рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа по  литературному чтению 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx78.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                          

        

          Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

        Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
  • формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

        Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимания
текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.        Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4.        Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика учебного предмета

          Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и caмостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта  задача решается в процессе литературного образования в школе.                      Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

        Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный  мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. JI. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.                                                                                                                                            На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого- педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Основные содержательные линии курса «Литературное чтение»:

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.                                                                                                                                              Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.                                                                                                          Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.                                                                                                                                       Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.                Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.                                                                     Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.                                                       Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.          Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего. Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче. Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.                                                                                                                                             Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.  Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Виды речевой деятельности, включающий следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).

Виды читательской деятельности, включающий в себя работу с разными видами текста.

Круг детского чтения, реализующий принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.

Литературоведческая пропедевтика, который содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений), являющийся ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).  

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется     включением  в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник включены задания для семейного внеклассного чтения, произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал».

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

Описание места   учебного предмета в  учебном плане  

           Учебный предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология», изучается в 1-4 классах. В учебном плане МБОУ СОШ п. Солидарность (согласно Федеральному плану, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) на изучение предмета «Литературное чтение»  во 2 классе отводится  136 часов в год из расчёта 4 часа в неделю.

Описание ценностных  ориентиров содержания учебного предмета:

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.

Программа направлена на:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
  • развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и  образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты                                                   освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные универсальные учебные действия

 Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание программы учебного предмета «Литературное чтение»

Чтение вслух. 

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения,  чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя.

Умение находить в тексте необходимую информацию.  

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста. Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

 

Книга как источник необходимых знаний.

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Алфавитный каталог.

Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

                   Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста. Определение главной мысли каждой части и всего текста, выделение опорных или ключевых слов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.  

 

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин.

 

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста. Деление текста на части.  

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова.

Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества.

Русские народные песни.

Русские народные потешки и прибаутки.

Скороговорки, считалки и небылицы.  

Загадки

Пословицы и поговорки.

РНС «Петушок и бобовое зернышко»

РНС «У страха глаза велики»

РНС «Лиса и тетерев»

РНС «Лиса и журавль»

РНС «Каша из топора»

РНС «Гуси-лебеди»

РНС «Два мороза»

Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв.

Произведения  о Родине, природе, детях, братьях наших меньших

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,  «Чародейкою зимою»,  «Зима недаром злится», «Весенние воды»

К.Бальмонт «Поспевает брусника…»

А.Плещеев  «Весна», «Сельская песенка», «В бурю»,  А.Фет,  А.Толстой

 С.Есенин «Поет зима…»,  «Береза»

В.Брюсов

А.С. Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила»,  «Вот север, тучи…», «Зима..», «Сказка о рыбаке и рыбке»

И.А.Крылов «Лебедь, рак  и щука»,  «Стрекоза и муравей»

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»,  «Филипок», «Правда всего дороже»,  «Котенок»

Н.Сладков «Они и мы»

 А.Шибаев «Кто кем становится?»

В.Бианки «Сова»

С.Брезкун

И.Бунин «Зимним холодом», «Матери»,

 К.Бальмонт «Снежинка»

Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

С.Дрожжин «Улицей гуляет»

В.Берестов, Э. Мошковская

Произведения о детях.

В.Лунин «Я и Вовка»

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

А.Блок «На лугу»,

С.Васильев «Белая береза»

Произведения классиков детской литературы

Б.Заходер «Что красивей всего?», «Песенки Винни-Пуха», веселые стихи

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Простокваша»

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

С.Маршак «Снег теперь уже не тот», «Кот и лодыри»

В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее»  «Почему»

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Веревочка», «Вовка – добрая душа», «Дело было в январе»,

Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

К.И.Чуковский «Путаница»,  «Радость»,  «Федорино горе»

С.В.Михалков «Мой секрет»,  «Сила воли»,  «Мой щенок», «Новогодняя быль»

Представленность разных видов книг:  детские периодические издания. Юмористические произведения.

 Д.Хармс «Игра»,  «Вы знаете»,  «Веселые стихи»

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Ю.Владимиров «Чудаки»

А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака»

В.Берестов «Кошкин щенок», «Хитрые грибы», «Знакомый, «Путешественники»,  «Кисточка»,

М.Пришвин «Ребята и утята», «Осеннее утро»

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Б.Житков «Храбрый утенок»

В.Бианки «Музыкант»,  «Сова»

И.Токмакова «Десять птичек- стайка»,  «Плим», «В чудной стране»

А. Шибаев «Вспомни сказку»

Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»

Р.Сеф  Напутствие читателю

Произведения современной отечественной литературы

Э.Успенский «Чебурашка»

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

Г.Остер «Будем знакомы»

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

Шарь Перро «Кот в сапогах»

Шарль Перро «Красная шапочка»

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи    средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор.  

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений.

Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Художественные особенности сказок

Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

           Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование

Тематическое планирование                                                                                                                                    с  определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

Название и содержание раздела

Основные виды учебной деятельности

Чтение вслух. 

 

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения,  чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев

Чтение про себя.

Умение находить в тексте необходимую информацию.  

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста. Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Определять жанр произведения.

Понимать особенности фантастических произведений.

