Конспект урока по литературному чтению 3 класс былина «Вольга и Микула»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Оськина Елена Сергеевна

Тема: Былина «Вольга и Микула»

Цели:

- продолжить знакомство с былинами, особенностями ее построения;

- познакомить с былиной «Вольга и Микула»;

- расширить представление учащихся о русских богатырях Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче;

- развивать внимательность при чтении художественных текстов, логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном;

 - учить соотносить рисунки с текстом и передавать содержание текста по рисункам;

- формировать представление о таких нравственных понятиях как любовь к родине, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям

- совершенствовать навык чтения;

- совершенствовать устную речь обучающихся через выразительное чтение.

К конспекту прилагается викторина по прочитанным былинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx28.38 КБ
Файл viktorina.pptx720.48 КБ
Файл bylina.pptx318.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Педагогический институт

Кафедра начального образования

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

                                                                                                       

Выполнил:

студентка 4 курса группы НК-112

Оськина Елена Сергеевна

Методист:

Канакина Валентина Павловна

                                             

Владимир 2015 г

Урок по литературному чтению в 3 классе

Тема: Былина «Вольга и Микула»

Цели: 

- продолжить знакомство с былинами, особенностями ее построения;

- познакомить с былиной «Вольга и Микула»;

- расширить представление учащихся о русских богатырях Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче;

- развивать внимательность при чтении художественных текстов, логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном;

 - учить соотносить рисунки с текстом и передавать содержание текста по рисункам;

- формировать представление о таких нравственных понятиях как любовь к родине, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям

- совершенствовать навык чтения;

- совершенствовать устную речь обучающихся через выразительное чтение.

Оборудование:

Л. А. Ефросинина, учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть;

Л. А. Ефросинина, Рабочая тетрадь по литературному чтению № 1, 3 класс.

Презентация

Интерактивная доска

Ход урока

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения.

II.Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем?  (Мы изучаем устное народное творчество)

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Сказки (русские-народные и авторские), загадки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, былины)

- Скажите, что такое былина? (Былина – это поэтическое произведение русского фольклора, написанное особым былинным стихом)

 - Скажите, о чем повествуется в былинах?  (В былинах повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с врагами земли русской. Богатыри наделены необыкновенной силой, ловкостью, умом и бесстрашием)

- Ребята,  былины с глубокой древности передавались из уст в уста, их создавал народ.

- Раньше былины  не рассказывали, а напевали - "распевали". При этом часто сказители подыгрывали себе на струнных инструментах, например на гуслях. (посмотрите на слайде картина Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры»)

- Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад. На полотне изображена большая деревянная изба, на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.

- С какими былинами вы уже познакомились? (Добрыня и Змея, Илья Муромец и Соловей – разбойник, Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)

III. Викторина по прочитанным былинам

- Вы  прочитаете отрывки из басен на доске, и должны узнать из какой былины взят отрывок. (Отрывки появляются на интерактивной доске)

1. Помнил Добрыня наказы матушки. Да уж очень жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.  (Добрыня и Змея)

2. Говорил им ласковый Владимир – князь:

    - Гой еси, вы, добры молодцы!

    Скажитеся, как вас по имени зовут –

   А по имени вам можно место дать,

   По отчеству можно пожаловать.  (Алеша Попович и Тугарин Змеёвич)

3. Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке – Косматушке.   (Илья Муромец и Соловей - разбойник)

4. Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашёл.   (Добрыня и Змея)

- Вы правильно назвали все былины. Молодцы.

IV. Первичное чтение былины «Вольга и Микула»

- Сегодня мы познакомимся с новой былиной. Прочитайте её название: «Вольга и Микула».

- Открываем учебник на стр. 64. Посмотрите внимательно на название былины. Что необычного вы заметили? (В названии два имени. Возможно это имена главных героев)

- Давайте с вами это проверим. Отложили учебники. Сядьте поудобней, и слушайте внимательно былину.

(В процессе чтения учитель уточняет значение слов)

Расти – матереть – взрослеть, становиться мужественным.

Хоробая (дружина) – храбрая.

Оратай, оратаюшко – пахарь; орать – пахать.

Крестьянствовати – заниматься крестьянским трудом, обрабатывать землю.

Помётывати (бороздки) – размечать .

Гужки (гужи) – кожаные или верёвочные петли, часть конской упряжи.

Сошка (соха) – примитивное (простейшее) сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли  (обычно деревянное).

Омёшики – металлические наконечники сохи .

Соловенькая  (соловая) кобылка – бледно–желтая, со светлой гривой и светлым хвостом.

Нарекают – называют.

Нажну – от слова жать – собирать урожай.

Скирды – сложенные под открытым небом снопы хлеба.  

