Рабочая программа Литературное чтение 1-4 УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению на тему

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:
на заседании МО

протокол №  1

от «__»  _________ 2017 г.

__________________

Согласовано:

зам. директора по УВР

Золтуева М.В.

от «__» _________ 2017 г.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы

Крылова Т.А.

приказ №___

от «__» ________ 2017 г.

 _________________                          

        

Рабочая программа

Область:  Русский язык и литературное чтение

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-4

Составитель:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 -18 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа предмета «Литературное чтение»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  авторской программы Л.Ф.  Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», ООП НОО.

           Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России».

    Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

        Место предмета в учебном плане

Предмет  «Литературное чтение» в начальной школе  рассчитан на 414 ч.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте), во 2—3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Обучение грамоте

Добукварный период (20 ч)

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная.  Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Гласный звук [а]. Буквы А, а. Гласный звук [о]. Буквы О, о. Гласный звук [и]. Буквы И, и. Гласный звук [ы]. Гласный звук [у], буквы У,у.

Букварный период (66 ч)

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н,н. Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.  Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Гласные буквы Е, е. Буква Е-показатель мягкости предшествующего согласного. Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п. Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.         Сопоставление слогов и слов с буквами З и С. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Чтение слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я..        Буква я- показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой Я. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к Мягкий согласный звук [ч], буквыЧ,ч. Чтение слов с буквой Ч .Буква ь- показатель мягкости согласных звуков.        Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ШИ. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж ] и [ш ].Гласные буквы Ё,ё. Буква ё- показатель мягкости согласного звука.З вук [i], буквы Й, й. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х. .Чтение слов с буквой х.. Чтение предложений и коротких текстов. Гласные буквы Ю,ю. Буква ю - показатель мягкости согласного звука. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц.        Чтение слов с новой буквой Ц. Гласный звук [э], буквы Э,э. Чтение слов с буквой Э. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. буквы Щ, щ.        Чтение слов с буквой Щ. Чтение слов с изученными буквами. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Русский алфавит. Формирование навыков чтения. Чтение вслух.

Послебукварный период (10 ч)

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». К.Ушинский «Наше Отечество». В.Куприн «Первоучители словенские». В.Куприн «Первый букварь».  А.С.Пушкин. Сказки. Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. К.И.Чуковский. «Телефон». «Путаница». В.В.Бианки. «Первая охота». С.Я.Маршак. «Угомон», «Дважды два». М.М.Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока». Стихи А.Л. Барто. С.В. Михалков «Котята». Б.В.Заходер «Два и три». Стихи В.Д. Берестова.

Проект: «Живая Азбука». Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

    Проект: «Живая Азбука».

Литературное чтение

                                               Вводный урок (1 ч)

                                                      Жили-были буквы (6 ч)

  В. Данько «Загадочные буквы».  И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».  C. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет».  Г.Сапгир «Про медведя».

М. Бородицкая «Разговор с пчелой».  И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука».        С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».  Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы. Проекты «Создаем город букв».

Сказки, загадки, небылицы (6 ч)

 Е. Чарушин «Теремок».  Русская народная сказка «Рукавичка».  Загадки, песенки.  Русские народные потешки, небылицы.  Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».  Русская народная сказка «Петух и собака».  Урок-обобщение «Узнай сказку».

Апрель, апрель! Звенит капель... (4 ч)

  А.Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…».              Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».  И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?».  В. Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо».  Урок-обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель...». Проект «Составляем сборник загадок».

И в шутку и всерьез ( 6 ч)

 И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!».

 Н. Артюхова «Саша-дразнилка».  К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

 И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковская «Помощник».  К.Чуковский «Телефон».  Урок-обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

Я и мои друзья (7 ч)

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».               В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». И. Пивоварова «Вежливый ослик».  А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».  М. Пляцковская «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».  Урок-обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проект «Наш класс – дружная семья».

О братьях наших меньших (7 ч)

  С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».  В. Осеева «Собака яростно лаяла».

 И. Токмакова «Купите собаку».  М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

 В. Берестов «Лягушата». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Еж».  Урок-обобщение «О братьях наших меньших».  

2 класс

Введение (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

 Книга – великое чудо. Экскурсия в школьную библиотеку. Книги, прочитанные летом. Напутствия читателю.

Устное творчество русского народа (15 ч)

Русские народные песни. Потешки, прибаутки, небылицы и перевертыши, считалки, загадки, пословицы.

Русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Произведения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, М Пришвина, И. Бунина, В. Берестова, Г. Сапгира.

