мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Хоменко Вера Григорьевна

Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_voryuga._k._paustovskiy.pptx1.77 МБ
Microsoft Office document icon kot_voryuga.doc219 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский « Кот- ворюга »

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 3

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы

Слайд 4

Таруса

Слайд 5

Мещерские места

Слайд 8

словарь Отчаяние Кукан Заросли Плотица Лаз Шиворот Подпалины Бухало Припадок – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. – частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место. – небольшая пресноводная рыба – узкое отверстие, через которое можно пролезть. – за ворот, за воротник. рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. – производить сильный и глухой звук. – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Слайд 9

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб

Слайд 10

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Слайд 11

Кот попался этим же вечером

Слайд 12

Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,

Слайд 13

Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга» Надо накормить бездомных животных Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них о ни станут нашими верными друзьями Жадность и воровство всегда будут наказаны «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент - Экзюпери

Слайд 14

Домашнее задание - Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке. подготовить рассказ от имени кота.



Предварительный просмотр:

Цели урока:

1. Представление учащимся русского писателя К.Г. Паустовского

2. Знакомство с особенностями прозы и её языка;

3. Освоение содержания рассказа и его нравственных уроков

Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран.

Приложение 1 – презентация «Паустовский».

Ход урока

Организационный момент

Вступительная часть урока

На экране демонстрируются портреты знакомых писателей(А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Н.Носов, С.Я Маршак. и.т.д. Проводится игра «Узнай и назови писателя» Портрет К.Г. Паустовского показывается последним.

- Кто это?

- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.

Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране.

Ученик. (На экране фотографии К.Г. Паустовского,украинская деревня, г.Киев в начале XXв.)

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

Ученик. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского)

К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу)

Знакомство с произведением

Прочитайте про себя рассказ и ответьте на вопросы, которые появятся на экране

Дети читают.

- О чём этот рассказ?

- От какого слова образовалось слово «ворюга»?

- Назовите главных героев рассказа.

Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.

Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.

Учитель: Рассказ «Кот-ворюга» написан в этих местах.Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку. (На экране – лесная деревушка)

Работа с текстом

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

Работа в группах

Назовите героев рассказа.

(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)

Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями

Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.

Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.

Выразительное чтение с ответом на вопросы

Учащиеся по одному читают отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.

Вопросы могут быть самые разные…

- Отчего люди пришли в отчаяние?

- Как часто кот воровал?

- Каким был кот в начале рассказа?

- Почему его назвали Ворюгой?

- Что воровал кот?

- Почему куры лежали на солнце и стонали?

- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

- Как поймали кота? …..

Творческая работа учащихся

Подтвердите правильность следующих утверждений (на экране):

1. Паустовский– писатель-пейзажист

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.

2. Историю кота нам рассказывает сам Паустовский

Рассказчик – молодой человек, отличавшийся дружелюбием,любовью к природе. Он очень любил мещерские места, любил бывать в деревнях.Владеет силой народного языка.

3. Согласны ли вы с изречением: Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый

В рассказе «Кот-ворюга» про Леньку написано: Он славился бесстрашием и ловкостью. Он единственный из героев рассказа предлагает исправить характер кота добрым поступком, накормить его как следует.

4. В роли кота - ворюги может оказаться любой человек

У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

Итог урока

- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке.

Домашнее задание: подготовить рассказ от имени кота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-презентации и конспекты уроков по творчеству К.Паустовского

Произведения К Паустовского изучаются на уроках литературного чтения по всем УМК. Данные презентации и конспекты уроков были использованны на уроках литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока К, Паустовский "Растрёпанный воробей"

Конспект урока в 3 классе по К, Паустовскому "Растрёпанный воробей" с презентацией...

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Конспект урока. К.Паустовский «Нравоучительный смысл рассказа Кот Ворюга»

Формируемые УУД: Познавательные УУД:        формирование умения определять значение слов и обосновать свое мнение; анализировать «героев» произведения; о...