Разработка урока по чтению "Живая шляпа"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе Учитель: Баранчикова Е.А.
Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух |
Задачи | Образовательные: учить стуктурному анализу художественного произведения, по средстам определения языковой мысли и составления краткой характеристики героев Развивать устную речь, учить анализу, синтезу; Воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность). |
Тип урока | Решение частичных задач |
Универсальные учебные действия | Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, делить и озаглавливать части произведения. Метапредметные: познавательные (1): овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные(2): формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные(3): адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные(4): проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, шляпа, выставка книг¸ портрет Н.Н.Носова, словарь |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФУУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать и читать И друг другу помогать. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: Имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2.Актуализация знаний | 1.Речевая разминка | -Прочитайте стихотворение медленно, вполголоса -быстро на выдохе -с радостным настроением -обиженно К шляпе дружно подойдём, Её взглядом обведём! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? | проговаривают | 1 2 1 2 |
2.Проверка домашнего задания | Пересказ рассказа Н.Носова «Затейники» по плану | пересказывают | ||
3.Постановка темы, цели урока | Работа с книжной выставкой | -Мы продолжаем знакомиться с рассказами Николая Носова . Выставка книг Н.Н.Носова: «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Незнайка» -Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Какие рассказы вам знакомы? -По прочитанному стихотворению и иллюстрации книжки определите название рассказа. К шляпе дружно подойдём, Её взглядом обведём! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? | Рассматривают выставку Отвечают, рассуждают | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; |
4.Работа по теме урока. | 1.Слово об авторе (портрет ) | -В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. -Мы познакомимся с рассказом «Живая шляпа» | слушают | 1 3 |
2.Словарная работа Иллюстрация –слайд | -Что изображено на слайде? Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и мелких вещей Кочерга- железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть- ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть | Объясняют значение слов с помощью словаря | 1 2 3 | |
3.Прогнозирование содержания | -Откроем учебник с.54. -С чего начнём работу над новым произведением? (Читаем фамилию, вспомним о ком или о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, делаем предположение содержания произведения) -Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»? -автор назвал рассказ «Живая шляпа».Как вы думаете почему? | отвечают | 1 2 3 4 | |
4.Первичное чтение | -Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и посмотрим, какие из наших предположений оправдались. | слушают | 1 3 4 | |
5. Первичное восприятие произведение | - Какие предположения оправдались? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему? - Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? (Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.). | Рассуждают | ||
Выполняют упражнения | Регулятивные: Принимают и сохраняют поставленную задачу | |||
5. Закрепление знаний и способов действий | 1.Вторичный синтез | Перечитывание учащимися по абзацам | Следят по тексту, читают | 1 3 4 |
2.Анализ а)беседа по прочитанному | -Как звали котёнка? -как котёнок оказался под шляпой? -Почему мальчики не видели того, что случилось с котёнком? -Как звали ребят? -Когда мальчики заметили шляпу? -Что значит «плюхнулось»? -Что же так сильно испугало мальчиков? -Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (прыгнули на диван, трясутся от страха) -Что значит «трястись от страха»? --Что предприняли мальчики(убежали на кухню) -Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик) -Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга в беде) - Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?) - Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?) (Мальчики успокоились и осмелели.) - Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.) - Как вы понимаете слово «треснуть»? (Очень сильно ударить.) - А как вела себя шляпа всё это время? (Она не двигалась.) - Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.) - Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.) - Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.) - Какое слово передаёт их настроение? (Обрадовались.) - Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл; стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.) - Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?» (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой. Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.) - А как автор относится к героям своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.) - А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.) - Как называется такой смех? (Юмор) - Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.) | Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | 1 3 4 | |
б)определение жанра произведения | - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.) - Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.) -Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. -Проверим ,как хорошо вы знаете содержание рассказа «Живая шляпа | Отвечают на вопросы учителя | 1 2 3 4 | |
в)деление на части, озаглавливание | 1.Котёнок Васька ловил мух. 2.Шляпа-живая. 3.Мальчики швыряют картошку в шляпу. 4.Из-под шляпы высунулся серый хвост. | Делят на части, Озаглавливают, рассуждают | 1 2 3 | |
в)соотнесение иллюстрации и эпизода текста ответы на вопросы с учебника в.3 | Выборочное чтение Рассмортите картинки, найдите и прочитайте эпизод, подходящий к иллюстрации. -Перечитай эпизод рассказа, который тебе показался самым интересным. Убеди своих слушателей, что ты прав. | Отвечают Читают, следят | 1 2 3 | |
г)чтение по ролям | Определение ролей. -Каким голосом нужно показать страх при чтении. Чтение. | Отвечают Читают, следят | 1 2 3 4 | |
6.Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений Заключительная беседа. Выставление оценок. | -Как называется рассказ, который мы читали? -Кто написал? --Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение? -Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился?Почему? Оцените свою работу. -Продолжите предложение: -Мне было интересно… -Мне захотелось.. -Я узнал… -У меня получилось… | Отвечают на вопрос | Регулятивные: -осознание того, что усвоено на уроке: -Личностные: смыслообразование, т.е. что дал урок? |
Домашнее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С.54-58, прочитать текст по ролям | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Т. Янсон Шляпа волшебника.
Конспект открытого урока. УМК "Школа 2100" Технология продуктивного чтения....
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (1 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)
Предмет: литературное чтение.Класс:2Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- познакомить с рассказом Н. Носова «Живая шляпа...
Конспект урока "Носов "Живая шляпа" (2 урок)" (2 класс, УМК "Школа России)
Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- повторить рассказ Н. Носова «Живая...
Методическая разработка урока чтения в 3 классе "Н. Носов "Живая шляпа" школа 8 вида
Конспект урока представлен в виде технологической карты....
Методическая разработка урока литературное чтение "Тайна шляпы волшебника"
Знакомство с Муми - семейством (Т. Янсон «Шляпа волшебника». Вступление. 1 часть). Знакомство со сказкой Т. Янсон «Шляпа волшебника», способствовать развитию интереса к сказке,...