Русские писатели (14 ч)

Произведения А.С. Пушкина, В.В. Маяковский, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.

О братьях наших меньших (12 ч)

Произведения о животных, написанные Н.Сладковым, И. Пивоваровой, М. Пришвиным, Е. Чарушиным, В. Бианки, Б. Житковым и др.

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с детскими журналами. В круг детского чтения включены юмористические произведения Б.В. Заходера, Д. Хармса, В.Д. Берестова, С. Маршака и других авторов.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Произведения Ф.И. Тютчева, И.Бунина, С Михалкова, А. Барто, А. Прокофьева, Я Акима, С. Есенина и др.          

Писатели – детям (17 ч)

Произведения о детях, написанные К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым, А. Барто, Н. Носовым.

Я и мои друзья (10 ч)

Произведения В. Берестова, В. Лунина, Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Произведения Ф. Тютчева, А. Плещеева, С. Маршака, И. Бунина, Е. Благининой.

И в шутку и всерьез (14 ч)

В круг детского чтения включены произведения Б.В. Заходера, Э. Успенского, В.Д. Берестова, И. Токмаковой, Ю. Тувима, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (14 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков. Сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Э. Хогарта

Проекты: «Мой любимый детский журнал», «Мой любимый писатель-сказочник».

     3 класс

Вводный урок (1 ч)

         Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

          Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

         Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

          Ф.И. Тютчев» Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы». И. Суриков «Детство», «Зима».

     

  Великие русские писатели (26 ч)

          А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода …», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…»,

«На севере диком…», «Утёс», «Осень». В.В. Маяковский «Кем быть?». Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Поэтическая тетрадь 2 (5ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не веер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Густой зелёный ельник у дороги…»

Литературные сказки (6 ч)

         Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В. Гаршин «Лягушка- путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (10 ч)

         М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

             С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 ч)

         М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов – Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

         С.Я. Маршак «Гроза днём». А.Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если». Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке наберёшь кузовок (13 ч)

         Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства»

По страницам журналов «Мурзилка», «Весёлые чижи» (8 ч)

           Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».   Г.  Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

       Зарубежная литература (8 ч)

          Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Проекты: «Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи» (Ритм, рифма, ударение), «Праздник поэзии»

4 класс

                               Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

            Ознакомление с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

                                       Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)

          «И вспомнил Олег коня своего...»; «Ильины три поездочки»; прозаический текст былины И.Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца»; «Житие Сергия Радонежского».

                                                   Чудесный мир классики (18 ч)

          П.П. Ершов «Конёк - Горбунок»; А.С.Пушкин (стихи, «Сказка о мёртвой царевне...»); М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик - Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А.П.Чехов «Мальчики»; В.В. Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса».

Поэтические тетради (19 ч)

         Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, И.А.Бунин. В.Я.Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева. Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин.

                                                     Литературные сказки (11 ч)

         В.Ф.Достоевский «Городок в табакерке», В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П.Бажов «Серебряное копытце», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

                                                  Делу время - потехе час (9 ч)

        Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

                                                        Страна детства (7 ч)

        Б.С.Житков «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М.Зощенко «Ёлка».

                                                        Природа и мы (11 ч)

        Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш», А.И.Куприн «Барбос и Жулька», М.М.Пришвин «Выскочка», Е.И.Чарушин «Кабан», В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

                                                             Родина (5 ч)

        И.С.Никитин «Русь», С.С.Дрожжин «Родине», А.В.Жигулин «О, Родина!».

                                                   Страна фантазий (5 ч)

        Е.С.Ветлистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

                                              Зарубежная литература (8 ч) 

       Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен «Русалочка», М.Твен «Приключения Тома Сойера», С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».

Проекты: «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину»


КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Обучение грамоте

  № урока

Тема урока

Дата

проведения

Добукварный период (20 ч)

1

Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке.

2

Речь устная и письменная.

3

Предложение и слово.

4

Предложение, слово, слог.

5

Слог, ударение.

6

Слово, слог, ударение.(закрепление)

7

Деление слов на слоги.

8

Звуки речи: гласные и согласные.

9

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным.

10

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков.

11

Гласный звук  [а], буквы А, а.

12

Гласный звук  [а], буквы А, а.

13

Гласный звук [о], буквы О, о.

14

Гласный звук [о], буквы О, о.

15

Гласный звук [и], буквы И, и.

16

Гласный звук [и], буквы И, и.

17

Гласный звук [ы], буква  ы.

18

Гласный звук [ы], буква  ы.

