Занятие по внеурочной деятельности. Рассказ Е. Чарушина "Друзья" (2 класс)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Занятие по внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" (2 класс).

Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять  знания на практике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий конспект занятия по внеурочной деятельности

Курс «В мире книг»

Сапунова Т.В.

Книги о братьях  наших  меньших.

Е.И. Чарушин «Друзья»

1.Постановка цели. Проблемный вопрос.

-На уроках литературного  чтения, на занятиях в районной библиотеке, на занятиях нашего кружка мы  учимся  работать с  книгой.

-Кроме книг, где еще современный человек может найти нужную информацию? Что появилось раньше – книга или  интернет?

-Проблема: зачем современному человеку читать книги? Почему интернета недостаточно? Почему книгу назвают величайшим изобретением человечества?

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с интересными  книгами.

2.Объявление темы занятия – «Книги о братьях наших меньших»

-Давайте рассмотрим выставку книг (Сладков, Бианки, Житков, Былины, Драгунский, Пришвин).                        -Как вы думаете, какие из них  относятся к теме нашего занятия?

-Подойдите поближе , выберите нужные книги из предложенных. Как мы можем узнать, предположить  - о чем книга ?  По обложке, по фамилии автора, по иллюстрациям, по оглавлению, содержанию.  Если книги вас заинтересовали, вы можете взять их в нашей библиотеке. Расставим их на выставке.

-А почему вот эти книги вы отложили ?( Былины, Драгунский)

-Многие наши  ребята ведут читательские дневники. А для чего мы  это делаем? (чтобы поделиться своими знаниями).

-Давайте попросим ребят прочитать нам свои отзывы о прочитанных книгах Бианки, Житкова.

3.Актуализация знаний.

-Сегодня будем работать с произведением Е.И.Чарушина (портрет).

-Он был писателем, иллюстратором (кто такой иллюстратор?)

-Рассмотрим  слайды с его иллюстрациями.

Художник любил наблюдать за животными, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно изучить его внешность, движения, повадки  и характер.

-У меня к вам неожиданный вопрос: а кого мы называем друзьями? Кто такие друзья?

- Произведение, которое мы будем читать, называется «Друзья». Предположите – о ком?

-Хотите узнать – кто же является героями этого    произведения?

На экране – фото щенка и лисенка ( 4 слайда). А как же они подружились?

4. Организация  познавательной деятельности.

Читаем 1 часть текста.

Евгений  Иванович  Чарушин

«Друзья»

         Однажды лесник  высмотрел в лесу лисью нору. Он  нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

         А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку был от роду один месяц. Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.

       Очень занятно они играли! Лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.

        Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он  говорил  тоненьким голоском — будто мяукал.

-Предположите – что же будет дальше?

-Где можно узнать значение новых для себя слов? (толковый словарь)

-Как  расположены  слова в словаре?

-Каждая группа выбирает себе словарь из предложенных и находит значение слов занятно, гончая, огарок.

-Объясните ребятам из других групп, как вы поняли значения этих слов.

-На фото (слайд) – гончая собака.

-Дочитываем произведение до конца.

Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал настоящим  охотником, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес.

       «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку». Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

        Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.

       «Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».

       Позвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.

       — Ищи, — говорит, — своего приятеля. — И показал следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.

       Лесник спрятался за ёлку, поднял  ружье.

        И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять!

       Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину  и ловит шутя лисий хвост.

— Эх, вы! — сказал лесник. Опустил  ружьё и вернулся домой.

      И  жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить.  Ловила-ловила да и осталась в лесу насовсем.

       А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

 

-Определите жанр (рассказ). Почему?

-Понравился вам рассказ? Чем?

Физминутка (звуки леса)

Мы оказались в лесу. Можно встать, найти для себя место в лесу, где вам хорошо. Кто-то из вас – лисенок (прячется, играет), кто-то – гончая идет по следу, кто-то – птица на ветке или в полете, а кто-то – бабочка. А кто-то растет как дерево, тянется к солнцу своими ветками…

5.Групповая работа.

-Какие мы знаем правила  групповой  работы?

Группа  1

Запишите  ключевые слова  к  тексту  рассказа  «Друзья».

Предметы

(кто? что?)

Действия

 

(что сделал? что делали?)

Признаки

(какой? какая? какие?)

Группа  2

Запишите   простые   вопросы   к  тексту  рассказа  «Друзья».

Простые  вопросы

Кто? Что? Где? Когда?

Группа  3

Запишите   сложные   вопросы   к  тексту  рассказа  «Друзья».

Сложные   вопросы

Почему?

А если бы …?

Предположите, а что было бы…?

Хорошо  или  плохо…?

6.Выступления групп, обсуждения.

-Кто может дополнить, добавить?

