Личностно ориентированный подход в обучении чтению первоклассников.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

В учебном материале разработаны тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами, описаны факторы, влияющие на скорость чтения и пути их преодоления, даны рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Кореновский район

муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение

средняя общеобразовательная школа №17им К.В. Навальневой

Личностно ориентированный подход в обучении чтению первоклассников.

Из опыта работы учителя начальных классов

                                                       ТАТАРЕНКО НИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ

                                                   

г. Кореновск, 2018г.

Оглавление

I Введение

II Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

2.Чтение блоков.

3.Отработка дикции.

4.Развитие оперативной памяти.

5.Интонационная разминка.

III.Факторы, влияющие на скорость чтения, и пути их преодоления.

  1. Природный темп деятельности.
  2. Регрессия- возвратные движения глаз.
  3. Малое поле зрения.
  4. Низкий уровень организации внимания.
  5. Слабо развитая память и маленький словарный запас.
  6. Неумение найти главное в тексте.
  7. Артикуляция.

IV Рекомендации родителям для формирования интереса к чтению у детей.

I Введение.

Произошли значительные изменения в сфере образования: изменилась его цель, а вместе с целью, ориентирующей  на развитие личности ребенка, гуманизацию образования, претерпело и претерпевает изменение содержания обучения. Оно не может ограничиться тремя компонентами – ЗУН.

Содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения, навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи – операций по усвоению знаний – вот то новое, что постепенно вносится в практику школы. Поэтому основной моей задачей в данной         работе является показ конкретной реализации деятельности при обучении и формировании навыка чтения, способов, средств и форм работы с учетом индивидуальных особенностей первоклассников. Своеобразие чтения  состоит в том, что оно является не только предметным, но и общеучебным навыком, умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.

На протяжении некоторого времени исследованием совершенствования чтения занимались и занимаются большое число психологов,  лингвистов, психолингвистов: М.И. Оморокова, В. Зайцев, В. Кушнир, Н. Светловская, О. Джежелей. Каждый из этих ученых разработал свою концепцию исследования данного вопроса.  Анализ данных работ говорит о том, что проблему совершенствования чтения решить можно. Ребята могут достичь беглого, выразительного чтения с соблюдением государственных образовательных норм.

Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить условия, обеспечивающие успешное, продуктивное совершенствование чтения первоклассников.

Объект:  процесс формирования и совершенствования чтения учащихся.

Предмет: педагогические условия, способствующие эффективности формирования и совершенствования навыка чтения средствами, различными приемами и упражнениями на уроках литературы.

Я предполагаю, что процесс формирования и совершенствования навыка чтения младших школьников будет успешным, если:

- Будет разработана и логически выстроена система упражнений, направленных на активизацию мыслительных процессов, на развитие четкости произношения, на развитие оперативного поля чтения и памяти, зрительной памяти, на развитие гибкости чтения вслух и молча, на антиципацию отдельных слов, предложений, учитывающая индивидуальные склонности и возможности младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2. Составить, разработать и опробовать систему упражнений, направленную на формирование и совершенствование навыка чтения;

3. Рассмотреть авторские концепции совершенствования навыка чтения;

Научная новизна: состоит в том, что разработаны теоретические положения по эффективному использованию методических приемов, форм работы на литературе в развитии навыка чтения младших школьников.

Практическая значимость:  разработанная система упражнений может использоваться в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

II Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

    Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Для решения этой задачи нужно вести работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

   Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтении, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя пять последовательно выполняемых упражнений.

1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

2.Чтение блоков.

3.Отработка дикции.

4.Развитие оперативной памяти.

5.Интонационная разминка.

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И. Т. Федоренко и учебнику «Я расту» О. В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

  Для проверки эффективности этой работы я проводила ежемесячный контроль над техникой чтения учащихся, начиная со II полугодия 1класса (Приложение№1).

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

   В книге М. Л. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

   Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений.

Задуй свечу.

-Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

-Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

-Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

-Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором).

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха)

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок можно использовать так называемые распевные упражнения.

Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам

В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах

Напишите в воздухе молча свое имя. Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами. Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Великан. (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.)

  1. Чтение блоков.

    Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений разбит на 9 блоков- это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний(2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.

(Первая группа блоков.)

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ап ар ах! ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ох ош уж ум ус ух!

     

3.

     ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же за

     ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

     не ни но ну по ра ре си су та те

     та то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че! чу! ша!

     щи бр-р-р кшш... тшш... тсс...

     

     ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!

     га-га-га! да-да-да! эй-эй!

