Технологическая карта урока литературного чтения "КОЛОБОК"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Жилина Ольга Владимировна

При планировании данного урока были учтены возрастные, психологические и физиологические особенности детей.

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, обосновывали своё мнение, проверяли правильность выполненных заданий. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность. Урок способствовал развитию у детей любознательности и интереса к чтению сказок, приобщение к миру любителей книг, развитию интереса к урокам литературного чтения.

Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствовало обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование технологии проблемного диалога (игра «Найди лишнего», по оставшимся героям догадаться, о какой сказке будет идти речь) способствовало плавному переходу определения темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД (перечислены выше).

Каждый ребёнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок иллюстраций с изображением героев способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.

Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.

Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель.

Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка, в конце урока динамическая пауза (игра «Спасательная операция»), что позволило детям двигаться.

Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok_karta.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа России»

Разработчики учителя начальных классов: Михалёва Л. Г., Жилина О. В., Шталенкова В.В.

Тема урока: Русская народная сказка «Колобок».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: развитие у детей любознательности и интереса к чтению сказок, приобщение к миру любителей книг.

Используемые методы, технологии, приёмы:

  1. Игра «Лишний герой».
  2. Проблемный вопрос.
  3. ИКТ.
  4. Здоровьесберегающие: физминутка, динамическая пауза (игра «Спасательная операция»).
  5. Дифференцированная работа.

  1. Развитие личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
  2. Работа в группах.
  3. Придумать другой конец.
  4. Межпредметные связи.

Задачи урока:

  • Учить работать над содержанием сказки
  • Определять авторскую принадлежность произведения
  • Определять характеристики героев сказки
  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся
  • Создавать условия для развития интеллектуальных способностей обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая работа.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место.
  • принимать цель учебной деятельности путем её осознания
  • проявлять инициативность.
  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока
  • совместно с учителем.
  • соотносить выполненное задание с ранее изученным материалом.

Познавательные УУД:

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • делать обобщения, выводы.
  • умение анализировать, выделять признаки сходства и различия
  • строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать собеседника, понимать речь других
  • уметь выражать с достаточной точностью свои мысли.
  • участвовать в диалоге на уроке
  • умение работать в группах

Личностные УУД:

  • принимать роль ученика
  • формировать интерес к учению
  • внимательное отношение к окружающему миру и умение связывать свой личный жизненный опыт
  • умения активно включаться в коллективную деятельность
  • взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей

Этапы урока и оборудование:

Этапы урока

Оборудование

1. Самоопределение к учебной деятельности

(организационное начало)

Конверты с картинками и словами.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

3. Постановка цели и задач урока.        «Открытие» детьми новых знаний.

Компьютерная презентация с интерактивным приложением, компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

4. Работа по теме урока

Конверты с картинками и словами.

5. Динамическая пауза

Компьютер, колонки.

6.Рефлексия

Сигнальные карточки (грустный и весёлый колобки).

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности

(организационное начало)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок литературного чтения.

 -Проверьте, пожалуйста, на столе лежат конверт с героями произведений и конверт с изображением животного.

Проверяют наличие необходимых предметов.

Регулятивные УУД:Организовывать свое рабочее место.

Личностные:

принимать роль ученика; формировать интерес к учению.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового материала.

- Сегодня мы с вами будем работать в группах. Перед началом нашей работы вспомним правила.

 (слайд на доске).

Правила работы в группе:

•        Работу вместе начинать.

•        Друг друга не перебивать, не ссориться и не ругаться.

•        Активным быть, все выполнять.

•        По имени всех называть.

•        Друг над другом не смеяться, лучше чаще улыбаться.

- Откройте розовые конверты, достаньте из них картинки с изображениями героев литературных произведений.

- Как вы думаете, в каких произведениях можно встретить этих героев?

- Вспомните, кто придумывает сказки и их героев?

- А этих героев кто придумал?

- Как будет называться сказка, которую придумал народ?

Обучающиеся разделены учителем на 4 группы.

Читающие дети озвучивают правила.

Открыли розовые конверты, выложили картинки (Колобок, Лиса, Заяц, Волк, Медведь, Царевна-Лягушка).

- Этих героев можно встретить в сказках.

- Автор и народ.

- Народ.

- Народная сказка.

Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.

Познавательные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника. Уметь выражать свои мысли.

3. Постановка цели и задач урока.        

«Открытие» детьми новых знаний.

4. Работа по теме урока

        

Постановка цели и задач урока.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Работа по сказке «Колобок»

-Давайте поиграем в игру «Лишний Герой».

- Найдите лишнего героя. Почему вы так считаете, докажите. https://cloud.mail.ru/public/LNxb/iegxWeTmF

https://cloud.mail.ru/public/N8DE/FS15WnwFZ

https://cloud.mail.ru/public/KLAt/1V7ffCjj3

https://cloud.mail.ru/public/8ik9/uYDKQrnJg

https://cloud.mail.ru/public/6Wvx/SF3chkc2S

https://cloud.mail.ru/public/4KG7/zdkAEgtCS

- На доске дотронься и убери лишнего героя.

- Назовите оставшихся героев.

- Из какой они все сказки?      

-Кто догадался о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Почему именно эту сказку мы сегодня будем вспоминать? Какие у вас будут предположения?

Учитель читает задание.

