Урок литературного чтения на тему "К.И.Чуковский "Айболит""
материал по чтению (1 класс) на тему

Самойленко Юлия Олеговна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корней Иванович Чуковский 1882 – 1969

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 ф е д о р а н и к о л а й б а р м а л е й м о й д о д ы р к р о к о д и л п у т а н и ц а т е л е ф о н

Слайд 4

Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма От гиппопотама!»

Слайд 5

И встал Айболит, побежал Айболит, По полям, по лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Слайд 6

И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: «Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезём!»

Слайд 7

Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит, И, как большой пароход, Тебя повезу я вперёд!»

Слайд 8

И сейчас же с высокой скалы К Айболиту спустились орлы: «Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезём!»

Слайд 9

А в Африке, а в Африке, На чёрной Лимпопо, Сидит и плачет в Африке Печальный Гиппопо.

Слайд 10

А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула На солнышке лежит. Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток Зубки болят!

Слайд 11

Но вот, поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «Да здравствует милая Африка!»

Слайд 12

Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит, Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят, И ставит, и ставит им градусники.

Слайд 16

1. Болен – лечись, здоров – 2. Здоровье дороже 3. Обед без овощей, что праздник без 4. Здоровье сгубишь – новое 5. Питайся правильно, и лекарство 6. Двигайся больше – проживешь дольше денег музыки не пригодится не купишь берегись



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема : К.И.Чуковский «Айболит»

Цель: формировать интерес младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения.

Оборудование: карта полушарий; картинки с изображением машинки, парохода, самолета; выставка книг, портрет и цитаты К.И.Чуковского; раздаточный материал; мультимедийное оборудование.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Биография К.И.Чуковского

-В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей Родины – России, и который заслужил у ребят почетное звание «дедушка». Жил человек, чьи стихи, сказки и загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, который родился в 1882 году, которому 31 марта 2017 года исполнилось бы 135 лет…

Слайд 1.

Кто знает имя этого человека? Это Корней Иванович Чуковский, настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Чуковский испытал немало горя. От болезни умерла его младшая дочь Мурочка, во время войны погиб сын Борис, сын Николай тоже умер раньше отца. Но дом Чуковского в Переделкино всегда был открыт для всех нуждающихся людей.

-Он был поэтом-сказочником и сочинил много сказок.

Выставка книг

-Какие сказки К.И.Чуковского вы слышали или читали сами? (Мойдодыр, Федорино горе, Муха Цокотуха, Айболит, цыпленок, Телефон, Краденое солнце)

-Все эти книги написаны К.И.Чуковским для детей. А еще он был переводчиком и переводил с английского на русский рассказы и стихи.

-Одной из книг К.И.Чуковского в этом году исполнилось 88 лет. Сейчас мы будем разгадывать кроссворд и узнаем, что это за книга.

Слайд 2.

  1. Какая героиня сказки Чуковского произносила эти слова?

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать. (Федора)

  1. Назовите настоящее имя К.И.Чуковского ? (Николай)
  2. О ком эти строчки? Отгадайте кто это.

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает,

Он страшное слово кричит:

«Карабас!Карабас!Пообедаю сейчас!»(Бармалей)

  1. Из какой сказки эти строчки?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде-

Вечна слава воде! («Мойдодыр»)

  1. Из какой сказки эти строки?

Плачут Тотоша с Кокошей:

«Папочка, ты нехороший:

Даже для глупой овцы

Есть у тебя леденцы.

Мы же тебе не чужие,

Мы твои дети родные,

Так отчего, отчего

Ты нам не привез ничего?»(Крокодил)

  1. Из какой сказки эти строки?

Кому велено чирикать-

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать-

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушкам под облаком!(Путаница)

  1. Из какой сказки эти строки?

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень!(Телефон)

-Прочитаем хором ключевое слово. (Айболит)

4.Из истории создания «Айболита»

-Скажите, ребята, как вы думаете, доктор Айболит-вымышленный герой, придуманный автором? Или Чуковский знал такого доктора и посвятил ему эту сказку?

К.И.Чуковский знал такого доктора, им был Цемах Шабад. Чуковский два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильнюс, где жил доктор, по делам.