        ну-ну! то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

        ба-ба дя-дя па-па ма-ма

При прочтении этих  блоков, полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога и отрабатывать различные варианты звучания слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и третий. Аналогичную работу можно провести со словосочетаниями ха-ха-ха!, да-да-да!.

         Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, какой слог в слове ударный.

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов

(Вторая группа блоков)

        При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам,

Ага                бай                сам                шар                пах

Аут                баз                бык                бэр                вон

выя                дар                дом                бей                ели

ему                Зея                сею                уже                зал

ива                тик                хил                зим                лиф

тих                бия                кар                лих                люк

ляп                миф                мул                мыс                мэр

нас                нет                нищ                нот                гну

бой                лом                сон                ост                лот

мох                бош                пол                Юра                рек

оси                суп                эта                тел                тот

эту                тыл                сюз                ума                муж

кум                рус                дух                Уфа                Уфу

уха                ухе                чеу                чуб                шаг

щит                эхо                юга                ТЮЗ                юму

дюн                яды                яку                мял                яма

Яна                яро

Аа-ага-яга-ява-Яна

ад-сад-суд-сед-дед-бед

ай-бай-рай-лай-лей-лес

ам-сам-эам-там-нам-наш

ар-шар-кар-кур-рук-рак

ах-пах-пат-мат-мад-май

ау-ату-туш-уши-шин-шит

4.

ау-аут-шут-шуб-шум-ума

ба-баз-балбел-беег-бес

бы-бык-бот-кот-лот

бэ-бэр-бор-бур-бут-бус

во-вон-вот-воз-зол

вы-выя-выл-вил-вал-дал

га-газ-гаи-уаз-азы-азу

да-дар-дыр-рыб-раб-рыл

до-дом-дон-док-око-мод

ей-бей-пей-пел-пил-пир

ел-ели-дел-мел-сел-тел

ем-ему-тем-там-том-сом

ея-Зея-шея-шеи-шею-шеф

ею-сею-сою-пою-пой-поп

же-уже-ежу-еду-ежи-жив

за-зал-зав-зам-зад-зуд

иа-ива-Ира-Раф-риф-рис

ик-тик-так-мак-лак-Тит

ил-хил-вил-жил-зил-бил

им-зим-ими-иди-или-ила

ИФ-лиф-лие-лук-луч-луб

их-тих-тис-тип-туп-топ

Ия-бия-яик-яки-яги-гид

кА-кар-жар-жир-жор-гор

ли-лих-тих-тех-мех-мох

Лю-люк-кки-Луи-луц-лиц

ля-ляп-лэп-лип-лис-сил

ми-миф-мир-мор-мур-муз

му-мул-нул-луг-луч-куч

мы-мыс-мыт-мот-мое-мой

мэ-мэр-рем-ром-рос-рощ

на-нас-сан-сап-нес-сел

не-нет-нее-ней-нем-ним

ни-нищ-нив-нов-ног-Ной

но-нот-тон-той-тор-тощ

ну-гну-гни-ген-вен-вен

ой-бой-бои-мой-мог-мол

ом-сом-лом-том-ком-пом

он-сон-кон-тон-оно-они

ос-ост-сто-дос-дом-ома

от-лот-пот-мол-тот-рот

ох-мох-мух-охи-ахи-мах

ош-бош-бот-бог-бок-бок

по-пол-пал-мал-дал-жал

ра-Юра-эра-рак-рок-роз

ре-рек-век-вак-ваз-воз

5.

си-оси-сив-сиг-миг-маг

су-суп-сук-сок-ток-так

су-сук-суп-щуп-щук-щек

та-эта-эра-раб-рад-род

те-тел-тол-вол-дол-дел

то-тот-тутаут-кут-кум

ту-эту-туя-туф-тур-бур

ты-тыл-пыл-пол-гол-год

тю-тюз-тоз-туз-узы-зуб

уа-ума-ура-мак-рак-так

уж-муэ-луж-лыж-пыж-паж

ум-кум-ком-кот-кол-кал

ус-рус-усы-сыр-сер-сет

ух-дух-худ-уха-ура-ума

фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил

фу-Уфу-фут-Фет-фен-фон

ха-уха-хам-рам-Рим-ран

хе-ухе-ухо-хор-ход-вод

че-чек-кэч-кож-жэк-жук

чу-чуб-чур-Чук-чик-чин

        Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечиваются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Чтение буквосочетаний

 со стечением нескольких согласных в конце слова

(Третья группа блоков)

Бокс                борт                борщ                верх                волк

гонг                диск                Ейск                зюйд                Иезд

Лувр                люфт                лязг                лярд                морж

нерп                порт                корт                пунш                Рижт

шурф                щедр

Акт                акр                барс                болт                Вахш                винт

герб                горд                горн                ГОСТ        гурт                дерн

зонд                зонт                корт                лифт                лярд                морж

пуст                путч                ринг                ромб                рост                сорт

фонд                форт                цинк                шарф                шест                шелк

Фразы для чтения

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

6.

