Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Демина Наталья Игоревна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx85.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа   учебного предмета «Литературное чтение»  для 4 класса разработана на основе нормативных документов:

Ф Законом РФ «об образовании в РФ»

ФГОС

Примерной основной образовательной программы

• Положение о разработке  программы ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО «РЖД»

• ООП НОО ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО «РЖД»

• Программы формирования УУД ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО «РЖД»

 на ступени НОО

• Требования к результатам освоения ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО «РЖД»

Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Цель предмета: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по литературному чтению в рамках содержания предмета 4-го класса.

Задачи программы:

  1. Достижение предметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  2. Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Литературное чтение» 4-го класса
  3. Реализация форм контроля планируемых результатов

Задачи предмета:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

   Место учебного предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов

Результаты изучения курса.

Личностные:

-понимает, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находит примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

-собирает материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносит эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

-составляет сборники стихов и рассказов о Родине, включает в них и произведения собственного сочинения;

принимает участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

-познает национальные традиции своего народа, сохраняет их;

рассказывает о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, пишет собственные произведения о Родине.

Регулятивные:

-формулирует учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

-читает в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмысливает коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

-принимать замечания, конструктивно обсуждает недостатки предложенного плана;

выбирает наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следует его пунктам, проверяет и контролирует их выполнение;

-оценивает свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определяет границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

фиксирует по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

-фиксирует  индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

-самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную задачу, понимает конечный результат, выбирает возможный путь для достижения данного результата;

-свободно пользуется выбранными критериями для оценки своих достижений;

-самостоятельно интерпретирует полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывает  её из одного вида в другой;

-владеет  приёмами осмысленного чтения, использует  различные виды чтения;

-пользуется компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные:

-находит необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксирует полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

-анализирует литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляет основную мысль произведения, обсуждает её в парной и групповой работе;

-находит в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использует авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

-сравнивает летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находит в них сходства и различия;

-сравнивает литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находит пословицы и поговорки, озаглавливает темы раздела, темы урока или дает название выставке книг;

-сравнивает мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявляет особенности их поведения в зависимости от мотива;

создает высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

-понимает смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

-проявляет индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании выполнении проектных заданий;

-предлагает вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

-определяет основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к -описываемым событиям и героям произведения.

-самостоятельно анализирует художественные произведения разных жанров, определяет мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносит их с нравственными нормами; делает свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

-определяет развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

-создает свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств

Коммуникативные:

-высказывает свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявляет активность и стремление высказываться, задает вопросы;

-формулирует цель своего высказывания вслух, использует речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

-пользуется элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

-участвует в полилоге, самостоятельно формулирует вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

-создает 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-способствует созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

-демонстрирует образец правильного ведения диалога (полилога);

-предлагает способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

-определяет цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

-использует найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

-отвечает письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

-определяет совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределяет функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

-определяет самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

-оценивает свои достижения по выработанным критериям;

-оценивает своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

-ищет причины конфликта в себе, анализирует причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

-обращается к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

-находит в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

-находит все источники информации, отбирает из них нужный материал, перерабатывает, систематизирует, выстраивает в логике,

соответствующей цели;

-самостоятельно готовит презентацию из 9—10 слайдов, обращается за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

-использует в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

-озвучивает презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

-участвует в диалоге, полилоге, свободно высказывает свою точку зрения, не обижая других;

-договаривается друг с другом, аргументирует свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

-интерпретирует литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивает самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Содержание программы (136 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Летописи. Былины. Жития (11 ч)

Чудесный мир классики (22 ч)

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Литературные сказки (16 ч)

Делу время - потехе час (9 ч)

Страна детства (8ч)

Природа и мы (12 ч)

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Родина (8ч)

Страна Фантазия(7 ч)

Зарубежная литература( 15ч)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В курсе «Литературное чтение» текстовый и иллюстративный материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи. С этой целью в учебниках по литературному чтению предусмотрены разделы и тексты, которые должны помочь младшим школьникам осмыслить важные духовные ценности своего народа и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство и принять их

Формы организации учебной деятельности

 фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.

3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.

4. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение», 2014

5. Климанова Л.Ф. Поурочные разработки.  4 класс. Москва «ВАКО», 2014

6.  Демонстрационные материалы,  классная доска, интерактивная доска

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Содержание  предмета

Планируемые предметные результаты

Характеристика деятельности

учащегося

Домашнее задание

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

01.09

Знакомство с учебником по литературному чтению

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание

учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника

Осознает  структуру учебника, систему условных обозначений. Пользуется  оглавлением, словарём. Различает элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении  заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника.

