Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» М.В. Нестеров «Три старца»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Цель: формирование  и развитие ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса, через способности видеть и объяснять детали картины.

Задачи:

·        Уметь ориентироваться в жанрах картин;

·        выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; установливать причинно – следственные связи между названием картины и вероятной ситуацией;

·        развивать внимания, воображения и речь учащихся;

·        воспитывать культуру поведения, доброжелательного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»        

Тема: Нестеров Михаил Васильевич «Три старца»

Цель: формирование  и развитие ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса, через способности видеть и объяснять детали картины.

Задачи:

  • Уметь ориентироваться в жанрах картин;
  • выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; установливать причинно – следственные связи между названием картины и вероятной ситуацией;
  • развивать внимания, воображения и речь учащихся;
  • воспитывать культуру поведения, доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:  различать и передавать эмоциональное состояние и своё отношение к художественному произведению.

Метапредметные:

познавательные: наблюдать, анализировать репродукцию, осуществлять поиск необходимых деталей, строить развёрнутые ответы;

регулятивные:  осуществлять целеполагание и планирование своей деятельности;

коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему мнению и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: картина М.В. Нестерова «Три старца» (пособие «Музей в твоём классе»); лупы, круглые и квадратные рамки, мультимедийный комплекс.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: организовать направленное внимание на начало занятия

- Добрый день!

- У нас сегодня очередное занятие «Музей в твоём классе»

– Что можете пожелать друг другу на занятии?

Нам нужно работать дружно, быть внимательными, помогать друг другу

Постановка учебной задачи

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

- Чем мы занимаемся на занятиях «Музей в твоем классе»?

- Сегодня мы с вами пополним нашу галерею новой картиной.

- Название картины составьте из букв, которые находятся в конверте.

- Что у вас получилось?

- Совершенно верно. Мы сегодня познакомимся с репродукцией картины, которая называется «Три старца».

- Эту картину написал великий художник Михаил Васильевич Нестеров. Михаил Васильевич родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище. После посещения Соловецкого монастыря он создал целый цикл полотен, на которых он  изображал странников, божьих людей, святых. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека.

- Давайте вернемся в нашу галерею и посмотрим какие репродукции картин здесь представлены?

- Назовите автора картины, название и жанр живописи.

- Давайте вспомним, какие жанры вы знаете? (портрет, натюрморт, пейзаж)

- Нашу новую репродукцию картины к какому жанру бы вы отнесли?

- Я хочу напомнить вам, как мы работаем с картиной.

- Первое, что мы с вами делаем – входим в картину.

- Посмотрите внимательно на картину. Закройте глазки. Представьте, что наступили ножками на полянку. Посмотрите налево-направо.

- Где мы с вами оказались?

- Перед нами открывается прекрасный вид.

- Что еще вы видите на картине?

- Внутри картины мы ходим не спеша, дружно, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри.

-Какую цель мы поставим перед собой работая с картиной?

- Секрет картины заключается в том, почему художник написал эту картину, что он хотел нам сказать?

Знакомимся с картинами, изучаем, исследуем

«Три старца»

1. Иван Хруцкий «Цветы и фрукты» (натюрморт)

2. Зинаида Серебрякова «За завтраком (За обедом)» (бытовая живопись)

3. Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» (портрет и натюрморт)

4. Василий Поленов «Московский дворик» (городской пейзаж)

5. Исаак Левитан «Свежий ветер. Волга» (пейзаж)

6. Борис Кустодиев «Морозный день» (городской пейзаж)

7. Борис Кустодиев «Масленица» (городской пейзаж)

8. Павел Федотов «Сватовство майора» (бытовая живопись)

9. Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (историческая живопись)

10. Иван Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»          (пейзаж, жанровые сцены, натюрморт)

11. Иван Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» (пейзаж)

12. Владимир Маковский «Две сестры (Две дочери) (бытовая живопись)

13. Владимир Маковский «Две матери» (бытовая живопись)

Бытовая живопись, так как показан быт (или уклад жизни) определенных людей

На высоком берегу реки

С левой стороны березы, ели, могучие сосны, а с правой стороны сидят три старца. Вдалеке виднеются холмы, течет река.

Разгадать секрет картины

Первичное восприятие нового теоретического учебного материала

Цель: привлечения внимания детей к новым сведениям

- Давайте начнем наше путешествие.

Работа с Толковым словарем

– Как вы думаете, почему художник назвал картину «Три старца», а не «Три старика»? Есть ли разница в значении слов «старик» и «старец»?

- Куда мы можем обратиться, чтобы посмотреть более точное значение этих слов?

- Откройте Толковый словарь по закладке и прочитайте значения этих слов.

- Кого же изобразил на картине художник?

- Кто такой монах?

- Как вы понимаете, кто такой отшельник?

- По каким признакам мы можем сразу сказать, что это монахи?

- Обратите внимание, во что они обуты? Знаете ли вы что такое лапти?

- А что такое онучи?

- Случайно ли встретились старцы или они давно знают друг друга? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на их позы: насколько близко они друг к другу сидят.

