Конспект урока по литературному чтению по теме " Н. Носов. Заплатка". Презентация.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шестакевич Инна Михайловна

Этот урок чтения по произведению Н. Носова "Заплатка" взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.

 

Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

 

      На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Цель моего урока заключала следующее : познакомить учеников с текстом Н. Носова "Заплатка", понять его суть, найти с его помощью решение проблемы. А также

- формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

- развитие системного диалектического мышления (искусство вести рассуждение)

- формирование УУД :

- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.

-воспитание любви и уважения к людям, к труду.

На уроке использовались следующие технологии: «Педагогические мастерские», проблемно-диалогическая технология, технология ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosov_._zaplatka.docx25.01 КБ
Файл nosov_zaplatka.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Н. Носов

«Заплатка»

Цели:

-Формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

-Развитие системного диалектического мышления

-Формирование УУД

-Формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций

-Воспитание любви к труду.(2 слайд)

Ход урока.

1) О.н.у.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро

Доброе утро, солнцу и птичкам

Доброе утро улыбчивым лицам.(3 слайд)

- К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся

2) Актуализация.

-Иногда в жизни каждого человека происходят неприятные моменты. Когда я была такой маленькой как вы, у меня была любимая игрушка и однажды она пропала. Потерялась. Я так и не нашла её. Была очень огорчена этим.

-А у вас в жизни бывают неприятные моменты? Расскажите о них.

На уроках чтения мы будем знакомиться с произведениями многих писателей, в жизни которых возможно тоже происходили неприятные моменты.

-Сегодня на уроке мы продолжим учиться думать, размышлять, отвечать на вопросы (4 слайд) и  познакомимся с рассказом, который написал Н.Носов.

( 5 слайд)

Родился Носов в Киеве в 1908 году в семье актера эстрады. Увлекался пением, музыкой, театром. Был разносторонне одаренным мальчиком.

Прежде чем стать писателем был газетным торговцем, землекопом, чернорабочим.

Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу Носову. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы из жизни ребят. Но он всегда хотел сообщить что-нибудь интересное и полезное в своих рассказах.

Возможно, потому что в жизни писателя или его сына тоже случались неприятные моменты. Н. Носов написал рассказ, который называется «Заплатка».

-А кто знает, что обозначает слово «заплатка»(6 слайд)

-Ребята подумайте и предположите о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

-А поможет нам не забыть ваши предположения дерево предсказаний, на котором мы будем фиксировать ваши предположения.

-Ребята, разве узнать о том, что кто-то, что-то порвал и потом пришил заплатку – это интересно?

-Давайте посмотрим , как автор сумел увлекательно рассказать о столь обычном событии.

-После чтения мы проверим совпадут ли ваши предположения с замыслом автора.

Итак, обратимся к тексту.

III Стадия осмысления

-Сегодня я разделила текст на части с остановками. Сразу давайте договоримся – читать будем по частям. И сразу же будем подтверждать или опровергать наши предположения.

-На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть. ( 7 слайд)

Что будем делать после каждой части?(остановку)

-Потом обсуждение и только после этого приступим к следующей части.

Итак: Читаем 1-ую часть и выносим на доску интересные моменты

Внимание! Возьмите 1 часть голубого цвета, переверните. (Читает Золин С.)

  1 остановка.

-А чтобы вам было легче, наблюдать за развитием событий мы будем использовать раскадровку.

- О ком идёт речь в рассказе? (о Бобке)

- Чем хвастался Бобка? (Штанами)

- Как об этом сказано в тексте?

-Почему завидовали ребята, ведь разве то, что кто-то имеет штаны вызывает зависть?

-Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие событий (высказывание детей- фиксирую на дереве предсказаний) (8 слайд)

- Ну что ж читаем дальше.

- Посмотрите на инструкцию. Внимание! Возьмите 2-ую часть – желтого цвета. Переверните (Читает Элина Х.)

   2 остановка

- Что случилось со штанами? (Порвал)

- Как это произошло? (Полез через забор)

- Как мама себя повела? Она обрадовалась? (Нет рассердилась)

- Что сказала мама? (сумел порвать – сумей и зашить)

-Давайте воспроизведём ещё раз диалог между мамой и

 Бобкой. ( чтение по ролям)

- А я добавлю следующий кадр.

Итак перед Бобкой появилась проблема:

Мама не захотела зашить штаны.

- Давайте обратимся к дереву предсказаний: есть ли на нём предположение, которые уже не подтвердились? (стираю те которые не подтвердились).

-Как думаете, какие события могут произойти дальше? (фиксирую на дереве предсказаний)

Внимание!

Возьмите 3 часть зелёного цвета.( читает Катя К.)

 3 остановка.

- Почему ребята стали смеяться?

- Кем хотел стать Бобка?

- Что должен уметь делать солдат? ( найдите и прочитайте в тексте)

- А я предлагаю вам выполнить творческое задание. Представьте себе, что наш герой – это вы. Придумайте продолжение рассказа. Как может разрешиться эта проблема?

- Расскажите свои варианты. (Отмечаю на дереве предсказаний)

- Итак, читаем дальше.

-Возьмите IV  часть жёлтого цвета. (читает Полина И.)

-Совпали ваши рассказы с замыслом автора?

Пришил Бобка заплатку? (да)

-Легко ли было Бобке пришить заплатку? (нет)

-Докажите словами из текста.

-Решение проблемы вызывает много трудностей, но Бобка не отступает.

-Как у него это получилось? Найдите в тексте и прочитайте.

-Какие из предположений  не подтвердились?(стираю с доски)

-Попробуйте предположить дальнейшее развитие сюжета.(фиксирую на дереве предсказаний)

Внимание!