-Прослушайте загадки и дайте ответ (работа в группах)

Загадка для 1 группы:

Серый попрыгунчик, ушками прядунчик.

Всех боится он в лесу –и медведя и лису,

Только вот, наверняка, не боится Колобка. Кто это?

Загадка для 2 группы:

Все время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк, кто скажите это - …

Загадка для 3 группы:

Этот зверь, хоть есть хотел, да остался не у дел:

Из-за косолапых ног Колобка поймать не смог. Кто это?

Загадка для 4 группы:

Эта рыжая плутовка Колобочка съела ловко. Кто это?

Физминутка.

У медведя дом большой

А у зайца маленький.

Наш медведь пошел домой

А за ним и заинька

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем

- Тихо садимся за парты, продолжаем нашу работу. 

- Герои все разные. А определить, какие они, дать им характеристику, нам поможет каждая группа.

Игра «Найди лишнее».

 - Посовещайтесь в группах и дайте характеристику своим героям. Для этого откройте синие конверты с изображением вашего героя, достаньте карточки со словами.

- Определите лишние слова, а оставшиеся помогут охарактеризовать вашего героя.

В конвертах слова: трусливый, хвастливый, добрый, смелый, хитрый, ласковый, изворотливый, простодушный, доверчивый, сильный, грозный, глупый, умный, ленивый, злой.

- Слушаем 1 группу.

- Слушаем 2 группу.

- Слушаем 3 группу.

- Слушаем 4 группу.

- Ребята, а чем закончилась эта сказка?

- Почему с Колобком случилось это несчастье?

- Мог ли быть у этой сказки другой конец?

- Каким ему нужно было бы быть, чтобы спастись от хитрой лисы?

- Лишняя Царевна-лягушка, потому что она из другой сказки.

Представитель той группы, которая первая справится с заданием, выходит к интерактивной доске и проверяет выполненную работу (Лягушка лопается).

- Колобок, заяц, волк, медведь и лиса.

- Из русской народной сказки «Колобок».

- Мы будем вспоминать сказку «Колобок».

-Все сказки чему-то учат, и мы, наверное, тоже будем искать, чему учит это сказка.

Зайчик

Волк

Медведь

Лиса

Дети выполняют упражнения.

(Руки поднять вверх, подъем на носочки).

(Приседание на корточки, руки вытянуты вперед).

(Переступая с ноги на ногу)

(Прыжки)

(Прощальные движения рукой)

Дети садятся за парты

Дети открывают синие конверты, достают карточки со словесными   характеристиками героев, совещаются в группах, убирают неподходящие характеристики, из остальных собирают ответ. По готовности группа берётся за руки и поднимают руки вверх, отвечает один человек.

Заяц: простодушный, трусливый, добрый, глупый.

Волк: простодушный, смелый, глупый, сильный, доверчивый, злой.

Медведь: добрый, простодушный, глупый, сильный, доверчивый, грозный, ленивый.

Лиса: хитрая, изворотливая, ласковая, умная.

- Лиса съела Колобка.

- Потому что он был непослушным, доверчивым. Если бы он не убежал из дома, с ним бы такое не произошло.

- Колобок мог убежать от лисы.

- Он должен быть спортивным, быстро бегать, ловко прыгать, уметь кувыркаться.

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока

 совместно с учителем.

Личностные:

внимательное отношение к окружающему миру и умение связывать свой личный жизненный опыт.

Познавательные:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, умение

слушать и понимать речь других,

выражать свои мысли

Регулятивные:

соотносить выполненное задание с ранее изученным материалом.

Познавательные:

умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные:

умение работать в группах, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

5. Динамическая пауза

Релаксация, снятие напряжения, эмоциональный подъём, смена видов деятельности

- Ребята, давайте все вместе проведём спасательную операцию «Колобок».

- Выполняем спортивные упражнения под музыку вместе с колобком.

- Молодцы!

- Ребята, а какой у нас следующий урок?      

-Там вас ждёт увлекательная эстафета, где вы сможете побыть Колобком; пройти все испытания и спастись от лисы.          

 Дети приседают, наклоняются, прыгают и т.д.

-Урок физической культуры.

Личностные:

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

6.Рефлексия

Вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.

- А теперь давайте подведём итог нашему сегодняшнему занятию.

- Какую сказку мы сегодня вспоминали?

- Вы говорили, что все сказки нас чему-то учат. Так чему нас научила эта сказка?

- Всё верно.

- Ребята, у вас на партах лежат колобки, выберите своего колобка, покажите, какой у вас колобок, веселый или грустный?

- А что надо делать, чтобы Колобок был весёлый (чтобы на лице была радость)?

- Надо стараться.

- Наша спасательная операция окончена. Мы придумали свой конец сказки, Колобок вернулся домой, а на уроке рисования мы попробуем нарисовать, как ему удалось спастись.

Мне было очень приятно работать с такими умными, дружными спасателями.

Спасибо, ребята.

Урок окончен.

Сейчас вы переодеваетесь в спортивную форму.

- Русскую народную сказку «Колобок».

- Быть послушным, заниматься спортом.

Показывают.

Дети отвечают.

Похвала всем активным ребятам по фамилии и всех остальных за участие.

Регулятивные:

Оценка как выделение и осознание того, что освоено

Личностные:

Самооценка,

самоанализ своих успехов, развитие познавательных интересов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...