Чтение однослоговых слов

со стечением согласных

в начале слова

(Четвертая группа блоков)

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветным мелом.

Блок                блях                барк                взор                ВГИК        вжик!

влип                враз                врач                вред                все                втуз

где                глуп                граф                грач                грех                гриф

джаз                дни                дней                дроф                друг                ждал

жрец                звон                злой                зной                знак                клев

клич                клуб                клюв                ключ                кляк                КМА

Фразы для чтения

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных

однослоговых слов

(Пятая группа блоков)

Вверх        взмах                взнос                взмыл        вклад

гвалт                тракт                Днепр        Днестр        дрозд

монстр        перст                пёстр                пункт                склад

смысл        спорт                столб                страж                треск

хвост                Холмс        штамп        штурм

Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учебе.  Объясняя значения слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

 

Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков.)

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объем зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых еще не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией.

7.

Аббат        бедных        браво                велю

абсурд        без фар        брикет        венки

Аган                белый        бронза        верни

ажур                бизон                бронхит        верхи

Акбар        беркут        броню        весна

Фразы для чтения.

Я вверх вез хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

 ( Седьмая группа блоков.)

При чтении слов данной группы необходимо еще раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,

Как внизу другие сели

И запасы наши съели.

        Далее для чтения предлагаются пары слов:

Сели-съели                прием-объем

Сёмка-съёмка        веду-въеду

приезд-съезд        взял-изъял

Фразы для чтения

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт-быть                ест-есть                вонь-вон

гость-ГОСТ        мел-мель                даль-дал

ел-ель                пусть-пуст                кровь-кров

плот-плоть                тронь-трон                рис-рысь

Фразы для чтения

Не лезь вглубь- там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

        На следующем занятии предлагаются для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.

Бабе-бабье                семя-семья

Коля-колья                чего-чьего

дарю-Дарью        браня-враньё

8.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

(Восьмая группа блоков.)

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеется. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская        датская        домашний

акция                деньжата        артистка

амплуа        дибазол        ассорти

знание        водная        вольница

горячка        заморозь        епископ

изморозь        качели        лошади

коробка        корзина        машина

материя        медная        муравьед

общество        озлоблен        ошибка

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.

На небе ни тучи-быть жаре.

Чтение слов, словосочетаний

 и фраз без ограничения возможных

 речевых трудностей.

 (Девятая группа блоков)

Апрельская                Ломоносов                полширины

базальтовый        обыкновенный        эссенция

зеркальный                падчерица                фамилия

знаменитая                недобропорядочность

диапазон                революция                энтузиазм

3. Отработка дикции.

        Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

        Сенька с Санькой вез Соньку на санках.

        Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

        В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

        Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на  каждом занятии добавлять новую. Для отработки четкого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Я называю такое чтение «с разбега». И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать  и новую строчку.

        Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на

8.

санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава.

Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

        Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку,  про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.

        От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.

        Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит не гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

        В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг пред ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.

        От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

        Тень- тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу. Маланью- болтунью, что молоко болтала, выбалтывала да не выболтала, а дала Ромаще сыворотку из- под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло да в рот не попало! Вот вам и сказка, а вам бубликов связка!

        Мамаша Ромаше дала сыворотку из- под простокваши, просто сыворотку из- под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец-молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да еще пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал- болтал, молол- молол, язык болтает, а голова не знает.

        Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

        Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопатая, да ума небогато. Пойдет- не дойдет, сядет да вздремнет, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнет да присвистнет, присвистнет, да проснется, проснется да вновь свернется: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живет: себе не гож, да и людям не пригож.

        С чем ты к нам пришел: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?

  1. Развитие оперативной памяти.

        Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью

9.

зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения- чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь.

III Факторы, влияющие на скорость чтения, и пути их преодоления.

    Личностно ориентированная модель основана на умении педагога, имеющего арсенал приемов, методов, форм, выделить из них те формы методы, которые ложатся на данного ребенка, ориентируя его на успех.

    Развитие навыка чтения необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Для этого нужно знать трудности, которые тормозят скорость чтения.