7. Составление коллективного отзыва о рассказе (план отзыва – на экране).

1.Автор, название книги. Жанр.

2.Тема. О чем эта книга?

3.Главные  герои.

4.Где происходит действие?

5.Какие новые  слова ты узнал?  

6.Твои впечатления: о чем ты размышлял в процессе чтения? Что в этом произведении для тебя самое важное, самое интересное?

8. Рефлексия

-Наше занятие приближается к финалу. Давайте поделимся впечатлениями. Выберите фразу, подумайте и закончите ее своими словами:

-На занятии у меня получилось…

-Теперь я знаю…

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что

-Меня удивило

-Мне понравилось

-Мне было интересно

 

9. Подведение  итогов.

-Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного, правда? А как  остальным нашим ребятам рассказать об этом, заинтересовать их, поделиться своими знаниями?

-Можно нарисовать рисунок – иллюстрацию к рассказу или написать отзыв в читательском дневнике.

-Спасибо вам за работу, на этом наше занятие завершается.  



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  занятия  по  внеурочной  деятельности

(курс «В мире книг»)

Сапунова  Татьяна  Валерьевна

Класс 2 «в»

Тема: Книги о братьях наших меньших.

Е.И. Чарушин «Друзья»

Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять  знания на практике)

Цель:

-знакомство с рассказом Е.Чарушина «Друзья», создание на практике условий для развития читательских умений  и интереса к чтению книг.

Задачи:

-развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребенка,

-создать условия для осмысления содержания текста с помощью ключевых слов, вопросов,

-продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

Планируемые результаты

предметные

-умение самостоятельно отбирать нужную литературу,

-пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации,

-умение строить речевое высказывание,

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

метапредметные

-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий (составление отзыва о книге),

-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги,

-развитие умения работать в паре и группе.

личностные

-развитие самостоятельности суждений, независимости мышления,

-развитие любознательности, интереса к чтению.

Ресурсы   занятия:

-книги В.Бианки, Б. Житкова, М.Пришвина, Н.Сладкова,

-зрительный  ряд: мультимедийная презентация,

-текст рассказа Е.Чарушина «Друзья»,

-читательские дневники,

-задания для групповой работы,

-толковые словари.

Ход занятия

Содержание  деятельности  учителя

Содержание  деятельности   учащихся

Мотивация   к   деятельности

Постановка проблемного вопроса:

-зачем современному человеку уметь работать с книгой?

-зачем мы ведем читательские дневники?

-где  можно найти необходимую  информацию?

-высказывают своё мнение,

-отбирают нужные книги, относящиеся к теме занятия, используя  знания об аппарате книги,

-читают и обсуждают отзывы о прочитанных книгах.  

Актуализация   знаний

-учитель сообщает новую для уч-ся информацию о Е.Чарушине, предлагает рассмотреть авторские иллюстрации к книгам,

-кого мы называем друзьями?

-предположите – о ком мы будем читать?

-как могли подружиться щенок и лисенок?

-рассматривают иллюстрации,

-делятся впечателениями, высказывают  предположения о содержании незнакомого текста.

Организация   познавательной   деятельности

-где можно узнать значение новых для себя слов?

-как расположены слова в словаре?

-определите жанр произведения,

-выполните задания в группах,

-составьте отзыв о прочитанном рассказе, опираясь на предложенный план.

-работают  с толковыми словарями,

-объясняют одноклассникам значения новых слов,

-определяют жанр произведения (рассказ),

-в группах задают друг другу вопросы по содержанию текста, находят в рассказе ключевые слова,

-составляют коллективный отзыв о произведении.

Рефлексия

Учитель предлагает  детям поделиться друг с другом впечатлениями по итогам занятия.

-Сегодня мы узнали много нового и интересного. Как заинтересовать других ребят? Как поделиться с ними своими знаниями?

(По желанию дома можно нарисовать иллюстрацию к рассказу, написать отзыв в читательском дневнике).

-На занятии у меня получилось…

-Теперь я знаю…

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Меня удивило…

-Мне понравилось…

-Мне было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Тема: Кто нас окружает в школе? Цели:   - расширять и конкретизировать представления о профессии  библиотекарь;            - спос...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс...

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика. 1 класс

Занятие по занимательной математике интеллектуальное напрвление. тема"Выделение заданной фигуры из множества фигур на чертеже. составление заданной фигуры из других". здесь представлен ход занятия....

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛЕШИНСКАЯ СОШ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТОНА ТЮЛЬПАНА »

Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не дол...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс) Курс «Мир деятельности»

Конспект внеурочной деятельности Курс «Мир деятельности» Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная Класс/возраст детей: 3 м/х, 8-9 лет Тема: «Учусь сравнивать&raqu...