19

Гласный звук [у], буквы У, у.

20

Гласный звук [у], буквы У, у.

Букварный период (66 ч)

21

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н,н.

22

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н,н.

23

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с.

24

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с.

25

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.

26

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.

27

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.

28

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.

29

Закрепление пройденного о гласных и согласных звуках и буквах.

30

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.

31

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.

32

Закрепление пройденного о гласных и согласных звуках и буквах.

33

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.

34

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.

35

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.

36

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.

37

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й, э].

38

Буква Е – показатель мягкости согласных.

39

Чтение слов с буквой е.

40

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.

41

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.

42

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.

43

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

44

Чтение слов с изученными буквами.

45

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.

46

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами С и З.

47

Экскурсия в школьную библиотеку.

48

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

49

Чтение слов с буквой Б. Сопоставление слогов и слов с буквами Б и П.

50

Закрепление пройденного материала о звуках и буквах.

51

Закрепление пройденного материала о звуках и буквах.

52

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.

53

Парные согласные [д]- [т], буквы Д, д - Т, т.

54

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й,а].

55

Буква Я – показатель мягкости согласного.

56

Чтение слов с буквой Я.

57

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г.

58

Чтение слов с буквой Г. Сопоставление слогов и слов с буквами К и Г.

59

Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

60

Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

61

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

62

Буква ь в конце слова и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

63

Разделительный мягкий знак.

64

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ШИ.

65

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ШИ.

66

Повторение и закрепление пройденного об изученных звуках и буквах.

67

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

68

Буквы Ж,ж. Сочетание жи.

69

Буквы Ё, ё. Обозначение звуков [o] и [й,о].

70

Буква Ё, ё – показатель мягкости.

71

Мягкий согласный звук [й,]. Буквы Й, й.

72

Чтение слов с буквой й.

73

Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

74

Чтение слов с буквой Х.

75

Буквы Ю, ю. Обозначение звуков [й,у].

76

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии.

77

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

78

Чтение слов с буквами Ц, ц.

79

Гласный звук [э]. Буквы Э, э.

80

Чтение слов с буквами Э, э.

81

Мягкий согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ

82

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ.

83

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф,].

84

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф

85

Мягкий и твердый разделительные знаки.

86

Мягкий и твердый разделительные знаки.

Послебукварный период (10 ч)

87

Алфавит. К.Д. Ушинский. Наше Отечество.

88

В. Куприн. Первоучители словенские. В. Куприн. Первый букварь.

89

Творчество Пушкина А.С. Сказки.

90

Л.Н. Толстой и  К.Д. Ушинский о детях.

91

Творчество Чуковского К.И.

92

В.В. Бианки. Первая охота. Творчество М.М. Пришвина.

93

Творчество С.Я. Маршака. Творчество А.Л. Барто.

94

Творчество С.В. Михалкова и Б.В. Заходера.

95

В.А. Осеева. Печенье. Творчество

96

В.Д. Берестов. «Прощание с «Азбукой».

Литературное чтение

  № урока

Тема урока

Дата

проведения

Раздел 1. «Жили – были буквы» (6 ч)

1.

В. Данько. Загадочные буквы.

2.

И. Токмакова. Аля, Клясич и буква «А».

3.

С. Черный. Живая азбука.

Ф. Кривин. Почему «А» поется, а «Б» нет.

4.

Г. Сапгир. Про медведя.

И. Гамазкова. Кто как кричит?

5.

С.Я. Маршак. Автобус номер двадцать шесть.

6.

Обобщение по разделу «Жили-были буквы».

Раздел 2. «Сказки, загадки, небылицы» (6 ч)

7.

Е. Чарушин. Теремок.

8.

Русская народная сказка «Рукавичка».

9.

Загадки, песенки, потешки.

10.

Стишки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

11.

Отрывки из сказок А.С. Пушкина.

12.

Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы».

Раздел 3. «Апрель, апрель! Звенит капель…»  (4 ч)

13.

А. Плещеев. Сельская песенка.

14.

Т. Белозеров. Подснежники. С. Маршак. Апрель.

15.

И. Токмакова. Ручей. Е. Трутнева. Когда это бывает?

16.

Обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Раздел 4. «И в шутку и всерьез» (6 ч)

17.

И. Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я. Тайц. Волк.

Г. Кружков. РРРЫ!

18.

Н. Артюхова. Саша – дразнилка.

19.

К. Чуковский. Федотка. О. Дриз. Привет.

20.

И. Пивоварова. Кулинаки-пулинаки.

