К.Паустовский "Кот- ворюга"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Доготарь Марина Васильевна

К.Паустовский "Кот- ворюга" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya.pptx353.47 КБ
Файл moy_urok_1.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательно слушайте- все услышите! Внимательно смотрите- и все увидите! Думайте и все обязательно получится!

Слайд 2

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. Речевая разминка

Слайд 3

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

Слайд 4

ВОР – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения ВОРЮГА – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи

Слайд 5

Главные герои рассказа Рыжий кот Ворюга Автор рассказа Рувим Деревенские мальчишки Лёнька Куры и петух

Слайд 6

1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. 2 ряд – Находит описание действий и поступков кота. 3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.

Слайд 7

1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.

Слайд 8

2 ряд – обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

Слайд 9

3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

Слайд 10

Выдели главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга» Кот Васька слушает и ест. Знает кошка, чьё мясо съела. Кошке игрушки , а мышке слёзки. Доброе слово и кошке приятно. Страшнее кошки зверя нет .

Слайд 11

«Продолжи фразу» Я понял, что… Мне захотелось…. Я научился….

Слайд 12

1. Пересказ рассказа «Кот-ворюга» 2. Подготовить устный рассказ о коте 3. выразительное чтение самого смешного отрывка Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга- 2 урок.

Цель:создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Задачи: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно- познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

 Познавательные действия:

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- формулировать несложные выводы;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

Регулятивные действия:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником;

- умение работать в парах.

Коммуникативные действия:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и  работе в парах;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебники.

 Тип урока: комбинированный.

Форма работы: групповая, индивидуальная, словесная, фронтальная.

Ход урока

Этапы урока и деятельность учителя

1

Мотивационный этап.

- Раз, два, три - слушай и смотри,

    - Три, два, раз - мы начнём  урок сейчас!

   - Какое главное правило на уроке?

Внимательно слушайте- все услышите!

Внимательно смотрите- и все увидите!

Думайте и все обязательно получится!

Удачи!

 Садитесь.

2

2. Речевая разминка. (Скороговорка)

Давайте разомнемся сначала.

Чтение новой скороговорки

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке

3

4

3. Актуализация знаний:

1) С произведением какого автора мы начали знакомство?

(Константин Георгиевич Паустовский.)

- Какое произведение К. Г. Паустовского мы начали с вами читать? («Кот ворюга)

- Что это сказка или рассказ? Почему? (Рассказ – небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких реальных событиях в жизни героя.).

- Автор рассказа был участником этих событий, которые происходили в небольшой деревушке.

- Ясно ли из названия рассказа, кто является главным героем? (кот)

- Как его называют в рассказе? (вор, ворюга)

- Что означают эти слова? (человек, который ворует, преступник, занимающийся кражами)

-Как еще называют кота в рассказе? (это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит)

- Кто еще были героями рассказа?

• Автор рассказа (К. Паустовский)

• Рувим (друг писателя Р. Фраерман, писатель)

• Деревенские мальчишки

• Лёнька- сын сапожника

• Петух Горлач, куры

Дайте каждому из них краткую характеристику.

Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями

Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.

Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.

- Как выглядел кот в начале рассказа? (рыжий, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста)

Физминутка «Это про меня»

«Да» - хлопать над головой

«Нет» - хлопать за спиной

- У него бесшумная походка…

- У него прекрасный нюх…

- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Он умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Его называют другом человека…

- Он умывается собственной лапкой…

4 Работа над темой:

Сегодня мы продолжим работу над рассказом.

 Как вы думаете, почему кот изменился? Отчего раньше он был ворюгой?

5

5 Ответы на вопросы

Анализ текста

- Чем кормили кота?

- Какой благородный поступок совершил кот?

- Как стал вести себя кот? Изменился ли его характер?

6

Работа по рядам.

        - Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)

1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.

2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.

3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.

- Время работы – 4 минуты.

Проверка.  

1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.

- Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?

- Какие чувства он у вас вызывает?

Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

2 ряд обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

- Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?

- Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?

- Понравился ли вам кот? Почему?

Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.  

3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.        

- Нравится автору кот?

- Осуждает он его?

- Почему кот так поступает?

Вывод:  кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения.  

7

Ромашка

 

Простые вопросы. Какие изменения произошли в  поведении кота и  как его назвали ребята? Милиционер.

Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый,  мирный, кот- хозяин, кот – защитник).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота?

Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?

Оценочные вопросы.  Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?

Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота?

8

8. Творческая работа.

- Встречались ли вам в жизни подобные истории?

- Как вы поступали в таких случаях?

- Напишите синквейн.

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг

 9

9. Какое из предложенных выражений может стать главной мыслью рассказа, главной идеей.

• Кот Васька слушает и ест

• Знает кошка, чье мясо съела.

• Кошке игрушки, а мышке слезки.

• Доброе слово и кошке приятно

• Не все коту масленица.

• Ночью все кошки серы.

• Страшнее кошки зверя нет.

- Но добрыми должны быть не только слова, но и наши поступки (накормить голодную собаку, бродячую кошку)

Спешите делать добро. Так как добро побеждает зло. За воровство «кота наказали добротой» его накормили вдоволь впервые в жизни.

10

 Итог занятия.

Рефлексия «Продолжи фразу»

Я понял, что…

Мне захотелось….

Я научился….

11

Домашнее задание ребята вы сегодня такие молодцы. Мы постарались ответить на все поставленные нами задачи.  Дома  1) приготовить пересказ 2) подготовить выразительное чтение самого смешного эпизода; 3) подготовить устный рассказ о коте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.

Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"...

К.Паустовский "Кот-ворюга"

Презентацию можно использовать при работе над произведением....

К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....

К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...

Знакомство с рассказом К.Паустовского "Кот Ворюга"

План-конспект урока по литературному чтению в 3классе. Базовый учебник: УМК "Планета знаний" Э.Э.Кац....

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти  его положительн...

Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"

Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....