Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Исаева Ксения Николаевна

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

1. Подготовка восприятия обучающихся к  изучению нового раздела.

Учитель начинает  урок с пословицы, которая записана на доске:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Прочитайте пословицу.

– Как вы ее понимаете? (Если  ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

Учащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов «Делу время -  потехе час» (Слайд 2)

– Как  вы  думаете,  о  чём  будут  произведения  в  разделе  с  таким названием?

Высказывания детей. (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)

– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели: 

- познакомить обучающихся с творчеством Е. Л. Шварца;

- учить детей бережно относиться к своему времени и времени других,    ценить время;

- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

- выделять главное из прочитанного текста;

- развивать память, речь, мышление.

Задачи урока: 

  1. Личностные УУД:
  • Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  1. Регулятивные УУД:
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  1. Познавательные УУД:
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

        Оборудование: презентация, карточки с заданием, пословица из слов, вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

1. Подготовка восприятия обучающихся к  изучению нового раздела.

Учитель начинает  урок с пословицы, которая записана на доске:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Прочитайте пословицу.

– Как вы ее понимаете? (Если  ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

Учащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов «Делу время -  потехе час» (Слайд 2)

– Как  вы  думаете,  о  чём  будут  произведения  в  разделе  с  таким названием?

Высказывания детей. (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)

– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)

2. Знакомство с биографией писателя. ( Слайд 3)

– Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

В Майкопе была прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Майкоп Шварц называл городом своей души.

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными. (Слайды 4,5,6,7)

Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России. (Слайд 8,9)

 Физкультминутка

III. Работа над произведением.

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

Ответы  детей. (Он не научится читать и писать.Он ничего не будет знать.)

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных  классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. (Слайд 10)

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающимися обучающимися. (с. 4-6)

Учитель и учащиеся часть «Сказки читают …» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».

-  Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)

-Что произошло с Петей и почему? (Превратился в  высокого, худого, бледного старика)

– Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)

– Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)

1. Словарная работа (Слайд 11,12,13,14)  Картинный показ  (в процессе чтения).

- Окладистая (борода)  - широкая и густая

  керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

 ходики – небольшие настенные часы

 полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

2. Игра: «Найди потерянное слово»

Работа в парах по карточкам. (Дети находят в тексте предложение с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают)

 Карточка 1.

Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.

Состариться - ____________________________________________________

Карточка 2

- А почему у тебя _______________ голос такой ______________? – спрашивает  тетя Наташа.

Трудиться -___________________________________________________

Карточка 3

Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:

Кричать -____________________________________________________

Карточка 4.

Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.

Терять - ___________________________________________________

Карточка5.

Смотрел  на ________ Петя, смотрел, и затряслась его ____________ борода.

Сидеть -__________________________________________________

Карточка 6.

Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.

Забрать -_________________________________________________

-К выделенным словам  подберите слова-антонимы.

- Какой частью речи они выражены? (Это глаголы)

2. Работа в парах.

-Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены.  Прочтите  самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы.

1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»

Вопрос:  1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

                 2.Чем занимались мальчики и девочки?

2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов  «а ребята – старыми стариками»

Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

                2.Что забрали волшебники у ребят?

3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать»  до слов « ответил Сергей Владимирович»

Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?

                2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?

4 пара: с.9 со слов «он вышел на»  до слов «все это узнать?»

Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?

                2. О чем говорили волшебники в домике?

5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков-школьников»

Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?

                 2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика?

6 пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко»

Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?

               2. Была ли это школьница?

3. Работа над поговорками и пословицами.

- А тексте встретились вот такие предложения? Назовите их одним словом.         Что это? (Поговорка) (Слайд 15). Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл.   Что обозначает 1 поговорка, 2 поговорка, 3 поговорка?

 стр. 6  «Все пропало»

 стр.8 «Терять время  понапрасну»

  стр.10 «Держать ухо востро» 

(Дети высказывают свои мнения)

4. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени.

- Назовите главных героев отрывка?

- Назовите главную мысль увиденного отрывка?

- Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме?

IV. Итог урока.

  • Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?
  • С творчеством  какого писателя познакомились на уроке?
  • Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?
  • Почему произведение названо сказкой?
  • Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»
  • Чему учит эта сказка?

- Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Домашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца (с. 4 –10), ответить на вопросы. (слайд 17)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;совершенствование нав...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

Конспект урока по литературному чтению Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, форми...

Презентация по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Презентация по литературному чтению на тему Е.Л. Шварц " Сказка о потерянном времени" для 4 класса....

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к  проблемному уроку по литературному чтению по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"(2 урок по теме)  4 класс  ФГОС УМК "Школа Росии"...