Цемах Шабад был врачом и ученым. Они не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг и ворон. И все пациенты его беззаветно любили. Поэтому и неудивительно , что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский пишет :

  1. «Был это самый добрый человек, которого я знал. Придёт к нему худенькая девочка он говорит ей  «Ты хочешь, что бы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока». И по утрам я замечал выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему но и приносили больных животных .»
  2. «Как- то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Доктор вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудесно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»»

Слайд 3.

-А еще в центре Вильнюса сейчас стоит памятник, который изображает именно этот эпизод : девочка протягивает доктору раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада.

5.Просмотр видеофрагмента из сказки

А сейчас мы вспомним, как начинается сказка «Айболит».

Физкультминутка

7.Путешествие в Африку

-И вот наш главный герой Айболит. Скажите, что вы можете о нем сказать? Каким он был? Звери решили его поздравить, а мы должны им в этом помочь. Давайте прочитаем телеграмму, которую они ему прислали (ученики в парах восстанавливают текст телеграммы и читают). «Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери »

Но прежде чем доктор тронется в путь, надо вспомнить, как он добирался до Африки и помогал больным зверям. Сейчас на экране будет появляться картинка, а вы к ней должны подобрать отрывок из текста.

Слайд 4-12

Дети читают отрывки из текста к рисункам.

-И вот наш Айболит отправляется в гости в Африку. Посмотрите какой путь он должен проделать.(Прикрепить на карте звездочку откуда он выезжает и флажок куда прибудет).

-Вот наш Айболит мчится на машине. (Прикрепляется значок машины)

Слайд 13.

-Закройте глаза и послушайте, что он слышит по дороге (стук дятла).

-Доктору Айболиту особенно приятно было услышать этот стук. Как по-другому называют дятла? Почему? («Лесной доктор» - питается насекомыми и их личинками, которые живут под корой дерева и вредят ему.)

-Но на пути море. И нам предстоит новое испытание.

Слайд 14-15

-Вспомните каких животных лечил Айболит в Африке? (бегемот, страусята, слоны и носороги, акула (зубастая), кузнечик, тигрята, верблюжата)

-Посмотрите на доску. Назовите, каких животных лечил Айболит.

-Проверим

-Теперь наш герой плывет дальше по морю. Закройте глаза и послушайте шум волн, плеск воды. Море позади, а горы впереди. Преодолеем препятствие, и доктор Айболит окажется в Африке.

Слайд 16.

Надо восстановить пословицы и поговорки о здоровье. Тут есть начало, а надо подобрать конец. Прочитаем начало каждой пословицы. А теперь конец. Кто составил первую пословицу? (обсуждение, ответ)

-Вы справились с этим заданием, и доктор уже летит на самолете (значок самолета)

-Но доктор Айболит не может приземлиться: надо расчистить площадку.

Сейчас я задаю вам вопрос, вы отвечаете, находите это слово в буквенном квадрате и зачеркиваете его.

  1. Как называют врача который лечит животных?(ветеринар)
  2. Как Айболит узнал о больных животных в Африке?(телеграмма)
  3. Что ставил Айболит больным зверям?(градусник)
  4. Как по-другому можно назвать гиппопотама ? (бегемот)
  5. Как звали акулу в сказке? (каракула)
  6. Какое слово всегда твердил Айболит?(лимпопо)
  7. Под какое транспортное средство попал зайчик?(трамвай)
  8. Чем угощал доктор больных зверей?(шоколад)

-И вот доктор в Африке. Он приземлился, и посмотрите, как рады звери.

8.Подведение итогов

Слайд 17

-Вы справились со всеми заданиями, доктор Айболит у своих друзей, все рады. Доктор и звери всех угощают шоколадом.

А дома я вам предлагаю нарисовать рисунок, который хотели бы подарить доктору Айболиту и его друзьям.



Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=92cdf82e776aa726cf71b9796058a81f&n=33&h=215&w=287https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0419de08e7dc2daec14d1088f82029bb&n=33&h=215&w=282https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0686/000215dd-e5c6149d/hello_html_492f2ea0.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0686/000215dd-e5c6149d/hello_html_492f2ea0.jpg

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери.

http://www.wunschzimmer.ch/wp-content/uploads/2013/01/44808779_Flugzeug1.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0686/000215dd-e5c6149d/hello_html_492f2ea0.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0686/000215dd-e5c6149d/hello_html_492f2ea0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...