    1.Природный темп деятельности. (скорость, с которой работают все психические процессы). Для медлительных и утомляемых детей я использовала тестирование (Приложение №3). Берем карандаш и, держа руку на весу, поставим точки в каждом квадрате. Работа в квадрате 5 секунд. Команда: начали (через 5 секунд), дальше … Считаем среднее арифметическое:

если 16 точек и меньше- значит ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Скорость чтения (при условии, что читает целыми словами) для него это норма, следовательно заставлять его читать быстрее ставит его в стрессовую ситуацию. Результатом медлительности могут являться родовая травма, наследственность. (Результаты тестирования в приложении №3)

16-20 точек -это нормальный средний темп деятельности.

20 и более- умеет и может работать быстрее.

    Если разница между 1-ым и 6-ым квадратами составляет 10 и более точек, то ребенок утомляем.

    Для преодоления трудностей, связанных с природным темпом деятельности, я заимствовала из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко три типа упражнений. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все эти упражнения проводились не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики(каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Скорость чтения у всех детей разная, поэтому я не задавала одинаковый по объему отрывок, а ориентировалась на один и тот же промежуток времени. После того, как текст осознан и осмыслен учениками, предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать в течении одной минуты. При повторном чтении этого же отрывка дети отмечают увеличение темпа чтения, что вызывает положительные эмоции у учащихся.

    Можно и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки). Затем можно перейти к третьему упражнению: чтение текста медленне, но выразительнее. При переходе на незнакомую часть текста происходит чудо- ребенок продолжает читать бегло и выразительно.

     2.Тормозит скорость чтения и регрессия- возвратные движения глаз. Вырабатывается физиологическая привычка глазного яблока перечитывать еще и еще

10.

раз. Для преодоления трудностей

1.Использовала в работе с детьми рамку ( Приложение №4). Такую рамку двигают с прочтением с каждым разом ускоряя движение руки;

2.Далее отводила время для жужжащего чтения. При этом 3мин. учащиеся читают вслух с использованием решеток. ( Приложение №5). Решетка-прямоугольник, вырезанный из плотной бумаги размером 10*15см. В прямоугольнике вырезанные окошки 1*8см. Ширина перегородок от 4до 6мм. При чтении решетки накладываем горизонтально на читаемую часть страницы. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы

11.

текстов, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл. Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания;

3.Необходима отработка дикции. Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. В приложении №6 даны скороговорки в развернутом виде. Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Так в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп сохраняется.

     3.Одной из причин низкой скорости чтения является малое поле зрения участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию, то есть ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить

1) путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит шире глядеть, то есть одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов. Для тренировок можно использовать упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанцевым в его книге «Можно читать быстрее». Для тренировок я заготовила таблицы размером 7,5Х5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различались количествам знаков в мелких квадратах. Сначала мы работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака, затем три знака и наконец переходили к таблицам со смешанными знаками (Приложение №7). Работа с этими таблицами проводилась следующим образом: на уроке русского языка во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90с. Скорость считывания у всех была разная- от 2до6 знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3-4 знака.

2) Приведу еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо называть буквы, размещенные на боковых линиях.

3)На уроках математики при изучении темы «Нумерация» я использовала цифровые таблички, которые решали две задачи: расширение поля зрения, обучение порядку

11.

следования чисел при счете.

4)Используя методику зрительных диктантов Федоренко, на уроках русского языка работу вела по-своему. Подбирала предложения с орфограммами по теме урока ( возможно на месте орфограммы пропуск), ученик

а) читал и б) объяснял изученные орфограммы, подчеркивая, в) читают орфоэпически все ученики, г) записывают по памяти, д) проверяют написанное, подчеркивая орфограммы.

4 Низкий уровень организации внимания замедляет темп чтения. Поэтому начинать работу над скоростью чтения нужно с развития внимания, этому способствует так называемое «фокусирование» различного рода картинок, карточек, предметов.

Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке- «сфокусировать». Такую работу проводила с первого класса, используя следующие задания:

1)Найдите лишнюю букву (а, о, в, у, и)

2) Найдите лишний слог (бо, но, ро, мы, со)

3) Найдите лишнее слово ( река, речка, ручей, ручка, ручеек; слон, лев, мак, тигр; мала, моль, мела, мила)

5. Слабо развитая память и маленький словарный запас так же замедляют темп чтения.

Я глубоко убеждена, чтобы читать быстро, надо читать много. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

В моем классе дети ведут дневники читателя, в которых каждый день фиксируют о прочитанной дополнительной литературе такие сведения ( автор;

название книги; краткое содержание; время, затраченное на чтение). Введение графы- подпись родителей, способствует поддержанию связи родитель- ребенок- учитель. На родительских собраниях прошу родителей слушать чтение ребенка или просить рассказывать содержание произведения. Эта взаимосвязь несомненно способствует улучшению техники чтения.

