Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Самохина Валентина Григорьевна

В данной разработке представлена групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_razdelu_russkie_pisateli.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по разделу "Русские писатели».

Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;
  • развитие коммуникативных навыков школьников.
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать целыми словами, выразительно;
  • знать произведения русских писателей;
  • уметь выражать своё отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока;
  • развивать  познавательные способности учащихся.

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
  • понимать смысл пословицы, соотносить их с жизненными ситуациями.

Оборудование: презентация;

 иллюстрации с изображением персонажей произведений;

карточки  с отрывками из произведений писателей;

рисунки  учащихся к изученным произведениям.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Будем грамотно читать,

Чтобы много, много знать!

- Ребята, а что мы будем читать? (Книги)

- Кто для нас пишет книги? (Писатели)

II. Самоопределение к деятельности.

Учитель. Мы называем писателей великими, потому что все они написали много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

   Мы называем писателей русскими, потому что все они любили все русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - они горячо любили свой русский народ.

   А сейчас послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь.

Учитель. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила внука с русской народной поэзией.

Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок. Написал пять замечательных сказок, которые знают и любят взрослые и дети. Кто этот писатель?

ДетиАлександр Сергеевич Пушкин.

Учитель. Молодцы, ребята!

Учитель. Имя следующего поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.

Учитель. О каком поэте - баснописце идёт речь?

Дети.  Иван Андреевич Крылов.

Учитель. Молодцы, ребята!  

Учитель. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов.

Учитель.  Кто этот писатель?

Дети. Лев Николаевич Толстой.

 Учитель.  Верно, ребята! 

 - А теперь соотнесите портрет писателя с его Ф.И.О. 

На экране (презентация) портреты  писателей. (Слайд 2)

- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.

- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам  ( командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас три команды: «Знатоки», «Эрудиты», « Знайки». За выполнение заданий вы получаете баллы — золотых рыбок. Какая команда набирает рыбок больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание «Знатоки русской литературы»

III. Работа по теме урока.

  1. Задание «Знаешь ли ты авторов произведений?» (Слайд 3,4,5)
  2. Задание «Доскажи словечко»

- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.

- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.

- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие.

Задание команде «Знатоки» (Слайд 6)

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание команде «Эрудиты» (Слайд 7)

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе, 
У старухи новое … (корыто).

Задание команде «Знайки» (Слайд 8)

Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).

Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).

Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).

- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?

- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?

3. Задание «Отгадай произведение». (Слайд 9)

- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.

- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?

- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках.

- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения, сказать название и автора.

Задание команде «Знатоки»

1. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали,

зубов не было. Иногда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали

его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

(Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»).

2. Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку

И хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты собрался?» – «В школу». – «Ты еще

Мал, не ходи», - и мать оставила его дома.

( Л.Н.Толстой «Филипок».)

Задание команде «Эрудиты»

3. Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали ее везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими

голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.

(Л.Н.Толстой «Котёнок».)

4. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. (И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».)

Задание команде «Знайки»

5. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. ( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

6. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».)

Физкультминутка

4. Задание «Мы актёры» (инсценировка эпизода из произведения ).

- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.

1-я команда «Знатоки» - А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство".

2- я команда «Эрудиты» - И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Кумушка, мне странно это: 
Да работала ль ты в лето? 
Говорит ей Муравей. 

До того ль, голубчик, было? 
В мягких муравах у нас - 
Песни, резвость всякий час, 
Так, что голову вскружило. 

3- я команда «Знайки» - Л.Н.Толстой «Филипок»

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя.

Филипок сказал;

— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.

Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

-Костюшка. Я  бедовый, я  сразу  всё  понял. Я страсть  какой  ловкий!

- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание.

5. Задание «Какому произведению соответствуют пословицы ?»

- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда  вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела «Русские писатели», которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать.

Задание команде «Знатоки»

Много хочешь – последнее потеряешь.

Делу время – потехе час.

Задание команде «Эрудиты»

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание команде «Знайки»

Один за всех, а все за одного.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

6. Задание «Знаешь ли ты, что обозначают  выражения...?» (Слайд 10)

- Ребята, читая произведения в разделе «Русские писатели», мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?

- Кто из вас помнит, как они называются?

- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений.

Задание команде «Знатоки»

Пленяет грозного царя.

Злой тоской удручена.

Задание команде «Эрудиты»

Заедает она пряником печатным.

В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Задание команде «Знайки»

Они играли подле амбара.

Старик ловил неводом рыбу.

- Ребята, вы молодцы,хорошо запомнили значение устаревших слов.

- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?

IV. Рефлексия. (Слайд 11)

Выберите и продолжите любое предложение.

  1. На сегоднешнем уроке я узнал...
  2. На этом уроке я  похвалил  бы  себя  за...
  3. Сегодня  я  сумел...

V. Подведение итогов урока.

Выставка рисунков учащихся.

- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.

- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?

- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?

- Если вы захотите прочитать другие  произведения этих авторов,  то их вы найдёте  в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также  в  библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...