- На чём сидят старцы: прямо на земле? Вы сможете об этом судить, если внимательно посмотрите, на чём сидит старец, у которого нет шапки.

- Что старцы делают на этом холме?

- Предположите, куда отправились старцы?

- Обратите внимание на одно из ярких пятен на картине – туесок. Для чего он нужен старцам?

Работа с прямоугольной рамкой

- Оглядитесь вокруг.

- Что привлекло особое внимание старцев? Покажите прямоугольной рамкой фрагмент, который можно было бы назвать «Лисичка».

- Кто из них видит приближающуюся лисицу?

- А можно ли сказать, что другие её тоже видят?

- Может ли так случиться, что лисица подойдёт совсем близко к старцам? Угостят ли они ее хлебцем, который, возможно, у них есть?

- Почему лисица не боится старцев?

Работа с лупой

- Возьмите лупы и всмотритесь в картину повнимательнее, что еще привлекло внимание старцев?

- Что же такого особого в этом молодом ростке смог разглядеть старец?

- Можно было разглядеть то, что природа циклична, жизнь циклична, на смену старости приходит молодость, которая затем тоже становится старостью, и так до бесконечности.  Эти светлые мысли приносят покой в душе, умиротворение и человек понимает, что жизнь замечательна.

Работа в группах

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Придумайте историю «Что заинтересовало лису в старцах? Почему она так близко подошла к людям?»

- Внимание! На работу отводится 5 минут, приступайте.

Работа с круглой рамкой

- Какое время года изображено на картине?

- В каких кружках-фрагментах видны детали, указывающие на скорое наступление осени? Найдите их на репродукции и выделите круглой рамкой.

- Какая из этих деталей относится к предмету, который находится на первом плане картины, близко к глазу зрителя?

- Какая деталь обозначает объекты, расположенные на дальнем берегу озера, в глубине пейзажа?

- В каком из пяти кружков-фрагментов есть деталь, указывающая на то, что лето еще не кончилось? Найдите этот фрагмент на репродукции и покажите его круглой рамкой.

- Сравните 3-4 кружки. Почему их можно спутать? Чем они похожи?

К Толковому словарю

Старик – мужчина достигший старости.

Старец – пожилой монах, отшельник.

Монахов

Монах – человек с большим опытом духовного общения с Богом, людьми и природой

Отшельник – человек, который живет вдалеке от людей

По простой недорогой одежде, головным уборам на которых нашиты кресты

Лапти – обувь, плетённая из лыка -внутренней  части коры деревьев

Онучи – куски плотной материи, которые навёртывались на ногу вместо носков при ношении лаптей или сапог

Судя по позам, старцы уже давно знакомы

Старцы сидят на пеньках  или на бревне

Старцы отдыхают после долгой дороги, наслаждаются миром природы

В соседний монастырь

Так как они отправились в дальний путь в туеске может быть класс или какой-либо напиток

Лисичка

Её точно видит старец с непокрытой головой

Другие старцы более погружены в себя, их взгляды менее уловимы

Вполне возможно, что лисица подойдёт очень близко к старцам

Лисица не боится старцев, потому что она чувствует их безмерную доброту

Молодой росток сосны

1. Договариваемся, кто какую работу выполняет.

2. Выслушиваем мнение каждого.

3. Работаем быстро и дружно.

4. Назначаем того, кто будет выступать.

Начало осени

Преобладание желто-красных красок

Пенек

Холмы

Береза, река

Стена монастыря похожа на ствол березы. Оборванная кора березы похожа на окно монастыря.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Цель: формировать  умение обобщать усвоенные знания  и включать их в систему накопленных знаний

Работа в группах

- Подведем итог нашей работы. Я предлагаю каждой группе  ответить на вопросы.

Самостоятельное

творческое

использование

сформированных

умений и навыков

Цель: умение самостоятельно применить новые знания

- Попробуем раскрыть секрет этой картины.                  - Каково главное переживание автора? Что он хотел  сказать нам своей картиной?

Человек – часть природы. Он должен жить в гармонии с природой. И главное качество человека – это любовь ко всему что его окружает.

Рефлексия деятельности

Цель: Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности

- Выходим из картины. Закройте глазки. Глубоко вдохните и сделайте шаг назад в наш кабинет.

- Вы, молодцы! Хорошо, слаженно и дружно работали друг с другом. Вы умеете высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, анализировать ответы друг друга, умеете добывать информацию и видеть прекрасное.

Я думаю, что эта картина оставит глубокий след в вашей душе и поможет отвлечься от повседневного ритма жизни.

- В конце года, когда мы уже будем знать много картин, вы сможете провести экскурсию сами.

- Дома нарисуйте продолжение истории с лисицей.

-В память о нашем занятии я хочу подарить закладки с изученной нами репродукцией картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»

Возрастная категория: 6-10 лет. 2 года обучения. Программа с тематическим планированием...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" УМК "Перспективная начальная школа"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО по УМК "Перспективная начальная школа"...

Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"

Программа по внеурочной деятельности. Программа перспективная начальная школа....

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"

Тема занятия "Картины русских живописцев XIX-XX века"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...