Конспект урока 3кл Ф. И. Тютчев «Листья»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»
(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)
Цели урока:
- Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».
- Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.
- Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.
- Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.
- Формировать у учеников поэтический слух.
- Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.
- Учить третьеклассников отвечать на вопросы.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Учить детей выразительному чтению.
Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Подготовка к первичному восприятию.
У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.
- Из чего составлены букеты?
- А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?
- Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?
- А что хорошего в другом букете?
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».
Запись на доске: Федор Иванович Тютчев
«Листья».
- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?
- Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.
III Первичное чтение.
Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.
Федор Иванович Тютчев
«Листья»
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
IV Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что особенно запомнилось?
- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?
- Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)
V Вторичное чтение.
Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».
VI Анализ.
- Есть ли здесь прием сопоставления?
- Что с чем сопоставляет автор?
- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?
- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.
- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.
- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?
- А как это «торчат»?
- Почему именно «торчат»?
- Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?
- Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».
Запись на доске: олицетворение
- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.
- Почему зелень «тощая»? Это какая?
- А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?
- Перечитайте вторую строфу стихотворения.
- Кто это «мы»?
- Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?
- Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».
Запись на доске: перифраз
- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?
- Это одна из особенностей его поэзии.
Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.
- Как это «цветем», «блестим», «гостим»?
- Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.
- Почему «красное лето»?
- Где можно увидеть красный цвет летом?
- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)
Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.
- Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?
- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.
- В конце второй строфы стоит знак препинания «!..» Федор Иванович дает читателю возможность самому додумать, что же еще делали листья летом. Продолжите вторую строфу, придумайте, чем еще листья могли заниматься летом.
- Прочитайте, что у нас получилось.
- Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?
- Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?
- Перечитайте третью строфу.
- С какого слова она начинается?
- Это противительный союз «но». Далее автор уже не сопоставляет лиственные и хвойные деревья, а противопоставляет их друг другу.
- Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?
- Что значит «отпели», «отцвели»?
- Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?
- Как это «даром»?
- А куда они хотят улететь?
- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?
- А в какой мир хотят улететь листья?
- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 3. Двоемирие.
- Перечитайте последнюю строфу.
- «Буйные» это какие?
- В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».
Запись на доске: эпитет
- «Докучные» это какие?
- К кому обращаются листья?
- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?
Запись на доске: 4. Наличие обращений.
- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.
- Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.
Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.
- Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.
- Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)
- Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Запись на доске: 6. Большое количество повторов.
- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?
- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?
- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?
- Как вы думаете, почему?
- Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?
- Что вы можете сказать о рифме?
- Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.
Запись на доске: I, II, III строфы IV строфа
А А -
Б Б
А В -
Б Б
В - Г
Г Д
Д - Г
Г Д
- Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.
- А почему автор их не зарифмовал?
- Рифма подтверждает наши догадки?
- Скажите, а листья тихие, они молчат?
- Произнесите звуки листьев.
- Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?
Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].
- Звуки подтверждают наши догадки?
- В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.
- Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])
- Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?
- Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.
Учитель читает четвертую строфу.
- Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)
- Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?
- И звуки подтвердили наши догадки.
- Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?
- Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.
- Итак, мы увидели, что в стихотворении связаны между собой значения слов, звуки, рифма, цвета, знаки препинания. Но все эти взаимосвязи сразу увидеть нельзя. Мы разгадывали загадки этого произведения и открывали его «тайны» постепенно. Многочисленные и разнообразные взаимосвязи произведения объединены его смыслом и настроением.
- Куда же хотят улететь листья?
- Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.
VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.
- С каким чувством будем читать первую строфу?
- Попробуйте так прочесть.
- Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?
- Перечитайте ее, выразив эти чувства.
- С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?
- Прочтите так.
- Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?
- Давайте хором прочитаем эту строфу.
- Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.
VIII Домашнее задание.
- Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.
Список использованной литературы:
- Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2ч. Ч 2 / Авт.-сост. Л. А. Ефросиньина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2003, – 160 с.: ил.
- Овчинникова А. Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. На примере работы с лирическими образами природы // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 29-34
- Первова Г. М. Подготовка к уроку чтения //Начальная школа. – 1994. –
№ 10. – С. 26-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья. Изобразительное искусство, 1 класс ( В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина)...
Конспект урока ИЗО: "Рисование с натуры листьев"
Конспект урока с презентацией....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....
Конспект урока + презентация "Что это за листья" (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока чтения Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…» 2 класс
Конспект урока чтения...
Конспект урока по теме " Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»
урок изучения нового материала. проводится в 3 классе, УМК "Перспектива"...
Конспект урока чтение 3 класс. Тютчев Еще земли печален взгляд
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выводы в...