М. Пляцковский. Помощник.

21.

К.И.Чуковский. Телефон.

22.

Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез».

Раздел 5. «Я и мои друзья» (7 ч)

23.

Ю. Ермолаев. Лучший друг. Е. Благинина. Подарок.

24.

В. Орлов. Кто первый? С. Михалков. Бараны.

25.

Р. Сеф. Совет. В. Берестов. В магазине игрушек.

26.

И. Пивоварова. Вежливый ослик.

А. Барто. Вот так защитник!

27.

Я. Аким. Моя родня.

С. Маршак. Хороший день.

28.

М. Пляцковский. Сердитый дог Буль.

Ю. Энтин. Про дружбу.

29.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

Раздел 6. «О братьях наших меньших» (7  ч)

30.

С. Михалков. Трезор.

Р. Сеф. Кто любит собак.

31.

В. Осеева. Собака яростно лаяла.

32.

И. Токмакова. Купите собаку.

С. Михалков. Важный совет.

33.

М. Пляцковский. Цап Царапыч.

Г. Сапгир. Кошка.

34.

В. Берестов. Лягущата.

35.

Д. Хармс. Храбрый еж.

Н. Сладков. Лисица и Еж.

36.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

урока

Тема урока

Дата

проведения

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Самое великое чудо на свете. Экскурсия в библиотеку.

3

Книги, прочитанные летом.

4

Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

5

Р. Сеф «Читателю».

Устное народное творчество (15 ч)

6

Русские народные песни.

7

Потешки и прибаутки.

8

Загадки.

9

Пословицы и поговорки.

10

Считалки и небылицы.

11

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт»

12

Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».

13

Русская народная сказка  «У страха глаза велики».

14

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев».

15

Русская народная сказка. «Лиса и журавль».

16

Русская народная сказка «Каша из топора»

17

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

19

А. Шибаев «Вспомни сказку».

20

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

21

Нравится ли вам осень?

22

Осенние загадки.

23

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,

К. Бальмонт «Поспевает брусника…».

24

А. Плещеев «Осень наступила…»,

А. Фет «Ласточки пропали».

25

Стихи об  осени А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.

26

В. Берестов «Хитрые грибы».

27

М. Пришвин «Осеннее утро».

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Русские писатели (14 ч)

29

А. С. Пушкин Викторина по сказкам.

30

А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зелёный…»

31

А. С. Пушкин Стихи.

32

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

33

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

34

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

35

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

36

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

37

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

38

Л. Н. Толстой «Филипок».

39

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже».

40

Л. Н. Толстой «Котёнок».

41

Обобщение по разделу «Русские писатели».

42

Проверка знаний и оценка своих достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

43

О братьях наших меньших.

44

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой.

45

В. Берестов «Кошкин щенок».

46

М. Пришвин «Ребята и утята».

47

М. Пришвин «Ребята и утята».

48

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

49

Б. Житков «Храбрый утёнок».

50

В. Бианки «Музыкант».

51

В. Бианки «Музыкант».

52

В. Бианки «Сова».

53

В. Бианки «Сова».

54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Из детских журналов (9 ч)

55

Знакомство с детскими журналами.

56

Вопросы из детских журналов.

57

Д. Хармс «Игра».

58

Д. Хармс «Вы знаете?»

59

Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые чижи».

60

Весёлые стихи Д. Хармса, Н. Гернета, Ю. Владимирова.

61

А. Веденский «Учёный Петя», «Лошадка».

62

Проект  «Мой любимый детский журнал».

63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

64

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

65

И.Бунин «Первый снег» К Бальмонт «Снежинка».

66

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

67

С. Есенин «Поёт зима, аукает»

68

Русская народная сказка.«Два мороза».

69

С. Михалков «Новогодняя быль».

70

А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

71

Стихи о зиме. Разноцветные страницы.

72

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

Писатели детям (17 ч)

73

К. И. Чуковский «Путаница».

74

К. И. Чуковский «Радость».

75

К. Чуковский «Федорино горе».

76

К. Чуковский «Федорино горе».

77

С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

78

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

79

С. В. Михалков «Мой щенок».

80

А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука».

81

А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа».

82

Стихи детских писателей о детях и для детей.

83

Н. Н. Носов «Затейники».

84

Н. Н. Носов «Затейники».

85

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

86

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

87

Н. Н. Носов «На горке».

88

Н. Н. Носов «На горке».

89

Обобщение по разделу «Писатели детям».

Я и мои друзья (10 ч)

90

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и друзьях.

