Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Леухина Светлана Михайловна

Тема урока: Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Литературное чтение 4 класс    29.01.2018г.

Учитель начальных классов МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка» Леухина С. М.

Тема урока: Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Цель: развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Задачи:

1. Образовательная:

Продолжить работу над содержанием произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», выявлением главной мысли рассказа. Учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки.

2. Развивающая:

Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста, умение прогнозировать текст. Развивать устную речь, воображение, внимание, творческие способности, интерес к чтению, умение работать с текстом, учебной книгой. Формировать навык правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения.

3. Воспитательная:

Воспитывать нравственные качества и нравственные убеждения через анализ содержания художественного произведения, чувство ответственности за свои поступки, коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Материал для чтения: Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

Оборудование урока: портрет Б.С.Житкова; выставка книг по произведениям Б.С.Житкова; иллюстрации к тексту; учебник литературного чтения, карточки для постановки учебной задачи; листы самооценки для обучающегося с ОВЗ.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Органиционный момент

Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Ролевая игра.

Выборочное чтение.

Метод стимулирования интереса к учению.

Метод самоконтроля (цветокоды).

Метод самостоятельной деятельности учащихся:

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа;

самостоятельная работа;

работа в статистических парах.

Используемые технологии:

технология создания ситуации успеха на уроке;

личностно-ориентированные.

Формируемые компетентности:

коммуникативная компетентность (диалог);

коммуникативная компетентность (продуктивная парная коммуникация);

компетентность разрешения проблем.

2.Актуализация опорных знаний

1) Об авторе

- Кто автор произведения, прочитанного вами дома?

- Что вы о нем раньше знали?

- Кто еще нашел информацию о Житкове?

Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги): Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.

2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

Тестирование. Работа в парах.

Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” - “+”, “неверно” - “?”.

“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко”

“Я заснул с радостью”

“Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”

“Я ночью даже слышал какую-то возню”

“Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

3.Целеполагание

Я предлагаю вам послушать стихотворение М.Цветаевой. Оно небольшое по объёму, но в нём заключён важный смысл.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!

(М.Цветаева)

В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, не воспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром.

Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.

4.Совместная деятельность по достижению цели

 Что было неясно при чтении?

Лексика:

Корма – задняя часть судна

Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом

Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

- Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”?

- Постановка проблемы

- Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?

(Дети высказывают свое мнение)

- Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце урока.

- Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения.

- Анализ содержания произведения

1) От чьего имени идет повествование?

- Назовите предмет его обожания.

- Прочтите, как выглядит пароходик.

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония. Используйте их для ответа на вопрос.

- Какое из данных средств художественной выразительности отметили

(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

5.Первичное закрепление достигнутых целей

2) Ролевая игра

- Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

- Как будет бабушка разговаривать с внуком?

- А внук?

- Кто сможет сыграть эти роли?

(Дети играют)

- Как называется разговор двух героев?

(Диалог)

- Ребята справились с ролью?

3) Фантазии Бори

- Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.

(Дети читают вполголоса: “… И, наверное, в нем живут человечки…”)

- Каким вы представляете героя?

(Фантазер, исследователь.)

- Проследим, как развиваются его фантазии

Выборочное чтение:

“… тихонько зашуршало…”

“… дать им конфетку…”

“… отломить от леденца кусок…”

“… Я положил хлеб…”

“… хотел взять, намочить чернилами…”

- Что еще использует Боря в своей фантазии?

(Обман)

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Оценка поступка героя

- Чем заканчивается история? Прочитайте об этом вполголоса: “… А потом вскочил с постели как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.

Игра “Репортаж с места события”

- Кто ведет репортаж?

(Корреспондент.)

- Кто еще участвует?

(Свидетели, очевидец события.)

- Что они должны делать?

(Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

- Что можно использовать для ответов?

(Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

Корреспондент:

- Что вы увидели на месте события?

- Слышал ли он какие-то звуки?

- Как он узнал, что внутри тихо?

- Где он взял нож и для чего?

- Легко ли ему было поднять палубу?

- Как поступил Боря?

- С какой целью он это сделал?

- Увидел ли он кого-либо?

- Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?

- Ребята справились с диалогом?

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) Графическая мимика:

- Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?

(Это его мимика)

- Какая?

- В каком месте рассказа у героя был восторг?

- В каком месте рассказа – печаль?

- Кто и почему изменил ему настроение?

2) Вернемся к проблеме

- Зачем автор написал рассказ?

(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

(Не нарушать данное слово)

Возьмите свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета.

«могу» - зелёный

«сомневаюсь» - жёлтый

«пока не могу» - красный

1. Можешь назвать героев рассказа?

2. Можешь охарактеризовать главного героя?

3. Можешь пересказать рассказ?

4. Можешь сказать, чему учит рассказ?

5. Удалось заглянуть во внутренний мир героя? (Для ребёнка с ОВЗ)

Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.

Автор нам не рассказывает о том, какой будет реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?

8. Задание на дом

 Дома вы сами придумаете концовку рассказа, решив проблему - сумеет ли мальчик исправить свою ошибку?

2 вариант – рассказать о реликвии в вашей семье.

9.Рефлексия

Какое открытие сделали на уроке?

Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко- каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям не возможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом.

Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет? И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции.

Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...