Подготовить рассказ об одной книге, прочитанной летом

Летописи, былины, жития (11 ч)

2

1

05.09

Из летописи:

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Из летописи: «И повесил Олег

щит свой на вратах Царьграда».

События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге».

Поэтический текст былины

«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник

государства Российского. Картина  В. Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский — святой земли Русской.

В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея.

Юность Варфоломея. Рассказ

о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект «Создание календаря исторических событий».

Оценка достижений

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимает  значение слова «летопись».

Оценивает  свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читает  летописи, понимает глубину содержания произведения, отвечает на вопросы

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека;

высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации;

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом;

Принимать позицию собеседника,

проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

С.6-8, ответить на вопросы 1-3

3

2

06.09

Из летописи:

 «И вспомнил Олег коня своего»

Понимает что события летописи – основные события Древней Руси

Прочитать «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Выразительно читать отрывок.

4

3

07.09

«И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге».

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Осознанно и полно воспринимает содержание читаемого учителем или одноклассником произведения

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя дает простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

Выучить отрывок из баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

5

4

08.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

 С.17-19 выразительное чтение. Выполнить иллюстрации.

6

5

12.09

«Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. 

Выделяет языковые средств выразительности. Участвует  в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставит  вопросы по содержанию прочитанного, отвечает  на них. Определяет  своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

подготовить выразительное чтение былины; выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок (с. 18–24, часть 1-я).

7

6

13

«Ильины три поездочки». Входная диагностическая работа 

Перечитать, разделить на части. Записать план.

8

7

14.09

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Понимает  ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализирует  язык произведения, оценивает мотивы поведения героев, пересказывает доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составляет его простой план

подготовить выразительное чтение отрывка, прочитанного на уроке (с. 25–31, часть 1-я).

9

8

15.09

«Житие Сергия Радонежского»

Проверка навыка чтения

Составляет рассказ по репродукции картин известных художников.

Ставит  вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечает  на них

Словарная работа. Читать выразительно

10

9

19.09

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Воспроизводит  содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявляет мотивы поведения

подготовиться к обобщающему уроку по разделу

11

10

20.09

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Создает календарь исторических событий

Подготовиться к проверочной работе по разделу.

12

11

21.09

Проверочная работа по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Различает жанры произведений.

Читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читает  выразительно художественный текст; приводит примеры фольклорных произведений; определяет тему и главную мысль

Подготовить сообщение о Ершове.

Чудесный мир классики (22 ч)

13

1

22.09

П.П.Ершов.

Подготовка сообщения о П.П. Ершове

 Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

П. Ершов. «Конёк-горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки.

Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

А. Пушкин. Стихотворения.

« Няне», «Туча», «Унылая пора!

Очей очарование...». Авторское

отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного

и изобразительного искусства.

Заучивание наизусть.

«Сказка о мёртвой царевне и

о семи богатырях...». Мотивы на-

родной сказки в литературной.

Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.

«Ашик-Кериб. Турецкая сказка».

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой

сказки. Характеристика героев,

отношение к ним.

Л. Толстой. «Детство». События

рассказа. Характер главного героярассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль.

А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои

рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Оценка достижений

Рассказывает о жизни и творчестве П. Ершова

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение;

читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец скажи.

Составлять самостоятельно план

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

 Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

14

2

26.09

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок» Наблюдение  за  развитием событий в сказке.

Знает название и основное содержание изученного произведения.

Читает  осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

С.39-51 выразительное чтение

15

3

27.09

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок». Мотивы народной сказки в литературной.

Наблюдает над изобразительностью и выразительностью слова.

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивает народную и литературную сказки

Характеристика героя

Отвечать на вопросы

16

4

28.09

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок» Сравнение словесного и изобразительного искусства.

Оценивает события, героев произведения, отвечает  на вопросы по тексту

Сообщение о А.С. Пушкине

17

5

29.09

А.С.Пушкин.

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине.  «Няне»

Рассказывает о жизни и творчестве А.С. Пушкина

Выразительное чтение

18

6

03.10

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»

Читает стихотворные произведения наизусть (по выбору), определяет

средства выразительности.