В. Берестов, Э. Мошковская

91

В. Лунин «Я и Вовка».

92

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

93

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

94

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

95

В. Осеева «Волшебное слово».

96

В. Осеева «Хорошее».

97

В. Осеева «Почему?».

98

В. Осеева «Почему?».

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

100

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

101

Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».

102

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

103

А. Блок «На лугу»,  С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

104

Стихи о маме. И. Бунин, А. Плещеев.

105

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Э. Мошковская «Я маму свою обидел»

106

С. Васильев «Белая берёза».

107

Проект «Весна глазами поэтов».

108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

И в шутку и всерьез (14 ч)

109

И в шутку и всерьез.

110

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего».

111

А. Милн «Винни – Пух и все, все, все». Обзор книги.

112

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

113

Э. Успенский «Чебурашка».

114

Э. Успенский «Чебурашка».

115

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над нашей квартирой», «Память».

116

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

117

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

118

 Г. Остер «Будем знакомы».

119

В. Драгунский «Тайное становится явным».

120

В. Драгунский «Тайное становится явным».

121

Весёлые произведения детских писателей.

122

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

Литература зарубежных стран (14 ч)

123

Литература зарубежных стран

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

125

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

126

Французская народная песенка «Сьюзон и мотылёк».

127

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

128

Ш. П. «Кот в сапогах».

129

Ш. П. «Кот в сапогах».

130

Ш. Перро «Красная шапочка».

131

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

132

Э. Хогарт «Мафин и паук».

133

Э. Хогарт «Мафин и паук».

134

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

135

Проект: «Мой любимый писатель сказочник»

136

Литературная игра «Как хорошо уметь читать».

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

урока

Тема урока

Дата

проведения

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Книга – источник знаний. Элементы книги.

3

Рукописные книги древней Руси.

4

Первопечатник Иван Федоров.

5

Обобщающий урок по разделу  «Самое великое чудо на свете».  Оценка достижений.

Устное народное творчество (14 ч)

6

Особенности русского народного фольклора.

7

Русские народные песни.

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

9

Народные художественные промыслы.

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

12

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

17

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

18

Обобщающий урок  по разделу «Устное народное творчество».

Оценка достижений.

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». 

Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

20

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

21

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».

22

Ф. И. Тютчев «Листья».

23

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...».

24

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...».

25

И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

26

И. Никитин «Встреча зимы».

27

И. З. Суриков. «Детство».

28

И. З. Суриков «Зима».

29

Обобщающий урок «Поэтическая тетрадь 1».

Оценка достижений.

Великие русские писатели (23 ч)

30

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

31

Детские годы А.С. Пушкина.

32

А. Пушкин «Зимнее утро».

33

А. Пушкин «Зимний вечер».

34

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

35

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

38

Рисунки И. Билибина к сказке А.С. Пушкина.

39

И. Крылов. Биография и творчество.

40

И. Крылов «Мартышка и очки».

41

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

42

И. Крылов «Ворона и Лисица».

43

M. Лермонтов. Биография и творчество.

44

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

45

М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

46

Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя).

47

Л. Толстой «Акула».

48

Л. Толстой «Прыжок».

49

Л. Толстой «Лев и собачка».

50

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

51

Проект «Мой любимый писатель».

52

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

53

Н. Некрасов «Славная осень!..».

54

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».

55

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

56

К. Бальмонт «Золотое слово».

57

И. Бунин. «Детство», «Полевые цветы».

58

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений.

Литературные сказки (6 ч)

59

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).

60

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

61

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

62

В. Одоевский «Мороз Иванович».

63

В. Одоевский «Мороз Иванович».

64

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Оценка достижений.

Были и небылицы (10 ч)

65

Что такое быль и небылица.

66

М. Горький «Случай с Евсейкой».

67

М. Горький «Случай с Евсейкой».

68

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

69

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

70

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

71

А. Куприн «Слон».

72

А. Куприн «Слон».

73

А. Куприн «Слон».

74

Обобщающий урок по разделу «Были и небылицы».

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

75

Стихи о животных.  С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».

76

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

77

А. Блок «Ветхая избушка».

78

А. Блок «Сны», «Ворона».

79

С. Есенин «Черёмуха».

80

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Оценка достижений.

Люби живое (16 ч)

81

М. Пришвин «Моя Родина».

82

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

83

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

84

В. Белов «Малька провинилась».

85

В. Белов «Ещё раз про Мальку».

86

В. Бианки «Мышонок Пик».

87

В. Бианки «Мышонок Пик».

