Разработка урока по чтению "Живая шляпа"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Баранчикова Елена Александровна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_chteniya_vo_2_klasse.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе            Учитель: Баранчикова Е.А.

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух

Задачи

Образовательные: учить стуктурному анализу художественного произведения, по средстам определения языковой мысли и составления краткой характеристики героев  

Развивать устную речь, учить анализу, синтезу;

Воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

Тип урока

Решение частичных задач

Универсальные учебные действия

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, делить и озаглавливать части произведения.

Метапредметные: познавательные (1): овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные(2): формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные(3): адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

 Личностные(4): проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический Формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, шляпа, выставка книг¸ портрет Н.Н.Носова, словарь

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФУУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок весёлый,                                        

Мы начать урок готовы.                                            

    Будем слушать и читать                                      

     И друг другу помогать.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

Имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний

1.Речевая разминка

-Прочитайте стихотворение медленно, вполголоса

-быстро на выдохе

-с радостным настроением

-обиженно

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

проговаривают

1

2

1

2

2.Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Н.Носова «Затейники» по плану

пересказывают

3.Постановка темы, цели урока

Работа с книжной  выставкой

-Мы продолжаем знакомиться с рассказами Николая Носова .

Выставка книг Н.Н.Носова: «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Незнайка»

-Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Какие рассказы вам знакомы?

-По прочитанному стихотворению  и иллюстрации книжки определите название рассказа.

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Рассматривают выставку

Отвечают,  рассуждают

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

4.Работа по теме урока.

1.Слово об авторе

(портрет )

-В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

-Мы познакомимся с рассказом «Живая шляпа»

слушают

1

3

2.Словарная работа

Иллюстрация –слайд

http://festival.1september.ru/articles/595157/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/595157/img1.jpg

-Что изображено на слайде?

Комод-        низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей

Кочерга- железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.        

Треснуть- ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть

Объясняют значение слов с помощью словаря

1

2

3

3.Прогнозирование содержания

-Откроем учебник с.54.

-С чего начнём работу над новым произведением?

(Читаем фамилию, вспомним о ком или о чём  он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, делаем предположение содержания произведения)

-Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?

-автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы  думаете почему?

отвечают

1

2

3

4

4.Первичное чтение

-Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и посмотрим, какие из наших предположений оправдались.

слушают

1

3

4

5. Первичное восприятие произведение

- Какие предположения оправдались?

- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.

- За кого вы волновались и почему?

- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?

(Потому что мы знали,  кто под шляпой, а ребята – нет.).         

Рассуждают


Выполняют упражнения

Регулятивные:

Принимают и сохраняют поставленную задачу

5. Закрепление знаний и способов действий

1.Вторичный синтез

Перечитывание учащимися по абзацам

Следят по тексту,

читают

1

3

4

2.Анализ

а)беседа по прочитанному

-Как звали котёнка?

-как котёнок оказался под шляпой?

-Почему мальчики не видели того, что случилось с котёнком?

-Как звали ребят?

-Когда мальчики заметили шляпу?

-Что значит «плюхнулось»?

-Что же так сильно испугало мальчиков?

-Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

(прыгнули на диван, трясутся от страха)

-Что значит «трястись от страха»?

--Что предприняли мальчики(убежали на кухню)

-Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик)

-Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга в беде)

- Как меняется поведение  мальчиков на кухне?

(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.

(А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

(Мальчики успокоились и осмелели.)

- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?

(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)

- Как вы понимаете слово «треснуть»?

(Очень сильно ударить.)

- А как вела себя шляпа всё это время?

(Она не двигалась.)

- Как вы думаете, почему?

(Она сама боялась.)

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?

(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)

- Какое слово  передаёт их настроение?

(Обрадовались.)

- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы;

жалость – Ваське зря попало.)

- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?»

(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные.  Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

- А как автор относится к героям своего произведения?

(Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

- А какой это смех: добрый или злой?

(Добрый.)

- Как называется такой смех?

(Юмор)

-  Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и  тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

1

3

4

б)определение жанра произведения

- К какому жанру относится  произведение, которое мы сегодня изучали?

( Это  рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой  их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?

(Юмористический рассказ.)        

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение

Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

-Проверим ,как хорошо вы знаете содержание рассказа «Живая шляпа

Отвечают на вопросы учителя

1

2

3

4

в)деление на части, озаглавливание

1.Котёнок Васька ловил мух.

2.Шляпа-живая.

3.Мальчики швыряют картошку в шляпу.

4.Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Делят на части,

Озаглавливают, рассуждают

1

2

3

в)соотнесение иллюстрации и эпизода текста

ответы на вопросы с учебника в.3

Выборочное чтение

Рассмортите картинки, найдите и прочитайте эпизод, подходящий к

иллюстрации.

-Перечитай эпизод рассказа, который тебе показался самым интересным. Убеди своих слушателей, что ты прав.

Отвечают

Читают, следят

1

2

3

г)чтение по ролям

Определение ролей.

-Каким голосом нужно показать страх при чтении.

Чтение.

Отвечают

Читают, следят

1

2

3

4

6.Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

--Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?

-Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился?Почему?

Оцените свою работу.

-Продолжите предложение:

-Мне было интересно…

-Мне захотелось..

-Я узнал…

-У меня получилось…                                                                                    

Отвечают на вопрос

Регулятивные:

-осознание того, что усвоено на уроке:

-Личностные:

смыслообразование, т.е. что дал урок?

Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С.54-58, прочитать текст по ролям

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Т. Янсон Шляпа волшебника.

Конспект открытого урока. УМК "Школа 2100" Технология продуктивного чтения....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (1 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)

Предмет: литературное чтение.Класс:2Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:-       познакомить с рассказом Н. Носова «Живая шляпа...

Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (2 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)

Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:-       повторить рассказ Н. Носова «Живая...

Методическая разработка урока чтения в 3 классе "Н. Носов "Живая шляпа" школа 8 вида

Конспект урока представлен в виде технологической карты....

Методическая разработка урока литературное чтение "Тайна шляпы волшебника"

Знакомство с Муми - семейством (Т. Янсон «Шляпа волшебника». Вступление. 1 часть). Знакомство со сказкой Т. Янсон «Шляпа волшебника», способствовать развитию интереса к сказке,...