Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия".
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Карпова Татьяна Федоровна

"Сказкотерапия" - цели, задачи, ход проведения занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazkoterapiya.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по сказкотерапии "Путешествие в сказку"

Цель: обучение приемам работы по сказкотерапии.

Задачи:

Вовлечение в активную познавательную деятельность;

Ознакомление с приемами работы со сказкой;

Повышение психолого-педагогической культуры.

Методическое и техническое  оборудование: 

Мультимедиа,  ТСО, миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования, моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки.

Ход проведения:

 Добрый день ребята, уважаемые , гости! Сегодня нам предстоит :«Путешествие в сказку!»

 И мне бы хотелось его начать со слов  Джанни Родари  «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение научить, критически воспринимать окружающее»

А давайте мы все вместе с вами подумаем:

Что такое сказка? (ответы детей, гостей)

Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)

Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

    Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии, строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Практическая часть

Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

 Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

I этап.        Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.

II этап.       Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём –                либо.

III этап.        Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.

IV этап.        Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь                 дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

V этап.        Развивающий -  элементы самосознания в своё внутреннее состояние.                    Прощаются со сказкой                                                                                                                                          VI этап.       Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»

VII этап.       Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.

Уважаемые гости я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

I этап. Организационный момент

 Приветствие «В кругу друзей».                                                                                                             Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.

Каждый из вас по кругу назовёт своё имя и подаст руку другому, ладошкой вверх.

Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга, не вставая с места.

Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова:

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»

Стулья полукругом

Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

 Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам.

СКАЗКА

 На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползет  Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…

И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

Но однажды, случилось несчастье!

Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.

И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.

 Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

«Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она.

«Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

II этап. Проблема практики.

- Вот какая произошла грустная история!

- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?

(участники выдвигают гипотезы)

У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками?

И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.

Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

III этап. Ритуал «входа» в сказку 

Вы не боитесь отправиться вместе со мной в сказку?

- Ну! Тогда вперед!

Сказочная музыка превращение

 Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!

Сказочная музыка, превращение

- Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу и поставим её на стол.

 Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?

Ответы участников

- Давайте поможем нашим бабочкам (раздаём участникам бабочек): развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.

Дыхательная гимнастика  «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза

Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.

IV этап. Решение проблемы.

Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы)

 Но посмотрите, злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?

Ответы участников

- Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.

Психогимнастика «Тяжелый камень»

Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень». Он предлагает поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», как бы демонстрируя свою силу.

- Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.

А теперь самое главное - рисование живыми красками.

Проходите за стол.

(На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования, моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки).

  «Цветы моего сердца»

- Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут.

Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся.  Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники.

Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную  реальность…

V этап. Развивающий элементы самосознания

Музыка «Вальс цветов»

- Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

VI этап. Ритуал «выхода из сказки»

И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились. Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!

VII этап. Рефлексия

- Вот мы и вернулись в класс. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

Берёшь свечу со стола, зажигаешь.   Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.

(передаем свечу по кругу)

- Уважаемые участники, мне было с вами приятно сотрудничать.

 Благодарю за внимание  и за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Методическая тема: «Сказкотерапия, как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью»

Работа представляет исследование эффективности использования сказкотерапии, как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...