88

В. Бианки «Мышонок Пик».

89

Б. Житков «Про обезьянку».

90

Б. Житков «Про обезьянку».

91

Б. Житков «Про обезьянку».

92

В. Астафьев «Капалуха».

93

В. Астафьев «Капалуха».

94

В. Драгунский «Он живой и светится».

95

В. Драгунский «Он живой и светится».

96

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2  (8 ч)

97

Стихи для детей и о детях.

98

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

99

А. Барто «Разлука».

100

А. Барто «В театре».

101

С. Михалков «Если». «Рисунок».

102

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

103

Проект «Времена года в стихах».

104

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений.

Собирай по ягодке наберёшь кузовок (13 ч)

105

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

106

А. Платонов «Цветок на земле».

107

А. Платонов «Цветок на земле».

108

А. Платонов «Ещё мама».

109

А. Платонов «Ещё мама».

110

М. Зощенко «Золотые слова».

111

М. Зощенко «Золотые слова».

112

М. Зощенко «Великие путешественники».

113

М. Зощенко «Великие путешественники».

114

Н. Носов «Федина задача».

115

Н. Носов «Телефон».

116

В. Драгунский «Друг детства».

117

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений.

По страницам детских журналов  (8 ч)

118

Детские журналы «Мурзилка» и «Весёлые картинки».

119

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

120

Ю. Ермолаев «Проговорился».

121

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

122

Г. Остер «Вредные советы».

123

Г. Остер «Как получаются легенды».

124

Р. Сеф «Весёлые стихи».

125

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

Литература зарубежных стран (11 ч)

126

Мифы Древней Греции.

127

Мифы Древней Греции.

128

Мифы Древней Греции.

129

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

130

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

131

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

132

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

133

Годовая проверка техники чтения.

134

Проект: «Моя любимая книжка»

135

Литературная игра «Как хорошо уметь читать».

136

Что читать летом

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

урока

Тема урока

Дата

проведения

                               Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

 Ознакомление с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений

Летописи, былины, жития (8 ч)

2

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

3

«И вспомнил Олег коня своего»

Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

4

Былина – жанр устного народного творчества.

«Ильины три поездочки»

5

«Ильины три поездочки»

6

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

7

«Житие Сергия Радонежского»

8

Проект: «Создание календаря исторических событий»

9

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

Чудесный мир классики ( 18 часов)

10

Подготовка сообщения о П.П. Ершове.

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

13

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

17

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

18

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

22

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой «Детство»

23

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

24

Подготовка сообщения о А.П. Чехове.  А.П. Чехов «Мальчики»

25

А.П. Чехов «Мальчики»

26

А.П. Чехов «Мальчики»

Проверка навыка чтения

27

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

28

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

29

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»  

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»  

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

32

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

33

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»  

34

И.А. Бунин «Листопад»

35

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Литературные сказки (11 ч)

36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

46

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Делу время – потехе час (9 ч)

47

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

49

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

50

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

51

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

53

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

54

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Страна детства (7 ч)

56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

58

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

59

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

60

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

61

М.М. Зощенко «Елка»

62

Обобщение по разделу «Страна детства»

Поэтическая тетрадь (5 ч)

63

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

64

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

65

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

66

М.И. Цветаева «Наши царства»

67

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Природа и мы (11 ч)

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

69

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

70

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

71

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

72

М.М. Пришвин «Выскочка»

73

М.М. Пришвин «Выскочка»

74

Е.И. Чарушин «Кабан»

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

76

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

77

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

78

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь (6 ч)

79

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

80

С.А. Клычков «Весна в лесу»

81

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

82

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

83

С.А. Есенин «Лебедушка».

Проверка навыка чтения

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Родина (5 ч)

85

И.С. Никитин «Русь»

86

С.Д. Дрожжин «Родине»

87

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

88

Проект: «Они защищали Родину»

89

Обобщение по разделу «Родина»

Страна Фантазия (5 ч)

90

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

91

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

92

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

93

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

94

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Зарубежная литература (8 ч)

95

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

96

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

97

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

98

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

100

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

101

Итоговая проверка навыка чтения

102

С. Лагерлеф «Святая ночь».

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...

Рабочая программа. Литературное чтение. 2 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Литературное чтение. 2 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Литературное чтение. 3 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Литературное чтение. 3 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Литературное чтение. 4 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Литературное чтение. 4 класс. "Школа России"...

Рабочая программа литературное чтение 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП, составлена соласно ФГОС....

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание у...