Сравнивает  произведения словесного и изобразительного искусства

Выучить 1 стихотворение наизусть, сделать рисунок (рисунки) к наиболее понравившемуся стихотворению (стихотворениям).

19

7

04.10

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Наблюдение за выразительностью литературного языка.

Знает название и основное содержание изученного произведения.

Характеризирует героев сказки, выражает  своё отношение к ним.

Анализирует  поведение героев

Нарисовать иллюстрацию

20

8

05.10

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литературной.

Делит текст на составные части, составляет его простой план, читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.  Объясняет понятие «литературная сказка»

Составить характеристику героев.

21

9

06.10

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
 Характеристика героев.

Называет сказки А.С. Пушкина.

Различает  сказки народные и литературные.

Определяет мотивы поведения героев; читает осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

с. 70 – 90, выразительное чтение ответить на вопросы, данные в учебнике (с. 92–93, часть 1-я).

22

10

10.10

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Наблюдает  над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого

Сообщение о М.Ю. Лермонтове.

23

11

11.10

М.Ю.Лермонтов.Подготовка сообщения о М.Ю. Лермон-тове

Рассказывает  о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

24

12

12.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Называет  изученные произведения М.Ю. Лермонтова.

Различает  жанры произведений.

Понимает  прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение»

Читать сказку, ответить на вопросы 1-4

25

13

13.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб.Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивает  события, героев произведения; делит  текст на составные части, составляет  его простой план.

Имеет представление о классической литературе

Краткий пересказ

26

14

17.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб.Турецкая сказка».Характеристика героев.

Характеризует  поведение героев, объясняет  своё и авторское отношение к событиям и персонажам

Составить характеристику героев

27

15

18.10

Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдает орфоэпические нормы русского литературного языка

Сообщение о Л.Н. Толстом

28

16

19.10

Л.Н. Толстой «Детство»

Рассказывает  о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Выразительное чтение(с. 117–120, часть 1-я)

29

17

20.10

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Проверочная работа за 1 четверть

Создает  небольшой устный текст на заданную тему, читает осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Выразительное чтение.

30

18

24.10

А.П. Чехов.

Подготовка сообщения о А.П. Чехове

Читает  осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Делит текст на составные части, составляет его простой план.

Называет особенности басни

Сообщение о А. П. Чехове. прочитанного.

31

19

25.10

А.П. Чехов «Мальчики».

Рассказывает о жизни и творчестве А.П. Чехова

Перечитать рассказ, отметить непонятные слова

32

20

26.10

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

Отличает рассказ от сказки.

Различает жанры художественной литературы, анализирует  характеры героев

Пересказ

33

21

27.10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

 Читает  выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении

Подготовиться к проверочной работе по разделу.

34

22

Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

Называет литературные произведения и их авторов.

Пересказывает основное содержание изученных литературных произведений.

Читает  осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определяет тему и главную мысль произведения

 Читать рассказы русских писателей

Поэтическая тетрадь (12 ч)

35

1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Участвует  в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения.

Отбирает средства художественной выразительности для создания картин природы.

Читает  стихотворные
произведения наизусть (по выбору),
рисует словесные картины

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение;

читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец скажи.

Составлять самостоятельно план

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

С. 138,

Выучить наизусть,
с. 139 – 140,

выр. чтение

36

2

А.А. Фет. «Весенний дождь»  

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте .Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм

стихотворения. Интонация (тон,

паузы, темп) стихотворения

Характеризирует   картины природы в лирическом стихотворении.

Определяет  ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения

с. 141,

выр. чтение

37

3

А.А. Фет. «Бабочка»

Называет  произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию

с. 142,

наизусть

38

4

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  

Е. Баратынский. Передача на-

строения и чувства в стихотворении.

Передает настроение и чувства в стихотворении.

Называет  лирические произведения о весне.

Развивает  умения воссоздавать художественные образы

Выразительное чтение

39

5

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

Называет  произведения русских поэтов.

Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает  осознанно текст художественного произведения

Выразительное чтение

40

6

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Определяет  ритм стихотворения

Прослеживает изменения картин природы в стихотворении.

Называет произведения

о Родине.

Высказывает  оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечает  на вопросы, умеет находить необычное в обычных предметах

с. 145,

наизусть

41

7

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин

природы в стихотворении.

с. 146,

выр. чтение

42

8

Н.А. Некрасов «Школьник»

Некрасов. «Школьник», «В зимние

сумерки...». Выразительное чтение.