6. Одним из факторов, мешающих быстрому чтению является неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное. В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение»чтение- разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом. Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом. Ценность этим упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух уверенно.

7.Артикуляция (проговаривание) тормозит скорость чтения. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат

12.

(уши). Некоторые при чтении шепчут или шевелят губами. Читатель таким образом не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли. Но попытка рано избавиться от внутреннего проговаривания может привести к своего рода «аритмии», к «запоминающемуся» чтению, когда связка между внутренней и внешней речью  то устанавливается, то исчезает. А это мешает самому маленькому читателю, ему не хочется читать, запинаясь, может расхотеться читать вслух. Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения:

а) чтение со счетом слов (детям предлагаю плотно сжать губы и зубы, читать только глазами как можно быстрее, считая про себя слова текста, но после чтения ответить на вопросы к тексту;

б) чтение с речевыми помехами: ученик читает текст про себя, одновременно, напевая знакомую песенку;

в) чтение с простукиванием ритма, выученного заранее;

г) чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

13.

IV Особенности формирования навыка чтения

у детей (рекомендации для родителей)

Самое благоприятное время для обучения ребенка чтению (психологи называют это «сензитивный период») – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в основном развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения, подготовлен к воспроизведению письменной речи артикуляционный аппарат.

Однако формирование навыка чтения происходит не у всех детей одинаково быстро, поэтому родителям стоит запастись терпением и помочь ребенку научиться читать. Для этого нужно:

  1. Чтобы ребенок захотел читать, он должен понять, что это необходимо. Если в доме есть красочные, привлекающие внимание книги, то такое желание возникнет скорее. Не пугайтесь, если сначала ребенок будет только рассматривать картинки в этих книгах.
  2. Для отработки навыка чтения необязательно сидеть за столом: это скучно и утомительно. Очень полезны совместные игры, в которых ребенок должен выполнять задания, записанные на специальных листках-«секретах». Например, ребенок читает записку: «Сделай пять шагов вперед и два шага влево, протяни руку вперед и на столе под книгой увидишь следующее задание». Ребенок находит следующее задание, выполняет его, так несколько раз. В результате он должен обнаружить какой-то сюрприз: сладости, игрушку. Таким образом, ребенок тренирует навык чтения и в то же время осознает, что этот навык необходим в жизни. Можно совместить игру с реальностью, например, поиграть с ребенком в почту на настоящем почтовом отделении, предложив ему там прочитать или написать телеграмму, или по пути домой предложить первокласснику читать вывески и рекламные плакаты.
  3. Не заучивайте наизусть тексты, заданные для чтения дома. Не читайте по пять раз одно и то же. Для хорошего прочтения достаточно двух раз. Лучше используйте свободное время на другие упражнения, способствующие формированию навыка чтения.
  4. Развесьте по комнате слова, которые наиболее часто встречаются в учебных текстах. Научите ребенка обращать внимание на эти слова и быстро их читать.
  5. Предложите ребенку для чтения книжку с коротенькими текстами, чтобы он за один раз мог прочитать целый текст.
  6. Очень полезно выполнение интересных заданий из детских журналов, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.
  7. Тексты объемные читайте вместе с ребенком: один абзац читает ребенок, другой читаете вы. После чтения не забудьте спросить, все ли понял ребенок.
  8. Не торопите ребенка, не читайте с ним на скорость, лучше отработайте навык выразительного чтения, научите его делать правильную интонацию. Впоследствии это поможет ему освоить пунктуацию русского языка.
  9. Если в тексте, который читает ребенок, встречаются незнакомые слова, посоветуйте ему обратиться к словарю, приучите его делать это систематически. Для этой цели в доме должны быть толковый словарь и словарь иностранных слов.
  10. Помните, что формирование навыка чтения связано с логопедической готовностью ребенка. Если вы заметили какие-то логопедические проблемы: трудности прочтения сложных слов, перестановка слогов, замена букв, обратитесь к специалисту-логопеду.                
  11.  Навык чтения находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики  руки. Организуйте для ребенка занятия, развивающие мелкую мышцы кисти руки: лепку из пластилина, штриховка, вырезание мелких деталей, работу с мелкими деталями конструктора, вязание, вышивание. Хорошо, если одновременно ребенок будет рассказывать, что он делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».

Статья по теме  "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...

Личностно-ориентированный подход в обучении

Выступление на ШМО учителей начальных классов....

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...