уроки литературного чтения
план-конспект урока по чтению на тему

Болтачева Татьяна Петровна

Сценарии уроков чтения для использования в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  с. Елизаветино

Аткарского района  Саратовской области

Разработка урока литературного слушания
в 1  классе

Тема:

Мир сказок

ШАРЛЬ ПЕРРО
 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

                  Подготовила: учитель начальных классов

                                                Болтачева Татьяна Петровна

2015-2016 учебный год

Предмет: литературное чтение

Класс: 1  

Авторы учебника: Л.А.Ефросинина 1 класс.  УМК «Начальная школа 21 века».

Тема урока: слушание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

Дидактическая цель:  введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: создать условия для   восприятия  произведения  на слух и воспроизводить его фрагменты  в собственной речи;

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач;

продолжить работу по развитию устной речи; обогащать словарный запас;

развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения; воспитывать нравственные качества;

Планируемые результаты:

  • Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
  • Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями  художественного текста.

             Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.

Познавательные: применяют модели для получения информации,

Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, парный, фронтальный.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся: тетрадь на печатной основе, разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки - самоделки, маски волка и Красной Шапочки

План урока:

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

Ничего ты не забудь:

Отправляемся мы в путь!

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

- Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы узнаете, какая это сказка.

1. Как только Кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их. Потом положил в мешок капусты, закинул мешок на спину и пошел в лес, где водилось много кроликов.

2. И хотя этот мальчик  действительно был ненамного больше пальца, умом он во сто раз превосходил какого-нибудь переростка. Братья и даже отец часто обращались к нему за советом.

3. Жил-был однажды человек, у которого водилось множество всякого добра, но, к несчастью, борода у этого человека была синяя, и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги. 

4. Бабушка Красной Шапочки жила на другой стороне леса, через который к ее домику вела длинная извилистая тропинка. Каждую неделю Красная Шапочка вместе с матерью навещали бабушку и приносили ей корзинку с гостинцами.

5. Опечаленный, стоял принц наверху лестницы и уже собрался уходить, как вдруг заметил что-то внизу. Это была туфелька, которую потеряла прекрасная незнакомка.

-Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? ( Сказки)  

А какую цель мы должны поставить перед собой? –Внимательно слушать сказки.

Как вы думаете, что общего у этих сказок? (автор)

Правильно. А кто автор этих сказок?  - (Шарль Перро)

Рассказ учителя: Шарль Перро - французский сказочник.
Впервые выпустил свои сказки в 1697 году.
В это время Ш.Перро было 68 лет. Он решил подписать сборник «Сказки матушки Гусыни» именем своего одиннадцатилетнего сына.
 Сказки Шарля Перро  стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времён, памятником национальной культуры.

А вот узнать, с какой сказкой мы познакомимся сегодня, вы сможете, выполнив задания в парах. (собирание паззла) – «Красная шапочка»

III. Постановка учебной задачи.

-Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться  воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

IV. «Открытие нового знания»  (слушание художественного произведения)

V. Первичное закрепление.

1.Эмоционально - оценочная беседа.

- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

- Докажите, что прослушанное произведение сказка?

- Почему сказка называется “Красная Шапочка?”

2. Изготовление модели обложки. (выбор из 3 предложенных)

Физкульт минутка

3.Словарная работа.

- Вспомните и назовите слова, которые вам  запомнились, непонятные для вас.

- Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.

На доске запись:

деревня

 дровосеки

 мельница

 башмачки

 

- Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

4. Характеристика поступков героев

-В любой сказке есть сказочные герои, давай те их еще раз назовем.

-Какие из них положительные, а кто отрицательные?

-Давайте попробуем дать характеристику всем героям сказки.

Упражнения в чтении.

Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги и прочитать “цепочку” слов.

На доске:

http://festival.1september.ru/articles/506032/img5.gif

VII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Театрализация.

- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Учащиеся инсценируют диалог волка и Красной Шапочки.

Раскрашивание картинки в тетради (стр. 22)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). – продолжи предложение

- Мы сегодня слушали…                      

 Мне было интересно….

- Автор этой сказки….

- Сказка «Красная Шапочка» учит нас….

- Я бы посоветовал Красной Шапочке….

- За работу на уроке я бы похвалил….

- Я бы посоветовал быть более активным…    

  Самооценка по слайду.

Ребята, где вы можете взять и прочитать сказки Шарля Перро?

- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Аткарского района Саратовской области

Сценарий урока

литературного чтения в  4 классе

(автор-составитель учебника  Л. А. Ефросинина)

Тема урока: И.А. Бунин  «Листопад»

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией         Н.Ф. Виноградовой

                                                                                                                   Выполнила: учитель начальных классов

                                                               Болтачева Татьяна Петровна

                                                               

                                                                 2014-2015 учебный год

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».
  2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
  3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
  4. Развивать образное мышление, речь, воображение.
  5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  6. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
  7. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах,  высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

    Тип урока:  урок  получения новых знаний

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование

Основной приём: беседа

Формы работы.  Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная

Место урока в учебном плане.  Второй  урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Оборудование.