Читает стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализирует образные языковые средства

с. 147,

наизусть

43

9

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

Называет  произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию, читает стихотворения наизусть.

Анализирует средства художественной выразительности

с. 148 - 149,

наизусть

44

10

И.А. Бунин «Листопад».

И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения,

эпитеты.

Описывает картины осени в стихотворении.

Определяет  слово как средство художественной выразительности.

Называет произведения русских поэтов. Рассказывает  о листьях, как о живых существах, анализирует поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочиняет маленький рассказ

с. 150 – 151,

вопросы

45

11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 

Картины природы. Произведения русских поэтов.

Называет изученные литературные произведения и их авторов.

Анализирует средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимает значение слова «строфа»

 Вопросы с.152-154

46

12

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений

Называет произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читает текст, использует интонацию. Анализирует сочинённые детьми стихотворения

Карточка

Литературные сказки (16 ч)

47

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

Раздела. В. Одоевский. «Городок в табакерке».

Особенности данного литературного жанра.

Заглавие и

главные герои литературной сказки.

Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

Участвует ь в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения.

Читает выразительно и осознанно текст сказки

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

 Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

с. 156 – 167,

выр. чтение

48

2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности данного литературного жанра.

Называет особенности данного литературного жанра.

Называет  авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозирует  жанр произведения, определяет мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста.

с. 168,

вопросы

49

3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки.

Делит текст на части, составляет план сказки, подробно пересказывает

характеристика главного героя. Пересказ по плану.

50

4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Наблюдение за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Особенности данного литературного жанра.

Сказка или

рассказ.

Текст-описание в содержании художественного произведения.

Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

Называет особенности данного литературного жанра.

Определяет сказка или рассказ.

Находит  текс-описание в содержании художественного произведения

с. 169 – 178,

выр. Чтение

51

5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Анализ поступков героев.

Работает  с иллюстрациями, анализирует   мотивы поведения героев, пересказывает по плану.

Сопоставляет особенности художественных образов, даёт эмоционально-эстетическая оценка изображения героев

с. 179,

вопросы

52

6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Выразительное чтение произведения.

Чувствует настроение героев произведения, улавливает отношение автора к нему и описанным событиям

Иллюстрация к сказке.Пересказ

53

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Знакомство с жизнью и творчеством писателя

П. Бажов. «Серебряное копытце».

Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Заглавие. Герои художественного произведения.

Авторское отношение к героям

произведения.

Определяет  мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывает об авторском отношении к героям произведения.

с. 180 – 191,

выр. чтение

54

8

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Обогащение словарного запаса учащихся.  

Использует  средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Читает выразительно и осознанно текст сказки.

с. 192,

вопросы

55

9

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Подготовка к пересказу.

Выразительно читает, отвечает на вопросы, различает  жанры литературных произведений

характеристика героев сказки Пересказ по плану

56

10

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Называет  авторов, которые пишут литературные сказки. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Иллюстрация к сказке.

57

11

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек» Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

Мотивы народных сказок в литературном тексте.

 Заглавие. Герои художественного текста.

Оценка достижений

Анализирует  характер, мотивы поведения героев;

Выделяет  фантастические события, отвечает  на вопросы

С.193-204 чтение сказки события.

58

12

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек» Проверка навыка чтения

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивает  народные волшебные сказки и сказки литературные

Составить план.

59

13

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Характеристика героев.

Делит текст произведения на части, составляет  план, пересказывает  произведение, работает  с иллюстрациями

Пересказ по плану. Иллюстрация к сказке

60

14

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Проверочная работа за 2 четверть

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

с. 215,

вопросы

61

15

Обобщение по разделу «Литературные сказки». 

Создаёт небольшой устный текст на заданную тему.

Называет авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживает  диалог, вступает  в дискуссию, оценивает свой ответ, участвует  в викторине

Аннотация к 1 сказке

62

16

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

Называет  изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений

Делу время – потехе час (9 ч)

63

1

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени» Характеристика главных героев.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном

времени». Нравственный смысл

произведения.

Жанр произведения.

Определяет  особенности данного литературного жанра. Объясняет заглавие и называет главных героев литературной сказки.

Различает сказки народные и литературные, отвечает на вопросы, высказывает оценочные суждения о прочитанном

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения.

Анализировать

заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Выразительное чтение

с. 4 – 16,

64

2

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивает события, героев произведения

с. 16

вопросы

65

3

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Инсценирование произведения.

