Поэты ХIХ века о весне
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Арыкова Валентина Ивановна

Программа "Школа 2100"", урок литературного чтения, раздел "Путешествие продолжается".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poety_hih_veka_o_vesne.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева.

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Ход урока

I. Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

1.Вступительное слово

(читаю слова Ралфа Эмерсона, звучит музыка зимы)

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня читать, рассуждать?

- Верно, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о природе.

II. Актуализация знаний.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

- Какое сейчас время года? Почему?

 (На улице холодно, много снега, мало птиц, деревья в зимнем наряде спят, солнце греет плохо).
- А давайте побываем в другом времени года. (Взмах «волшебной» палочкой, музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», 1-1,5 мин).

- Закройте глаза и представьте картину, которую нарисует вам ваше воображение.
- С каким временем года идет ассоциация?
- Каким чувством наполнена природа
(Стремительно идут перемены, чувство восторга, счастья, полет к своим мечтам).

III. Постановка темы и цели урока.

- А как рисуют весну поэты?  Какая она весна настоящая, не сказочная.

IV. Знакомство и работа над содержанием произведения А.К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”

  • Откройте учебники на стр. 172.

- Кто автор? Знаком ли он вам?

- Алексей Константинович Толстой. (Портрет)
- Послушайте сообщение о поэте.
(выступление ученицы).

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провел на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Анатолий Погорельский.

Получив хорошее домашнее образование, в 1836 г. сдал экзамены за курс словесного отделения в Московском университете. Служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, был на военной службе

В 1867г. опубликовал сборник лирических стихотворений, любимых читателями всех возрастов.

Первые стихи были прочитаны и одобрены В.А. Жуковским. Более семидесяти стихотворений были положены на музыку.

2. Первичное восприятие текста.

  • Самостоятельное чтение.

- Какая строка показалась самой красивой?

- Что вы представили?

– О чём стихотворение? ( Не просто о «весне», а   о «приходе весны», или о «ожидании весны», или «торжество весны»).

- Стихи Алексея Константиновича Толстого не были написаны специально для детей, но постоянно использовались и до сих пор используются для детского чтения, потому что одинаково понятны и взрослым, и детям.

  • Чтение вслух первой строфы.

– Слышите ли восклицание в начале стихотворения? (Вот уж, то есть наконец-то.)

– Почему столько действия в четырёх строчках? (Весна уже в разгаре, всё меняется очень быстро.)

– Каким чувством пронизаны строки? (Любви и радости, ожидания – кувшинчик, зовут друг друга, тёплый пар восходит.)

Чтение 2-й строфы.

– Какой лес можно назвать юным? (В этом слове – и описание леса, только что проснувшегося, одетого ещё не в листву, а в «зелёный дым», и уподобление леса всему молодому, юному – «нетерпеливо ждёт».)

– Какой эпитет второй раз встречается в стихотворении? (Тёплый.)

– Чувствуете ли общую теплоту стихотворения? Где? В каких строках? В каких словах?

– Кто, что подразумевается под словом «всё»? (И снег, и поле, и земля, и кувшинчик, и журавли, и лес, и все, кто это видит, понимает и принимает; «всё» – полная гармония природы и человека.)

– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению?

3. Повторное выразительное чтение стихотворения вслух (2 ученика).

- Попробуйте прочитать стихотворение, передав чувство радости, любви, доброты.

V. Физминутка.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка, (дети поднимают и опускают плечи)
«Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!" (маршируют)
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

VI. Знакомство и работа над содержанием произведения А. Н. Плещеева “Весна”.

1. А теперь познакомимся со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева “Весна”. (Портрет)

- Послушайте сообщение о поэте.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в старинной обедневшей дворянской семье и получил хорошее домашнее образование и воспитание. Мама мечтала, что Алексей Николаевич будет военным, как отец. Однако военная служба не прельщала будущего поэта.

В 1843 году Плещеев стал студентом Петербургского университета и пробует писать.

Алексей Николаевич занимался переводом стихотворений. Важное место в поэзии Плещеева заняли стихотворения для детей.

Большое место в поэзии занимала тема природы, он восхищается красотой природы.

2. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:
- Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого? 
- Чем? 
(Первыми строками стихотворения).

3. Разбор прочитанного по содержанию.

  • Прочитайте 1 и 2 строфы (дети читают по строчкам цепочкой).

- В первых строках автор использует прием пересечения реальности и ожидания.
- Зачитайте реальное действие
 (бегут ручьи, тает снег, повеяло весной – весна идет).
- Зачитайте ожидание 
(засвищут, оденется). 
- Зачитайте строки, рисующие весну. 
(1-2 и 5-6 строчки)
- Каким настроением пронизаны эти строчки?

  • Прочитайте 3 – 4 строфы (дети читают по строчкам цепочкой).

- Что противопоставлено счастью и веселью? (Забота, тяжкий труд, горе).
- О ком идет речь в этих строках, кому автор явно сострадает?
 (Вероятнее всего, крестьянам).
- Почему весна для них праздник? (Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды).

  • Прочитайте 5 строфу (дети читают по строчкам цепочкой).

- Кто более всего счастлив в дни “природы обновления”? Зачитайте.
- Почему именно дети и птички? 
(Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя).
- Какие два настроения соседствуют в стихотворении? (Радость и грусть).

4. Выразительное чтение стихотворения (2ученика)

- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать и радость, и оттенок грусти.

- О каком обновлении говорит поэт?
 (В стихотворении говорится о возрождении природы и человеческого духа, о неистощимой жизненной силе, скрытой в природе).

VII. Итог урока.

- Мы познакомились с разными образами весны. Увидели, как передали красоту весны  два поэта – А.К. Толстой и А. Плещеев.

- Что объединяет оба стихотворения? (Общая тема – приход весны; настроение радости, общие картины весны, ожидание нового).
- Какое стихотворение ближе вам по настроению?
- Мы еще встретимся с творчеством этих выдающихся поэтов XVIII века, чьи произведения радуют нас и по сей день.

(Если останется время):
-
У наших ребят тоже есть  стихотворения о весне, они хотят поделиться своими впечатлениями. Послушаем их. (Выступление учащихся).

VIII. Домашнее задание.

- Выберите сами то задание, которое вам ближе.

  • Выучить одно стихотворение наизусть.
  • Подготовить выразительное чтение стихотворений.

- Наш урок подошел к концу. Спасибо всем ребятам, которые помогли нам совершить это путешествие.
- Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и на этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю я отметки я сейчас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века

В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века...

Конспекты уроков по теме стихотворения поэтов Серебряного века.

В данной работе изложены конспекты уроков по стихотворениям поэтов Серебряного века.Рассмотрены особенности творчества и биографии поэтов....

Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века.  На данном  уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...

Поэты XIX века.Михаил Юрьевич Лермонтов.

Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный русский поэт, родился в Москве 2 октября 1814 г. В шотландских преданиях, не исчезнувших окончательно и до сих пор, живет имя Лермонта-поэта или пророка; ему посв...

Игра «Литературное лото» на тему «Стихи русского поэта XIX века А.А. Фета»

Мероприятие способствует развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции,  в увлекательной игровой форме закрепляются знания по литературному чтению....