Главные вкладки

    Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).
    план-конспект занятия (3 класс) по теме

    Бычкова Ольга Михайловна

         Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.

        На зянатии используется специальный инструментарий: лупы, "зоркое око", рамки, что способствует  более глубокому пониманию картины. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_uud.docx31.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе».

    Тема: З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

    Цели: развитие эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учить обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.

    Планируемые результаты:

    Обучающиеся научатся: внимательно рассматривать и устно описывать картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

    Обучающиеся получат возможность научиться: пробовать себя в роли экскурсовода;

     оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы, готовить  проект «Моя коллекция».

    Оборудование: Репродукция картины З. Серебряковой «За обедом» («За завтраком»), инструментарий (лупы, рамки, зоркое око).

    Ход занятия.

    Этапы занятия.

    УУД

    1.

    1. Вступление.

    Сообщение учителя. Презентация «Музеи мира (страны)».

    Знакомство с музеями разных стран, с музейными профессиями.

    Ребята, сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие, но непросто по городам и станам. Сегодня мы погуляем рядом со знаменитыми музеями. Вы готовы? Тогда в путь.

    1.Мы с вами подошли к самому большому музею в мире. Он находится в Париже и называется –Лувр. Вы догадались в какой стране мы сейчас?

    2.Теперь отправляемся через океан. В какой мы стране? Вы рядом с музеем Метропалитан, в Нью-Йорке. Обратите внимание какое здание музея. Какие мощные колонныу центрального входа.

    3.А теперь мы в Мадриде в стране……..(знаете?).

    Что вам нравится?

    4.Ну а теперь нам просто необходимо сесть в вертолет, чтобы с высоты разглядеть здание Британского музея. Что вас удивило?

    5. Галерея Уффици, Италия. По узким итальянским улочкам надо гулять не спеша.

    6.Ну а теперь возвращаемся домой. Перед нами Третьяковская галерея. Чем интересно здание музея?

    7.Отправляемся дальше, в культурную столицу России – Санкт-Петербург. Перед нами знаменитый Эрмитаж на набережной Невы.

    8. Путешествовать по миру здорово, но как приятно всегда возвращаться домой. Узнаете? Перед нами Музей изобразительных искусств г. Кемерово.

    -Кто любит посещать Музей ИЗО –хлопните в ладоши.

    -Ребята, как вы думаете, есть ли у музея тайны? Какие?

    - С помощью людей каких профессий вещи приобретают вторую жизнь в музее, становятся музейными экспонатами?

    - Выберете те, которые являются музейными профессиями.

    - Услышать безмолвный хор музейных предметов бывает непросто, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае? (экскурсовод).

    Познавательные, личностные

    2.

    1. Работа над репродукцией картины З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

    а)Вспомним правила работы с картиной:

    - Вход в картину, -

    - Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри.

     – Выход из Что значит выйти из картины?(Значит разгадать её секрет)

    - Сегодня нам предстоит встреча с картиной Зинаиды Серебряковой. А вот как она называется попробуйте угадать.

    б) Найдите название  картины среди рассыпанных букв.

    Открыть тему урока

    - Зайдите в Музейный дом, найдите репродукцию картины З. Серебряковой «За обедом».

    1. Экскурсия к картине З. Серебряковой «За обедом» («За завтраком»).

    Зайдите в картину. Где удобнее зайти в картину, что не помешать тому, кто в ней находится?

    Сегодня на занятии ваши одноклассники выступят в роли экскурсоводов.

    Текст экскурсии.

    Экскурсовод 1-

    1 –

    Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой  «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком».

            Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье.

    1. Покажите Шуру используя зоркое око.

    Шуре семь лет.

    Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет.

    1. Покажите Женю  используя зоркое око.

    И,  наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.

    1. Обратите внимание на Тату используя зоркое око.

    Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

    - 2 -

    1. Но,  позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой?                          Ответ слушателей.

    Внимательный зритель заметил женскую руку.

    2. Покажите пожалуйста женскую руку используя зоркое око.

    Кто же эта женщина? (пауза)                Может горничная? А может сама хозяйка?

    1. Кто она по вашему мнению?

    И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека?

    Ответ слушателей: Да

    1. Как вы догадались?

            Ответ слушателей: Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.

            Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

    - 3 -

    Давайте посмотрим на лица детей.

    1. Похожи ли дети между собой?                 -Ответ слушателей: Да.

            Справа от репродукции расположены фрагменты портретов написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.

    2. Рассмотрите эти фрагменты.

    3. На кого похож Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).

    4. На кого похож женя? (выслушай мнение своего соседа).