В. Драгунский. «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому

. Пересказ текста от лица героев.

Юмористические рассказы В. Драгунского.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

с. 17 – 23 вопросы

66

4

В.Ю. Драгунский

«Главные реки» Понимание юмористического  смысла  рассказа

Определяет построение и характер текста, использует силу голоса для постановки логического ударения, участвует в диалоге

Краткий пересказ

67

5

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Объясняет  авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

с. 24 – 28,

выразительное чтение

68

6

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

В. Голявкин. «Никакой я горчицы

не ел».

Смысл заголовка.

Герои произведения.

Инсценирование произведения.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывает  кратко.

Пересказ

69

7

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Анализ поступков героев.  

Определяет  построение и характер текста, использует силу голоса для постановки логического ударения, участвует  в диалоге

Выразительное чтение

70

8

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Смысл заголовка. Нравственный смысл

произведений. Герои произведения.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывает кратко. Читает  по ролям

Мини – сочинение о прогульщике

71

9

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

Оценка достижений

Называет авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживает диалог, вступать в дискуссию

Страна детства (8 ч)

72

1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Творчество Б.С.Житкова.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Б. Житков. «Как я ловил человечков».

Особенности развития сюжета.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывает оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение,

читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов;

определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки

произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Выразительное чтение, вопросы №1-3

73

2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Характеристика главных героев

Определяет эмоциональный тон персонажа, проводит лексическую работу, создает  небольшой устный текст на заданную тему

Пересказ

74

3

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Пересказывает  текст, различает  жанры литературных произведений, отвечает   на вопросы

Выписать эпитеты и олицетворения

75

4

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Творчество К.Паустовского

Герой произведения.

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

 Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

Герои произведения.

Музыкальное сопровождение

произведения.

Прогнозирует содержание текста по заголовку; участвует  в диалоге; читает  осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения; создает  небольшой устный текст на заданную тему.

Определяет тему и главную мысль произведения, составляет вопросы по тексту

Выразительное чтение

76

5

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Наблюдение за развитием и последовательностью событий в тексте.

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит  вопросы к прочитанному

Отвечать на вопросы.

77

6

М.М. Зощенко «Елка».

М. Зощенко. «Ёлка».

Герои произведения. Составление плана.

Пересказ

Составляет  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивает события, героев произведения

Пересказ от лица мамы или папы

78

7

Обобщение по разделу «Страна детства».

Высказывает  оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализирует  образные языковые средства

Повторить раздел

79

8

Проверочная работа по разделу «Страна детства».

Оценка достижений

Называет изученные литературные произведения и их авторов, рассказывает основное содержание изученных литературных произведений

Задание в зач.тетради

Поэтическая тетрадь (5 ч)

80

1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

В. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

Тема стихотворений.

Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Выразительное чтение.

С. Есенин. «Бабушкины сказки».

Тема стихотворений. Развитие

чувства в лирическом произведении.

М. Цветаева. «Бежит тропинка

с бугорка...»,

«Наши царства».

Тема детства в произведениях

М. Цветаевой.

 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Конкурс чтецов.

Оценка достижений

Называет произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использует интонацию. Анализирует средства художественной выразительности

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

Выразительное чтение

81

2

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Определяет  тему и главную мысль произведения, сравнивает стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворение, использует  интонацию

Выразительное чтение,

82

3

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

 «Наши царства»  

Определяет тему и главную мысль произведения, сравнивает стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворение, использует  интонацию

Выразительное чтение

83

4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Определяет тему и главную мысль произведения, сравнивает  стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читает стихотворения, использует интонацию

Выучить наизусть понравившееся произведение

84

5

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». 

Называет произведения русских поэтов. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Отвечать на вопросы в конце раздела

Природа и мы (12 ч)

85

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

Анализ заголовка.

 Подготовка выборочного пересказа.

Передача настроения с помощью интонации.

А. Куприн. «Барбос и Жулька».

Герои произведения о животных.

Поступок как характеристика героя произведения.

М. Пришвин. «Выскочка».

Анализ заголовка.

Герои произведения.

Характеристика героя на основе

поступка.

Чарушин. «Кабан». Герои произведения.

 Характеристика героев

на основе их поступков.

В. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Герои рассказа.

Деление текста на части.

Составление плана.

Выборочный пересказ.

Оценка достижений

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение;

высказывать

своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе,

формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для словаря.

