Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Огородникова Елена Леонидовна

Конспект урока по литературному чтению по произведению "Лиса и тетерев" Русская народная сказка 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

p1__1__gerbnorm.jpg 

Урок по литературному чтению ,2 класс.

Русская народная сказка. Лиса и тетерев .

Слайд 1

        Цели и задачи. Создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, работать над   развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;   работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг другу, общаться.

Предлагаю музыкальную физминутку «Как у наших у ворот»  (проводится по мере необходимости). 

1.Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

2.Проверка дом. задания.

Уч. Мы продолжаем с вами знакомиться  с русскими народными сказками..

Для чего нам нужны сказки?

 Д.С детства все люди знают , что кроме мира, в котором мы живем, с его  радостями, печалями, есть мир сказки. И все действия в сказках кажутся происходящими наяву. Со сказками  связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Уч. Как понимаете  следующие слова ? (Слайд2.)

  Сказка заключает в себе
что-то для всех народов и для всех времен
важное и нужное, а потому незабываемое.»
Е. Н. Трубецкой.
 

Д.Фантастика переплеталась в сказках  с реальностью.

 Всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Сказка полна сил, мудрости, доброты, крепко и серьёзно учит нас уму-разуму.

Уч. Да. Всех нас – и взрослых и маленьких

 И русские пословицы помогают  нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Какие истории  Вы придумали  к пословице : «У страха глаза велики».(Проверка домашнего задания)

3.Актуализация знаний 

 Уч. Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)

Серовато, зубовато ,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.(Волк)

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

     Лезет в яму до весны ,
     Где он спит и видит сны .(Медведь)

Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

4.Постановка учебной задачи . (Слайд 5)

Уч. Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой  на уроке сегодня.

Какие сказки о лисе вы знаете ?

Ответы детей.

5. Характеристика лисы.

Уч. Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

 Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Д.Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.

Уч. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?  

Ответы детей.

Уч. Какая в них лиса? (Слайд6)

Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна? (Слайд6)

Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей  Нарумунтович , прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.


5.Изучение нового материала. (Слайд 7)

Уч.Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?  Какая в них лиса? Ответы детей.

 Кто такой тетерев? Ответы детей.

Уч. Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.

Условие задачи
Бежит по лесу Лиса, видит — Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает, как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:

— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Уч.Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса? (Постановка проблемного вопроса)

Подсказка 1 [Наводка]

Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.

 Примеры ответов.

Ответы детей.

Решение 1. Подумал он и говорит сверху:

Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь они тебя по указу не тронут.

Услышала Лиса про собак, испугалась и ну бежать.
Решение 2
Я бы предложила тетереву "гулять" ,летя сбоку и выше лисы .При попытке лисы напасть ,всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что гулять надо обязательно касаясь земли .

Решение 3
Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы - был ли Указ

Решение 

Уч. Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев» .

Дети следят по тексту и слушают  сказку, рассказанную мастером слова.

Уч. Подтвердила ли Лиса своё звание плутовки?

(Слайд 8) Объясни значение слов : указ , навострить уши, проведать , нынче, кабы..Подбери синонимы к словам боишься, друг. Антонимы мир, друг .

Уч. Как лиса хотела перехитрить  тетерева? Ответы детей.

Как лиса называет тетерева?

Д.Тетерев, тетеревочек ,друг ,дружочек.
Уч.
Какую хитрость придумал тетерев? Ответы детей.

6.Закрепление. (Слайд 9)

1.Выборочное чтение.

Уч. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

Ответы детей.

Уч. Найдите этот эпизод в тексте.

Найдите в тексте , как просила лиса, чтобы тетерев спустился  на землю.

Из каких слов понятно ,что лиса хотела обмануть тетерева?

Найдите ,как лиса называет тетерева.

Прочитайте ,как тетерев избавился от лисы.

Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.

2.Выразительное чтение. Чтение по ролям. Задание 6 с.41

7.Рефлексия. (Слайд 10)

Уч.К какому виду сказок относится эта сказка?

 Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке? 

Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

Ответы детей.

Уч. Почему план Лисы не удался? 
Чему учит сказка?

Ответы детей.

8.Дом.задание.

Выразительное чтение. Чтение по ролям. Задание 6 с.41

Литература и ссылки на сайты в Интернете. (Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...