К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Конспект урока по чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

Задачи:

•    продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

•    организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

•    воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

План урока:               

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация опорных знаний.

3.     Целеполагание.

4.     Открытие нового знания,

5.     Закрепление знаний

6.     Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4a_06.02.docx20.56 КБ
Файл balmont.pptx245.4 КБ
Файл prilozhenie_1.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

Задачи:

•        продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

•        организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

•        воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

План урока:                 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Открытие нового знания,
  5. Закрепление знаний
  6. Итог урока.

Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

Прозвенел опять звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Добрый день, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта.

- Что вы знаете об этом поэте? Биографическая справка.

Рассказывают биографические данные К.Д.Бальмонта.

Знакомятся с новыми фактами его жизни.

Предметные учебные действия

Целеполагание,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

- С чем же мы сегодня по ближе познакомимся.        

(Слайд с изображением: Бабы Яги, Кощея и Змея Горыныча).

- Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

- Что объединяет этих героев?

- Именно о них Бальмонт написал стихотворение «У чудищ».

С творчеством К.Д. Бальмонта.

Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч.

Это отрицательные герои сказок.

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

20-25 мин.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия

Чтение. Анализ стихотворения "У чудищ" по вопросам:

- О чем рассказывает это стихотворение?

– Обратите внимание, как поэт рассказывает о сказочных чудесах. Как он описывает Ягу и Кощея?.

- От какого лица написано стихотворение?

- Почему автор мог совершать эти проделки?

- Прочитайте сначала про себя, а потом о всем нам понравившееся вам четверостишье из стихотворения выразительно ударяя на волшебные слова.

О том, как автор побывал в гостях у Бабы Яги, Кощея и Змея.

Чудеса не удивляют, а кажутся повседневными. Баба Яга – строгая, злая старуха.

Это стихотворение написано от первого лица.

Потому что он был в шапке-невидимке.

Читают четверостишия ударяя на волшебные слова.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

- (РАБОТА В ТПО) Выполните упражнения в парах (фронтальная проверка).

- Какие волшебные слова вы записали? (Упражнение 2)

- Какие сказки вы вспомнили? (Упражнение 3)

Выполняют задания советуясь в парах.

Умение организовывать, контролировать УД

Словесный метод: рассказ, беседа, учебная дискуссия.

- Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их "Фейные сказки", так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает, как у него рождаются стихи.

Чтение учащимся. Анализ стихотворения "Как я пишу стихи" по вопросам:

- Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

- Каким вам представляется поэт после прослушивания этого стихотворения?

Читают стихотворение выразительно.

Выдвигают гипотезы и аргументы.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

(РАБОТА В ТПО) Запишите свое рассуждение на стр. 29  упражнение 3.

- Упражнение 1 из этого стихотворения сбежали некоторые строки, заполните пропуски вставляя пропущенные слова из стихотворения. Выполните это задание.

Выполняют задания с использованием учебника.

Умение организовывать, контролировать УД

Закрепление знаний,

4-5 мин.

Практические методы: упражнение, практическая работа.

Групповая работа по карточкам с самопроверкой по учебнику.

В группе выполняют задания. Проверяют по учебнику.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Итог урока, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

- А какому поэту был посвящен наш урок.

-С какими его произведениями мы познакомились.

-Какое стихотворение вы прочитаете своим родным?

К.Д. Бальмонт.

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

Отвечая на вопрос подводят итог урока.

Умение анализировать достижение цели


Самоанализ пробного урока:

Класс________________________4 «А»___________________________________ 
Тема урока
 К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»                                          .
Тип урока и его структура
_____ Урок «открытия» новых знаний._______________ 

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

При подготовке к уроку трудности не возникли. Особенности системы «Начальная школа XXI века», по которым работает данная школа были учтены и по мере возможностей реализованы в процессе моделирования и проведения урока. Данный урок был тесно связан с предыдущим и дал дополнительный запас знаний на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: чтение, многогранные вопросы, практическая работа в ТПО). Поставленные цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная). Главным этапом на этом уроке являлся этап: «Открытия нового знания» в нем учащиеся познакомились со сказочными стихами К.Д. Бальмонта «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Основываясь на результатах данного урока можно сказать что выбранная последовательность (чтение произведения – устный анализ – практическая работа по нему) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять данные произведения. Все этапы урока были связаны, содержание логично. Время было распределено нерационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока и на итог урока не осталось времени.  Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе групповой работы. Психологический климат урока в целом был доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме.                                                                                                              .

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа и активизации не только работы учащихся, но и собственной деятельности на уроке.                                                                                                                  .                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт


Предварительный просмотр:

Задание №1

Установите соответствие.

  1. Первая строка
  2. Вторая строка
  3. Третья строка
  4. Четвертая строка
  5. Пятая строка
  1. И после, и потом.
  2. Встает немедленно за ней;
  3. Мелькает;
  4. Рождается внезапно;
  5. Смеётся, набегая;

Ответ:  

Задание №2 «Тест»

1. Кто пищит и роется в крошках в избушке у Яги?

  1. Тараканы;
  1. Мыши;
  1. Чудеса.

2. Какими качествами наделил автор Ягу?

  1. Злая
  1. Строгая
  1. Старая
  1. Седая
  1. Хромая

3. Что «стянул» автор у Яги?

  1. Жемчугов для песен
  1. Шапку невидимку
  1. Волшебное зеркало
  1. Две нитки бус

4. Кого посещал автор? (Установите последовательность)

  1. Кощей
  1. Яга
  1. Змей
  1. Сивка-бурка

Ответ:

5. Как заканчивается фраза в стихотворении: «Узнаю тайны - ...»

  1. И стал богат
  1. И был таков
  1. Волшебство покорю
  1. И растворюсь во мгле

Задание №1

Установите соответствие.

  1. Первая строка
  2. Вторая строка
  3. Третья строка
  4. Четвертая строка
  5. Пятая строка
  1. И после, и потом.
  2. Встает немедленно за ней;
  3. Мелькает;
  4. Рождается внезапно;
  5. Смеётся, набегая;

Ответ:  

Задание №2 «Тест»

1. Кто пищит и роется в крошках в избушке у Яги?

  1. Тараканы;
  1. Мыши;
  1. Чудеса.

2. Какими качествами наделил автор Ягу?

  1. Злая
  1. Строгая
  1. Старая
  1. Седая
  1. Хромая

3. Что «стянул» автор у Яги?

  1. Жемчугов для песен
  1. Шапку невидимку
  1. Волшебное зеркало
  1. Две нитки бус

4. Кого посещал автор? (Установите последовательность)

  1. Кощей
  1. Яга
  1. Змей
  1. Сивка-бурка

Ответ:

5. Как заканчивается фраза в стихотворении: «Узнаю тайны - ...»

  1. И стал богат
  1. И был таков
  1. Волшебство покорю
  1. И растворюсь во мгле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"

Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"  К.Бальмонт. "Снежинка"...

Конспект урока литературного чтения К.Д. Бальмонт "Снежинка"

Урок построен на основе принципов субъективизации Г.А. Бакулиной. В конспекте  предлагаются задания,  направленые на активизацию речемыслительной деятельности учеников 4 класса....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Стихи о маме"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 1-м классе по теме "Стихи о маме"Учебник - Ефросининой, УМК "Начальная школа XXI века"Класс - 1-ыйРаздел: «Учимся уму-разуму»Изучаемые н...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"

Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/],  поэтому содержание урока акцентировано на  чтении сл...