Урок обучения грамоте "Буква Т, т и звуки [т],[т'] в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Лаврищева Оксана Валерьевна

Конспект урока, презентация и самоанализ к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_t.doc75 КБ
Файл samoanaliz.docx16.41 КБ
Office presentation icon bukva_t.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление об антонимах и многозначных словах

Личностные результаты

Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [т], [т’].

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Картинки с изображением цифр 3 и 5

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

-Громко тикают часы

Тик-так, тик-так

В школу нам пора идти

Тик-так, тик-так

Мы учебники собрали

Тик-так, тик-так

В школу дружно зашагали Тик-так, тик-так

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как тикают часы?

– Тик-так…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

– [т], [т’].

– Будем знакомиться со звуками [т], [т’]  и буквами его, обозначающими их на письме.

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

- Сегодня на уроке у вас будут два помощника. Отгадайте кто это?

- Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну, конечно, это - …(кот)

На доске – предметная картинка с изображением кота

- Чёрные полоски,

От носа до хвоста,

У этой рыжей кошки, Суровый нрав всегда!

                              (тигр)

На доске – предметная картинка с изображением тигра

– Выполним слого-звуковой анализ слова кот.

–Какой звук вы слышите в конце слова?

–Это согласный звук (произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.

– Выполним слого-звуковой анализ слова тигр.

- Выделите первый звук [т’]. Согласный мягкий. На схеме этот звук входит в слияние и обозначен зелёным цветом. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий

Рассматривают схемы-модели слов кот, тигр; вместе
с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку.

– Кит, тетерев, антилопа, бегемот, петух, тюлень, дятел, утка.

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′]

Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость
и мягкость согласных в словах

Фронтальный. Игра


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Знакомство с буквой Т

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

На что похожа буква Т?

1)Т в антенну

 превратилась

И на доме очутилась.

2) Молоток стучит: «Тук-

тук,

Букве Т я старый друг!»

3) Гриб на букву Т похож.

С тонкой ножкой,

Ну и что ж!

Потрудись-ка ты

немножко:

Палка – шляпка, палка –

     ножка!

_ Назовите слова, в которых встречается буква Т.

– Выложите букву Т из счетных палочек.

-Запишите в тетрадь.

Находят букву Т
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Т

Находят букву Т на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

4.Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы покинем этот класс,

Станем тиграми сейчас.

Ну-ка выпрямись, дружок.

Тигр делает прыжок.

А теперь еще один.

Ну, а прыгнув, посидим.

Поглядим по сторонам

И присядем по местам.

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

5. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

– Прочитайте слоги. Как они образовались?

– Прочитайте слова.

– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

Хором читают слоги.

– Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.

– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Читают слоги-слияния
и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

6. Работа с текстом
(учебник, с. 53)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?

- Сколько предложений здесь записано?

- Как оформляется предложение на письме?

- Нарисуйте схему первого предложения в тетради?

Читают текст.

– Имена людей пишутся с большой буквы.

Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Фронтальный. Чтение, устные ответы

7.Физкультминутка

Коллективная. Практический

- Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышку ждёт.

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдёт.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

8. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

- Прочитайте, что написано красными буквами вверху на странице 52.

- Кто такой А.С. Пушкин?

 – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– Кто изображен на рисунке?

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Называют животных
и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения. Называют знакомые сказки А.С. Пушкина

Фронтальный. Устные ответы

9. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.

– На каком дереве была «златая цепь»?

– Как автор называет кота?

– Что делает кот?

– Найдите в тексте буквы Т.

Сколько их?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т 
в словах текста

Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы


Продолжение табл.

10. Разгадывание ребусов

Коллективная. Словесный, наглядный, практический.

– Наши помощники спрятались, помогите их найти.

 – Разгадайте ребусы.

– Кот.

- Тигр.

Угадывают зашифрованные слова.

Коллективный.

11. Игра «Найди букву»

индивидуальная практический

- Найдите на таблице буквы Т. Посчитайте, сколько их.

Находят буквы в таблице и обводят их.

Развивают внимание, закрепляют графический образ буквы

Индивидуальный

12. Развитие речи коммуникативных навыков.

Работа в парах Словесный.

– Задайте другу вопросы со словами кто и как

Составляют вопросы и задают друг другу

Понимают смысл прочитанного. Формулируют вопросы

Чтение, устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «Б» классе

учитель Лаврищева Оксана Валерьевна

Тема урока: Звуки [т], [т`],буквы Т, т.

УМК «Школа России».

Тип урока: решение учебной задачи.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.

В классе 25 учеников, из них 11 мальчиков и 14 девочек. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: большая часть детей имеют средний и выше среднего уровни развития.

Ставилась следующая педагогическая цель: создать условия для ознакомления  учащихся с согласными звуками  [т], [т`], и буквами Т, т, развития речи.

Предметные задачи:

  • Создать условия для развития у учащихся умения:

- узнавать и называть буквы Т, т;

- выделять и различать звуки;

- выполнять звукобуквенный анализ слов;

- давать характеристику звука;

- выразительно читать.

Метапредметные задачи:

  • Создать условия для развития у учащихся умения:

- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- строить устные высказывания – рассуждения, проводить сравнение по заданным критериям;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, дети старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в группах, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. На уроке большое внимание уделялось звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.

Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. На уроке проведены две физминутки для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком,  выполнены.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; особое внимание уделять обучению учащихся дисциплине на уроках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте 1 б класс Учитель: Лаврищева Оксана Валерьевна

Слайд 5

На что похожа буква Т ?

Слайд 6

Назови слова на букву Т

Слайд 7

Прочитай слоги Т А У О Ы И

Слайд 8

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 9

Сказки

Слайд 11

и о Разгадай ребус

Слайд 12

ти ʻʻ Разгадай ребус

Слайд 13

Та-та-та – длинный хвостик у кота. Ту-ту-ту – я расту, расту, расту. Ти-ти-ти – с тигром лучше не шути! Том-том-том – поиграли мы с котом. Чистоговорка

Слайд 14

Закончи предложения: На уроке я выучил… Я повторил… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква М м, звуки [м], [м’]». 1 класс.

Тип урока: рефлексия.Цель урока: повторение знаний о звуках [м] [м’] и букве «М». Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о звуках [м], [м’] и бук...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...