Читать диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

Выразительное чтение,

86

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Отношение

человека к природе.

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному.

Пересказывает  текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям

вопросы №1-3. Пересказ.

87

3

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Определять тему и главную мысль рассказа, участвует в обсуждении прочитанного произведения, читает выразительно, осознанно текст художественного произведения

Выразительное чтение

88

4

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька». Анализ поступков героев

Создавать небольшой устный текст на заданную тему

Выразительное чтение,

Пересказ по плану

89

5

М.М. Пришвин «Выскочка»

Определяет  тему и главную мысль произведения; выделяет  в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

Выразительное чтение,

90

6

М.М. Пришвин «Выскочка» Понимание нравственного смысла рассказа.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки

Пересказ по плану

91

7

Е.И. Чарушин «Кабан»

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет  в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

Пересказ

92

8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Герои рассказа

 Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

Выразительное чтение, вопросы №1-4

93

9

В.П. Астафьев «Стрижонок  Скрип» Нравственный смысл рассказа

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки

Пересказ по собственному плану

94

10

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Определяет эмоциональный тон персонажа, проводит лексическую работу, составляет план, создает устный текст на заданную тему

Иллюстрация к рассказу

95

11

Обобщение по разделу «Природа и мы».

 Находит информацию в разных источниках

Повторить раздел

96

12

Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

Называет  изученные литературные произведения и их авторов.

Анализирует  содержание изученных литературных произведений о природе

Задание в зач.тетради

Поэтическая тетрадь (8 ч)

97

1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

 Знакомство с названием раздела. Б. Пастернак. «Золотая осень».

Прогнозирование содержания

раздела.

Картины осени в лирическом

произведении Б. Пастернака.

Д. Кедрин. «Бабье лето.

С. Клычков.

Картины весны и лета в их произведениях.

Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

Средства

художественной выразительности.

С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Оценка достижений

Участвует  в анализе содержания, определяет  тему и главную мысль произведения

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

с. 114 – 115,

выр. чтение,

вопросы

98

2

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Называет произведения русских поэтов. Выразительно читает стихотворение, использовать интонацию. Анализирует средства художественной выразительности (олицетворение)

написать мини-сочинение по теме «Золотая осень».

99

3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Называет произведения русских поэтов. Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает осознанно текст художественного произведения

с. 116 – 117,

выр. чтение

100

4

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Называет   произведения русских поэтов. Определяет эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читает осознанно текст художественного произведения

с. 118,

наизусть

101

5

Проверочная работа за 3 четверть 

Называет произведения русских поэтов. Анализирует  средства художественной выразительности, выразительно   читает   текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

с. 119,

наизусть

102

6

С.А. Есенин «Лебедушка». 

Читает стихотворения выразительно.

с. 120 – 125,

выр. чтение,

вопросы

103

7

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Называет  произведения русских поэтов.

 Наизусть и выразительно читает текст, использует интонацию.

Участвует  в анализе содержания, определяет тему и главную мысль произведения

Повторить раздел

104

8

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

Называет   произведения русских поэтов. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

с. 126,

вопросы

Родина (8 ч)

105

1

И.С. Никитин

«Русь» Образ Родины в поэтическом тексте

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

И. Никитин. «Русь».

 Образ Родины в поэтическом тексте.

Ритм стихотворения.

С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».

Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Поэтический вечер.

Проект «Они защищали

Родину».

Оценка планируемых достижений

Определяет тему и главную мысль произведения, участвует в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,

подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы,

читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

с. 127,

написать мини-сочинение «Что значит для меня моя Родина»

106

2

И.С. Никитин

«Русь»

Осознанно и выразительно читает текст литературного произведения.

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает  в дискуссию, оценивает свой ответ. Делает  выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

с. 128 – 132,

выр. чтение,

вопросы

107

3

С.Д. Дрожжин

«Родине»

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует  произведение

с. 133 – 135

выр. чтение,

вопросы

108

4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Называет  произведения русских поэтов. Делает  выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

с. 138,

наизусть

109

5

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Выр.чтение

101

6

Проект: «Они защищали Родину»

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует произведение

Работать над проектом

111

7

Обобщение по разделу «Родина».

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает в дискуссию, оценивает свой ответ. Делает выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения

с. 140 - 141

112

8

Проверочная работа по разделу «Родина».