    Да конечно, рассмотрев детей  мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.

    - 4 -

    Продолжим рассматривать картину.

    1.  Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол.
    2. Рассматривая репродукцию обратите внимание вот на эти фрагменты.
    3. Расскажите пожалуйста, что Вы заметили?

    Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью.

    Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза.

     Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

    Экскурсовод 2.

            - 1 -

            Вернёмся к детям .

    1. Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?                  -Ответ слушателей.

    Да, наверное,  девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде.

    1. Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите?

    Ответ слушателей: Подушечку.

    1. Как вы думаете почему Тате положили подушечку? Ответ слушателей

    Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.

    - 2 -

            Теперь я хочу обратить ваше внимание на некоторые другие аспекты этой уже известной картины. Итак, вернёмся к внешнему сходству детей.

    1. Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? Выскажи своё мнение соседу?                 (выслушать мнение)

    Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

    1. Попробуйте по взгляду определить какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте почему Вы так решили? (выслушать мнение)

    Конечно Вы правы. Вторая характеристика безусловно относится к Шуре, тому, кто сидит ближе к зрителю и смотрит прямо на нас. Об этом говорит не только решительный взгляд, но и  резкий поворот головы. А также то, что он первым из детей приступил к обеду. Жене принадлежит образ мечтательного ребёнка, углубленного в себя и свои мысли. Он задумчиво пьёт воду.  

    1. А как Вам кажется на кого по характеру и поведению похожа Тата?

    Как видим, Тату и Шуру сближает не только внешнее сходство.

    - 3 -

            Все дети изображены с румянцем на щеках.

    1. Подумайте, чем они занимались перед обедом?

    Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

    А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину.

    2. Какие звуки вы слышите?                        Ответ слушателей

    Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой.

    Экскурсовод 3.

            - 1 -

            Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом.

    1. Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков.

    Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду?         Ответ слушателей

    Да, верно, мать поставит тарелку перед Женей, Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку, Шура звякнет ложкой о дно тарелки, а Женя наберёт в рот очередной глоток воды. Они застыли лишь на секунду.

    - 2 -

    Рассмотрите позы детей.

    1. Что вы можете сказать о Тате?        Ответ слушателей

    Тата вот-вот готова сползти со стула и выскочить из-за стола.

    1. О чем вам говорит поза Шуры?        Ответ слушателей

    Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию.

    1. А что можете сказать о  позе  Жени?         Ответ слушателей

    Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их  характерах.

    1. Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола.         Ответ слушателей

    Первой из-за стола конечно же  выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом.

            

    - 3 -

    Эта картина единой целое, но если воспользоваться рамкой, то можно выделить две самостоятельные картины. Для этой работы мне понадобится помощник.

    1. С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент картины «Шура за обедом». Рассмотрите его.

            С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент «Тата за обедом».  Рассмотрите его.

            А сейчас обратите внимание на лицо Таты. Напомню ей на картине два с половиной года. Неправда ли взрослое выражение  лица для маленькой девочки. Теперь с помощью всё той же рамки мы вернём девочке её возраст.        Теперь лицо Таты совсем детское.

    - 4 -

            Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине – и то, что скатерть до обеда лежала свёрнутой в шкафу, и то, что в столовой не одно , а несколько окон.(пауза)  

    Картины можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё вооружившись рамкой и лупой смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза)

     Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.        

    Учитель:

    - Теперь нам необходимо выйти из картины.

    -Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)

    Познавательные,

    Коммуникативные, личностные

    3.

    Динамическая пауза     Выставка З. Серебряковой. ( под музыку дети рассматривают развешанные по кабинету репродукции художницы)

    Познавательные, коммуникативные

    4.

    Работа в творческих группах. (2 группы)

    1. Создание альбома «Жизнь и творчество З. Серебряковой»  (из трёх портретов, выбрать портрет З. Серебряковой, из трёх рассказов необходимо выбрать тот, который относится к творчеству художницы, из репродукций картин нужно выбрать только те, которые по мнению детей написаны З.Серебряковой ).

    1. Взаимопроверка работ в каждой группе.
    2. Придумайте двустишие к  картине «За обедом»

    (рифмованные концы: ласка- сказка,)

    Регулятивные,

    коммуникативные

    5.

    Итог. Отзыв .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»

    Возрастная категория: 6-10 лет. 2 года обучения. Программа с тематическим планированием...

    Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" УМК "Перспективная начальная школа"

    Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» М.В. Нестеров «Три старца»

    Цель: формирование  и развитие ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса, через способности видеть и объяснять детали к...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

    Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

    Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"

    Тема занятия "Картины русских живописцев XIX-XX века"...

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

    Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...