Технологическая карта урока (учитель начальных классов МБОУ « Белореченская СОШ» К.В. Колпакова)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

 Ксения Владимировна Колпакова

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Тема

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolpakova_urok.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учитель начальных классов МБОУ « Белореченская СОШ»  К.В. Колпакова)

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Тема

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш»

Цель

создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш»

Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.; развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей; учить детей анализировать, делать вывод,

развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь.

воспитывать любовь и бережное отношение к животным

Формируемые УУД

Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,

Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Оборудование

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Экранно-звуковые пособия:

презентация

   

Этап урока

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Формируемые  УУД

Примечания

1 Мотивационный

Слущают стихотворение

Проговаривают скороговорки

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Меня зовут  Ксения Владимировна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего рабочего настроения.

Итак, приступая к нашей работе, мы проведем речевую разминку. 

В этом нам помогут скороговорки, которые лежат у вас на столах. Что такое скороговорка? (скоро говорить)

Значит , вы должны прочитать громко, чётко и быстро

Прочтите их сначала вполголоса…., а затем вслух…. ( 30 сек).

Какое сегодня число – 23 января. Итак, начинает читать номер 23.

Какой номер продолжает?

Итак,  мы  готовы приступить к уроку?

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота…

Сердец (пауза) ДОБРОТА.

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета;

-воспитывать культуру поведения

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

1 слайд

Слайд 2

2 Целеполагание

Учащиеся объясняют значение слов.

Отвечают на вопросы учителя.

О доброте, о дружбе животных и людей мы сегодня  начнём читать рассказ.  

- Вы  заметили, что вам представлена выставка  книг.

-Обратили вы внимание на автора этих книг?

- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Сейчас, я не много о нем расскажу.

Мамин–Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве.

Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Аленушке. Дочка выросла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки все, чтобы ей жилось хорошо. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам ее прочитать.

- А какое произведение  автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, расшифровав слово. Возьмите листы с пляшущими человечками и разгадайте в парах это слово.

-Что за слово у вас получилось? (приемыш)

- Как вы думаете, что означает слово приёмыш?

Из словаря Ожегова Приемыш- Приёмный сын или приёмная дочь.

-мы сегодня с вами узнаем, а каком же приёмыше пойдёт речь в этом рассказе?

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку

Выставка книг

Слайд 3 (фото автора)

Приложение 1 (пляшущие человечки)

Словарь Ожегова

Слайд 4(словарная работа)

3 Планирование

Физминутка

Дети читают самостоятельно карточки предложенные учителем,работают в парах, отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свой выбор.

Слушают аудиозапись

Отвечают на вопросы учителя.

 

Анализируют текст

Повторяют движения за учителем

Отвечают на вопросы, рассуждают

Заполняют таблицы

Анализируют текст

Работают у доски

Подводят итог проделанной работе на уроке

Просматривают видеоролик

Перед тем как начнем читать, в тексте нам встретятся незнакомые слова

Слова на карточках: протока, Сайма , бобыль, божья тварь и их значения (соедините стрелочками)

Протока- речной проток

Сайма-рыбацкая стоянка

Бобыль- одинокий человек

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

-прочитайте, что у вас получилось

Откройте учебники на  стр. 76, следите по тексту и слушайте аудиозапись.

- Внимание!

Мамин-Сибиряк писал давно, ещё  в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним

- Слушаем 1 часть ( после прослушивания)

- какие чувства

-какой эпизод затронул

- Встретились непонятные слова и выражения?

(Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет)

-От чьего лица ведется повествование?

- Где происходят события?

- Кто герои?

Кто такой Тарас? Соболько?

Физминутка

Лебеди летят,

крыльями машут.

Прогнулись над водой,

качнули головой.

Прямо и гордо

 умеют держаться,

Очень бесшумно

 на воду садятся.

Повторить 2 раза

 

-А в этом рассказе, кто является приемышем?

- Здесь лебедь – сирота, почему?

(Остался без обоих родителей)

- А теперь проверим, внимательные ли вы читатели,

-По ходу работы с текстом постарайтесь заполнить табличку.  

-Как лебедь попал к Тарасу? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой) 

А почему он это сделал?( ему стало жалко)

Значит он какой?( добрый)

-какие ещё поступки Тараса помогают понять, что он добрый человек? -найдите в тексте


- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался) 
- Как Приемышу жилось у Тараса? (хорошо, он и кормил, выпускал плавать, к собаке лебедь привык) 

-какие слова вы отнесли к Тарасу? (бобыль, Князь князем)

- А что вы можете сказать о Соболько?

 (Пёстрая, Умная, Лучший друг человека )

-какие слова вы отнесли к Лебедю?(умная, гуляка, Божья тварь, Гордая, Настоящая, Царская )

- я вам предлагаю  дополнить характеристику главных героев

-из данных слов на доске подберите подходящие к каждому герою

-работать будем по рядам:

1р- характеризует Тараса( милосердный, добрый, светлая душа)

А какие бы еще слова вы подобрали?

2р- Соболько

А какие бы еще слова вы подрали?

3р- Лебедя

- как вы понимаете слово особенная птица?

-а вы что-нибудь знаете о жизни лебедей?

- А вы хотите ещё узнать об этих необыкновенных птицах?

Итак,  интересные факты об этих птицах

Для вас любознательные…

На столах лежат тексты, (тексты на столах)

- что вас удивило? ( слушаем).

- К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Лебедь».

 Видеоролик

-как думаете, удалось ли композитору с помощью нот  передать образ этой «благородной, царской птицы»?

 - А,  Как вы думаете, каким будет продолжение этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

- хотите узнать, как закончил свой рассказ автор?

- продолжение этого рассказа вы узнаете на следующем уроке

Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: обосновывать свое мнение. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения

Регулятивные :осуществлять самоконтроль;- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить высказывания в рамках учебного диалога.

Приложение 2 (карточки со словарной работой)

Приложение 3 (аудиозапись)

Слайд 5(название рассказа)

Слайд 6(физминутка)

Приложение 4 (таблицы)

Приложение 5 ( интересные факты из энциклопедии о лебедях)

Приложение 6 (видеоролик)

4 Самоконтроль

Заканчивают предложения

Оценивают свою работу на уроке.

-Наш урок подходит к концу, Закончите предложения:

1. Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

2. Меня удивило…

3. Рассказ помог понять…

4.Для меня было сложным…

Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо поработали.

-вы доказали, что вы умные, внимательные, творческие и любознательные ученики

- Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

-а вы совершали добрые дела в своей жизни?

Оцените свою работу на уроке, используя белых и черных лебедей:

Белый- отлично поработали на уроке,

 узнали много интересного, захотелось прочитать до конца

Черный- было трудно, но интересно

А теперь «пустите плавать на озеро» своих лебедей

-посмотрите, какое красивое озеро у нас получилось

-если люди по-доброму будут относиться к природе, то она ответит им тем же

Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

Домашнее задание

Записывают д/з в дневники

Запишите домашнее задание к следующему уроку литературного чтения.

По выбору:

Выразительное чтение рассказа с. 76-84 

Написать сказочное продолжение этой истории.

Всем спасибо за урок, До свидания!

Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш»

Регулятивные:- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Слайд 7 (д\з)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Карта результативности учителя начальных классов МБОУ "СОШ№4" г. Альметьевск

В этом документе показаны результаты за последние 5 лет работы в начальной школе....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Сборник уроков учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярский край

В сборник вошли разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярского края...

Пример оформления технологической карты для учителя начальных классов

Данный образец поможет учителю правильно и эстетично оформить технологическую карту урока....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»

УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...