Для учителя:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).
  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  3. Пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Видео.
  4. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации и видеоклипа. Слайдовая презентация по теме «И. А. Бунин. Листопад»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс. №2» (авт. Л.А. Ефросинина)
  3.  Альбомные листы для создания книжки-малышки.

I. Организационный момент. (слайд 2)

Задача: настроить уч-ся на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
         


- Мы начинаем  урок литературного чтения.

- Как вы думаете, ребята, глядя на заставку презентации, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы детей: читать, рассуждать, анализировать стихи, находить рифмы, строфы и. т.д.)

  II. Сообщение  целей урока (слайд 3)

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.

-Ребята, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

- А также ответим на главный вопрос – для чего И.Бунин написал это стихотворение?

1. Выступление заранее подготовленных детей.

1-й ученик: Иван Алексеевич Бунин  родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец.  Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
   Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

2-й ученик: В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернулся  домой, потому что за обучение платить было нечем.
 Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

2. Слово учителя об И.А.Бунине.
   Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
   В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

    В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

   В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина. (слайды 4-8)

 

III. Подготовка к первичному восприятию.

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

- Что вы услышали в музыке?

-Что почувствовали?

-Что представили себе, пока слушали музыку?

  Эта пьеса называется «Октябрь».

- Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

IV. Работа над первичным восприятием стихотворения «Листопад».

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

 -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. 

- Какие чувства вы испытали?  Какое настроение стало у вас?

- Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

V. Проверка первичного восприятия стихотворения.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

1. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения. Исследовательская деятельность.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь?

-Кто главный герой этого стихотворения?

- Что это за слово – листопад? Докажите.

- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова.

-С каким чувством поэт описывает лес?

    2. Составление модели обложки (творческая работа) – слайд 10

- Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?

-Назовите жанр, тему этого произведения.

- Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый)

- Оцените себя, как вы справились с заданием

VI. Постановка учебно-практической задачи.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление.

Задача: проанализировать текст  стихотворения, научиться читать выразительно.

-Вы прослушали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?(найти средства художественной выразительности, объяснить незнакомые слова, рифмы и т.д.)

VII. Вторичное чтение.

Задача: отобрать необходимый материал для работы, найти новые непонятные слова.

Задача: определить правильность и понимания произведения и поставленной задачи.

-Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова.

   1. Чтение учащихся стихотворения про себя.

   2. Словарно-лексическая  работа   ( слайд 11)

 - Объясните значение слова завороженный.

- Подберите синонимы к словам:
Лиловый -

Золотой –

Багряный -
Лазурь –

VIII. Чтение стихотворения с анализом.

Задача: прочитать текст стихотворения и найти художественные средства.

- Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях.(читает ученик) - слайд 12

   

   1. Чтение по частям. Анализ каждой части. Работа над анализом средств художественной выразительности.

-Первое художественное  средство -  сравнение (чтение по четверостишию, анализ)

- С чем сравнивает поэт лес?
Найдите и зачитайте этот отрывок.   - Что такое терем? (ищем в толковом словаре)

- С чем ещё сравнивается лес? (со стеной)  Сравнения, употреблённые в этом отрывке -

Ёлочки, как вышки;  просветы в небо – оконца; паутина – как сеть из серебра; мотылёк – точно белый лепесток;  

Работа в тетради (стр.    упр.1 ) – найти и подчеркнуть сравнения

Эпитеты  - слайд 15

2 часть  до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» (10 строк)

-С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

-Что говорит о елочках?

-Какие еще деревья автор увидел в осеннем лесу?

-Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы?

-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

-Кто хозяйка терема?

Докажите словами текста.

-Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

-Кто такая вдова?


Почему говорится «тихой вдовой»?

-Какой прием использует автор, называя Осень - вдовой?

-Докажите, что использован прием олицетворения.

3 часть  до слов «Стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной».

- Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

-Автор рисует паутинку, похожую на серебряную сеть.

Докажите.

- А когда бывает много паутины?

- А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"…

-А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

- Давайте и мы послушаем листиков шуршанье.

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

-Прочитайте последние строчки.

Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

IX. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

    Ветер тихо клён качает

    И листочки обрывает.

    Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад.

X. Подготовка к выразительному чтению.

-На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?

- Как вы думаете, как будем читать это стихотворение – радостно или грустно?

-Логические ударения поставьте самостоятельно.

XI. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте выразительно стихотворение вслух.

- Оцените свою работу.

XII. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

Задача: определение главной мысли стихотворения, организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.

- А теперь скажите, о чем это стихотворение?

- Кто написал это стихотворение?

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?

-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

-Что можете сказать о поэте, как о человеке?

-Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).

XIII. Домашнее задание.

1. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

2. Творческая работа «Проба пера» р.т. стр.38 задание 5

XIV. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

-У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!