V. Проверка первичного чтения

- Можно ли то, что мы прочитали, назвать былиной? (Да)
Почему? О ком сказывается в былине? (В былине сказывается о богатырях Вольге и Микуле.)

- О чем она? (О великой и несравнимой силе богарыря – пахаря Микулы Селяновиче)

- А как вы представили себе Вольгу? Микулу?

- Откройте учебник на стр. 65. Рассмотрите иллюстрацию. Кого на ней узнали? (Тот, кто пашет – Микула, а воин – Вольга)

VI. Вторичное чтение с установкой и анализ произведения  (дети читают)

- Давайте еще прочитаем эту былину, для того чтобы более точно представить образы Вольги и Микулы. Подготовьтесь к чтению. Начинаем читать.

Чтение с остановками.

Часть 1.

- Когда родился Вольга?  (Когда воссияло солнце красное на том ли на небе на ясном, тогда родился молодой Вольга)

- Как красиво сказал автор про солнышко «воссияло»

- О чем мечтал молодой Вольга? (Захотелося много мудрости: щукой – рыбою ходить в глубоких морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать)
- Скажите, а что такое мудрость? (
Мудрость - это глубокий ум,который человек получает в течении жизни и применяет в жизни при возникновении трудных ситуаций.)

- А в каком смысле здесь написано? (Щукой – рыбою ходить в глубоких морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать – мудрость как мечта)

Часть 2.

- Кого встретил в чистом поле Вольга? (Оратая)

- Кто это был? (Микула)

-Что говорит о силе пахаря? (Пашет, попахивает, пенья-корень вывёртывает, камни валит)

- Ребята, а говорят ли эти слова, что это богатырь?  Из этого мы можем сделать вывод, что это был богатырь сильный.

Часть 3.

- Как обращаются друг к другу богатыри Вольга и Микула? (вежливо, ласково, Вольга Святославович, оратай - оратаюшко)

- Зачем позвал с собой Микулу Вольга? (В товарищи)

Часть 4.

- Что вспомнил Микула по дороге? (Вывернути сошку из земли).

- А ведь нельзя было оставлять сошку в земле. После работы ее надо было вытащить из земли.

- Смогли ли пять молодцов дружины Вольги вытащить сошку? (Нет. Они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, бросить сошку за ракитов куст)

- Это говорит о силе, могуществе и о характере настоящего пахаря. Ведь он заботится о инструментах, которыми работает.

Часть 5.

- Кого послал Вольга на помощь? (Дружинушку хоробую)

- Получилось ли у них вытащить из земли сошку? (Нет. (зачитыват))

Часть 6.

- Кому удалось сошку из земли повытряхнуть? (Микуле. )

- От куда появилась кобыла у Микулы? (Зачитывают)

- Как зовут Микулу?(Микула Селянинович)

VII. Работа с иллютрациями в учебнке

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 65. Какой эпизод их былины подходит к иллюстрации. (Выехал Вольга во чисто поле, услыхал он во чистом поле оратая: Как пашет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да попахивает, а пенья-коренья вывёртывает, а большие-то ками в борозду валит.)

- Откроем стр. 67. Какой эпизод из былины изобразил художник на иллюстрации. (Приезжает дружинушка хоробая, пять молодцев да ведь могучих, ко той ли ко сошке кленовенькой; они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, из омёшиков земельку повытряхнуть, бросить сошку за ракитов куст! )

- Что изобразил художник на рисунке? Перечитайте.  (Тут проговорил Вольга Святославович: «Ай же ты, оратай – оратаюшко! Как – то тебя да именем зовут, нарекают тебя да по отчеству?»)

- Посмотрите, какой эпизод изобразил художник Иван Яковлевич Билибин ?

- Молодцы!

VIII. Чтение по ролям

IX. Итог урока

- С какой былиной вы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с былиной «Вольга и Микула»)

- Как звали богатырей? (Вольга Святославович и Микула Селянинович)

- Что прославлял народ, рассказывая о Вольге и Микуле? (О Вольге, как защитнике Родины, а о Микуле, как пахаре)

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Спасибо за урок. Урок закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина

Слайд 2

Помнил Добрыня наказы матушки. Да уж очень жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. «Добрыня и Змея »

Слайд 3

Говорил им ласковый Владимир – князь: - Гой еси , вы, добры молодцы! Скажитеся , как вас по имени зовут – А по имени вам можно место дать, По отчеству можно пожаловать. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич »

Слайд 4

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке – Косматушке . «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Слайд 5

Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашёл. «Добрыня и Змей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Васнецов В.М. «Гусляры»

Слайд 4

Билибин Иван Яковлевич

Слайд 5

Васильев Константин Алексеевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Былины"

-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников;сравнивать ее со сказкой,  вызвать желание читать былины.-Совершенствовать навык чтения целыми словами; показать к...