Придумывать фантастические истории.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку

Библиографическая культура.

 

Книга как источник необходимых знаний.

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Алфавитный каталог.

Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. Представлять выставку книг, прочитанную    летом.                  Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Выполнять задания творческого и поискового характера

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста. Определение главной мысли каждой части и всего текста, выделение опорных или ключевых слов.

Уметь воспринимать на слух художественные произведения;   пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Формулировать тему небольшого текста.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.

Составлять картинный план. Пересказывать с опорой на картинный план.

Выполнять задания творческого и поискового характера

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.  

 Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин.

 Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста. Деление текста на части.  

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова.

Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Определять жанр произведения.

Понимать особенности фантастических произведений.

Придумывать фантастические истории.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.

Составлять картинный план. Пересказывать с опорой на картинный план.

Выполнять задания творческого и поискового характера

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества.

Русские народные песни.

Русские народные потешки и прибаутки.

Скороговорки, считалки и небылицы.  

Загадки

Пословицы и поговорки.

РНС «Петушок и бобовое зернышко»

РНС «У страха глаза велики»

РНС «Лиса и тетерев»

РНС «Лиса и журавль»

РНС «Каша из топора»

РНС «Гуси-лебеди»

РНС «Два мороза»

Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв.

Произведения  о Родине, природе, детях, братьях наших меньших

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,  «Чародейкою зимою»,  «Зима недаром злится», «Весенние воды»

К.Бальмонт «Поспевает брусника…»

А.Плещеев  «Весна», «Сельская песенка», «В бурю»,  А.Фет,  А.Толстой

 С.Есенин «Поет зима…»,  «Береза»

В.Брюсов

А.С. Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила»,  «Вот север, тучи…», «Зима..», «Сказка о рыбаке и рыбке»

И.А.Крылов «Лебедь, рак  и щука»,  «Стрекоза и муравей»

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»,  «Филипок», «Правда всего дороже»,  «Котенок»

Н.Сладков «Они и мы»

 А.Шибаев «Кто кем становится?»

В.Бианки «Сова»

С.Брезкун

И.Бунин «Зимним холодом», «Матери»,

 К.Бальмонт «Снежинка»

Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

С.Дрожжин «Улицей гуляет»

В.Берестов, Э. Мошковская

Произведения о детях.

В.Лунин «Я и Вовка»

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

А.Блок «На лугу»,

С.Васильев «Белая береза»

Произведения классиков детской литературы

Б.Заходер «Что красивей всего?», «Песенки Винни-Пуха», веселые стихи

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Простокваша»

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

С.Маршак «Снег теперь уже не тот», «Кот и лодыри»

В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее»  «Почему»

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Веревочка», «Вовка – добрая душа», «Дело было в январе»,

Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

К.И.Чуковский «Путаница»,  «Радость»,  «Федорино горе»

С.В.Михалков «Мой секрет»,  «Сила воли»,  «Мой щенок», «Новогодняя быль»

Представленность разных видов книг:  детские периодические издания. Юмористические произведения.

 Д.Хармс «Игра»,  «Вы знаете»,  «Веселые стихи»

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Ю.Владимиров «Чудаки»

А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака»

В.Берестов «Кошкин щенок», «Хитрые грибы», «Знакомый, «Путешественники»,  «Кисточка»,

М.Пришвин «Ребята и утята», «Осеннее утро»

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Б.Житков «Храбрый утенок»

В.Бианки «Музыкант»,  «Сова»

И.Токмакова «Десять птичек- стайка»,  «Плим», «В чудной стране»

А. Шибаев «Вспомни сказку»

Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»

Р.Сеф  Напутствие читателю

Произведения современной отечественной литературы

Э.Успенский «Чебурашка»

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

Г.Остер «Будем знакомы»

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

Шарь Перро «Кот в сапогах»

Шарль Перро «Красная шапочка»

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение;   делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему.

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме, отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задания творческого и поискового характера

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи    средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор.  

 

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

 

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений.

Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Художественные особенности сказок

Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;   делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему.

Различать малые жанры устного народного творчества. Различать стихотворный и прозаический текст, анализировать стихотворный текст, определять главную мысль произведения, характеризовать поступки героев.

Читать выразительно, передавая  настроение стихотворения;  рисовать словесные картины природы с опорой на текст стихотворения, отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни;  понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование.

Читать по ролям.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

 

Описание  материально-технического обеспечения                                     образовательной деятельности  

Учебники и тетради с печатной основой

  1. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2х частях.  / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская), М.: «Просвещение», 2014.
  2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь.  
  3. Поурочные разработки   по литературному чтению С.В.Кутявина. М.: «ВАКО»,2015 г

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой  

Портреты писателей и поэтов                                                                                       Проверочные и  диагностические работы.                                                                                                                     Комплексные работы для класса                                                                                         Итоговые контрольные работы по литературному чтению.                                        (Электронный вариант)

Технические средства

            1.Магнитная доска

            2.Интерактивная доска

3.Мультимедийный проектор

4.Компьютер с учебным программным обеспечением

 

Экранно-звуковые пособия

            1.Презентации к урокам

Интернет-ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:

http://school-collection.edu.ru

2.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

 3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...