские книжки со стишками, потешками.
  3. Звучащие игрушки.
  4. Зеркала: большое и маленькие.
  5. Картон.
  6. Карточки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.
  7. Клей.
  8. Куклы разных размеров.
  9. Игрушки резиновые, пластмассовые, мягкие, изображающие животных.
  10. Пиктограммы из серии части тела: «нос», «голова», «ухо», «глаза».
  11. Магнитофон, аудиокассеты с записями детских песен.
  12. Массажные кольца.
  13. Мешочек из мягкого материала.
  14. Мешочки для ходьбы с наполнителями.
  15. Музыкальные инструменты: барабан, бубен.
  16. Ручки шариковые, простые и цветные карандаши.
  17. Полифункциональное игровое оборудование: коврик «Гофр», ребристая доска, сенсорная тропа.
  18. Фотографии детей.
  19. Цветная бумага.

Список литературы

  1. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
  2. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.
  3. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. – М,:ДРОФА, 2008
  4. Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе, 1994.
  5. ЗикеевА.Г. Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе. 2004.№5.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
  7. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПБ, 2003.
  8. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская. – СПБ, 2008.
  9. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
  10. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ,  1999.
  11. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004.

Лист корректировки

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа по предмету "альтернативное чтение", для ученика надомного обучения 8 вид(2 вар.)

Рабочая  программа по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся 6-го класса «Особый ребенок» является адаптированной, в ее основе лежит  Проект программы «Программа образования учащихся ...

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Альтернативное чтение» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 уче...

Рабочая программа по предмету: «Альтернативное чтение» 4 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью)

В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...