Называет  авторов, которые пишут о Родине. Поддерживает диалог, вступает в дискуссию

с. 142,

вопросы

Страна Фантазия (7 ч)

113

1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра произведения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Е. Велтистов. «Приключения

Электроника».

 Особенности фантастического жанра

Необычные

герои фантастического рассказа.

Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Сравнение героев фантастических рассказов.

Оценка достижений

Называет произведения русских писателей. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определяет особенности фантастического жанра.

Прогнозирует содержание текста по заголовку

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев

произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

с. 144 – 149

выр. чтение

114

2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои произведения.

Осознанно и выразительно читает текст художественного произведения.

с. 149,

вопросы

115

3

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Участвует в диалоге; читает  осознанно текст художественного произведения; определяет  тему и главную мысль произведения

составить рассказ «Наш друг Электроник»

116

4

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра произведения.

Называет произведения русских писателей. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает  с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определяет особенности фантастического жанра.

Прогнозирует ь содержание текста по заголовку

с. 150 – 156

выр. чтение

117

5

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев.

Осознанно и выразительно читает текст художественного произведения

с. 157,

вопросы

118

6

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Определяет тему и главную мысль произведения; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит  вопросы к прочитанному, сочиняет фантастические истории

Повторить раздел, нарисовать иллюстрацию

119

7

Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

Называет   произведения раздела. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

с. 158,

вопросы

Зарубежная литература

 (15 ч)+ резерв(2ч)

120

1

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания

раздела.

Планирование работы

учащихся и учителя по усвоению

содержания раздела.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

Марк Твен. «Приключения Тома

Сойера».

Особенности повествования. Герои приключенческой

литературы.

 Сравнение героев, их

поступков.

Оценка достижений

Сельма Лагерлёф. «В Назарете».

Святое Писание. Иисус и Иуда.

Оценка достижений

Прогнозирует  содержание текста по заголовку; участвует в диалоге; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения Понимает содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; даёт персонажам достаточную характеристику

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

с. 160  - 165,

выр. чтение

121

2

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Особенности характеров героев.

Участвует  в анализе содержания, оценивает события и поступки. Объясняет авторское и собственное отношение к персонажам, работает с иллюстрацией, составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

с. 165 – 166,

вопросы

122

3

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Составляет  простой план текста; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

характеристика героев рассказа

123

4

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читает выразительно текст художественного произведения и выделяет главное в прочитанном; оценивает события, героев произведения

с. 167 – 176,

пересказ

124

5

Г. Х. Андерсен «Русалочка» Особенности авторской сказки.

Определяет эмоциональный характер читаемого произведения; читает осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказывается о чтении товарища

с. 177 – 184,

пересказ

125

6

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

Читает выразительно текст художественного произведения и выделяет главное в прочитанном; пересказывает, оценивает события, героев произведения

с. 185 – 193,

пересказ

126

7

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Составляет простой план текста; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

характеристика героев рассказа

127

8

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Определяет   характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

с. 194 – 200,

выр. чтение

128

9

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Итоговая проверка навыка чтения

Понимает текст художественных произведений; осознает отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано

с. 200,

вопросы

129

10

С. Лагерлеф «Святая ночь» Знакомство с жизнью и творчеством С. Лагерлеф.

Определяет смысл произведения, поддерживает диалог, вступает  в дискуссию, оценить свой ответ. Делает выводы, даёт аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

характеристика героев рассказа

130

11

С. Лагерлеф «Святая ночь» Определение нравственного смысла произведения.

Определяет тему и главную мысль произведения; озаглавливает тексты; выделяет в тексте главное и второстепенное; ставит вопросы к прочитанному

с. 201 – 208,

выр. чтение

131

12

Промежуточная аттестационная работа Итоговый тест

132

13

С. Лагерлеф «В Назарете»

Определяет характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

с. 209,

вопросы

133

14

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда

Выразительно читает, прогнозирует содержание по названию, анализирует произведение

с. 209 – 212,

выр. чтение

134

15

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Определяет характер текста; читает осознанно текст художественного произведения; определяет тему и главную мысль произведения; оценивает события, героев произведения

с. 212 – 216,

вопросы

135

16

Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература»

Выразительно читает, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Читает осознанно текст художественного произведения; составляет небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивает  события, героев произведения

с. 217,

вопросы

136

17

Урок-игра «Литературные тайны»

Называет   изученные произведения. Анализирует средства художественной выразительности, выразительно читает текст, использует интонацию, участвует  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...