Возьмите V часть оранжевого цвета. Читаем дальше. (читает учитель)

-Почему когда Бобка перешил во второй раз – у него всё получилось?(не спеша, аккуратно).

-Когда человек преодолевает трудности очень важно не пропустить какой-то этап (обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом), очень важно управлять своими эмоциями (успокоиться, сосредоточиться).

-Какие качества он проявил, чтобы справиться с проблемой? (трудолюбие, старание,  терпение, находчивость, упорство).

-А ваши предположения подтвердились?

-Предполагали ли вы, что он возьмётся перешивать заплатку?
-Кто оказался ближе всех к сюжету рассказа?

-Молодцы!
Внимание!

-Возьмите VI  часть. (Читает учитель).

-Что сказали ребята Бобке?

-Чему ещё хотел научиться Бобка?  (пришивать пуговицы).

-Зачем? (ему нравилось трудиться, хотел сам всё уметь делать).

-Ожидали вы такого конца? Почему?

-Давайте обратимся к дереву предсказаний. Совпали ваши предположения с замыслом автора? Почему вы думали именно так?

- Ребята, а в этом рассказе автор говорит нам только о том, как пришивать пуговицу? (нет).

-А о чём ещё важном и полезном хотел нам сообщить автор?

- Как и почему маленький мальчик становится взрослым, ответственным. Что надо быть трудолюбивым и доводить начатое дело до конца, как бы трудно не было. Когда человек преодолевает трудности и доводит начатое дело до конца, результат обязательно приносит чувство радости, уверенности в своих силах.

-Какова же главная мысль текста? (если постараться, то с любым делом можно справиться).

-А сейчас давайте вернёмся к рассказу. Открываем учебник на стр. 42.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо-плохо».

-Итак, как было Бобке в начале рассказа? (+), а штанам ((+) Почему?

        

-Как потом было Бобке?(-) А маме? (-) Почему? А штанам? (-) Почему?

-Как дальше было Бобке? (-) А ребятам? (+) Почему? Штанам? (-)_ Почему?

-Как в конце рассказа стало Бобке?  (+)  Ребятам? (+) Почему? (рады хорошему результату).

-Соотнесите схемы в начале рассказа, в середине и в конце рассказа и придумайте пословицы к нему.

- Молодцы! У вас получились замечательные пословицы. Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал об этом  народ?

-Я по классу разместила карточки с пословицами. Предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.

-Давайте прочитаем КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ (9 слайд)

-Посоветуйтесь в парах и выберите ту, которая подходит к рассказу больше всех. (10 слайд)  

 -Докажите.

-А сейчас я предлагаю открыть тетради на стр. 19 №1.

-Подчеркните, каким вы  представляете Бобку?

-Какова- же главная мысль  рассказа?  (если быть упорным, трудолюбивым, настойчивым, то можно справиться с любым делом) (11 слайд)

-Чему -же учит этот рассказ? (быть старательным, упорным, трудолюбивым, доводить начатое дело до конца).

-И я желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Воспитывайте в себе эти качества и вы добьётесь успеха в любом деле.

-Вы знаете, что когда человек становится взрослым- ему выдают паспорт. Ну а поскольку наш герой в конце рассказа стал ответственным, трудолюбивым, значит он повзрослел.

- Прошу выдать паспорт нашему герою. (12 слайд)

                                                ПАСПОРТ

Имя героя: Бобка

Создатель: Н.Носов

Прописка: рассказ «Заплатка»

Умеет: пришивать заплатку

Мечтает: пришивать пуговицы

Уверен: Терпенье и труд – всё перетрут.

IV Рефлексия

-Итак, подводя итог, давайте скажем, а чему же мы учились на уроке? (пересказывать события, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).

-Какие приёмы использовали на уроке? (»Хорошо-плохо», чтение с остановками, паспорт герою).

-Понравились вам эти приёмы? Чем?

-Мы их ещё не раз будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.

-А мне очень понравилось, как активно вы работали сегодня на уроке, очень дружно работали в парах, много размышляли и думали.  Я ставлю за работу оценку «5»…., «4»….

-Итак, с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока? Почему? (13 слайд)

V  Д/З

-А дома я предлагаю задание по выбору: попробуйте свои силы в составлении синквейна или вспомните и расскажите случай, в котором вам пришлось проявить терпение, трудолюбие и старание для достижения поставленной цели.  

-Спасибо за урок! Мне было приятно и интересно с вами работать. (14 слайд)

Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс Раздел «О детях и для детей» Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 46 с УИОП Шестакевич И.М.

Слайд 2

Цели: -Формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; -Развитие системного диалектического мышления; -Формирование УУД; -Формирование оргдеятельностной , коммуникативной компетенций; -Воспитание любви к труду.

Слайд 3

Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро Доброе утро, солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам.

Слайд 4

Сегодня на уроке – Мы будем думать, Размышлять, На вопросы отвечать!

Слайд 5

Носов Николай Николаевич 1908-1976гг. ЗАПЛАТКА

Слайд 6

Заплатка - это кусок материи. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. Образовались слова платок, платье, заплатка.

Слайд 7

Знаково-символические УУД

Слайд 8

Дерево предсказаний

Слайд 9

Культурные образцы: Есть терпение, будет и умение. Дерево смотри в делах, а человека в плодах. Не игла шьёт, а руки. Торопливый дважды одно дело делает. Терпенье и труд всё перетрут.

Слайд 10

Терпение и труд, всё перетрут.

Слайд 11

Упорным Старательным Находчивым Трудолюбивым

Слайд 12

ПАСПОРТ Имя героя: Бобка Создатель: Н.Носов Прописка: рассказ «Заплатка» Умеет: пришивать заплатку Мечтает: пришивать пуговицы Уверен: Терпенье и труд – всё перетрут.

Слайд 13

Где труд там, и радость!

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!