Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шаповалова Елизавета Сергеевна

Тема урока: "В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии). Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shapovalova.doc66 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

1. Ф.И.О. студента: Шаповалова Елизавета Сергеевна.

2. Класс:  2 «В»   Дата:  25.10.17  Предмет: Литературное чтение.

3. Тема урока:  В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).

4. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

5. Планируемые результаты:

а) предметные: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст. (Пр);

б) личностные: умение высказывать своё отношение к событиям и героям; умение выражать эмоции. (Л);

метапредметные:

в) познавательные: умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике; умение находить вопросы в тексте; умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; (П);

г) регулятивные:  умение прогнозировать работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; (Р);

д) коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение правильно оформлять свои мысли; умение работать в паре; (К).

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Елизавета Сергеевна. Присаживайтесь.

Приветствие.

Ф

2. Актуализация знаний.

- Прозвенел  звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

Урок чтения у нас!»

- Произведения какого  раздела учебника  вы читаете?

- Какие произведения вы читали на прошлых уроках?

Проверка д/з. Выразительное чтение стихотворений об осени (стр. 72-75).

- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения. (3-4 человека). Проверим домашнее задание.

- Какое было домашнее задание? Сейчас проверим, как вы выполнили д/з.

Положительный настрой.

Люблю природу русскую. Осень.

Выразительно прочитать стихотворения об осени.

Ф

И

И

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами. Вам необходимо в парах посовещаться, и выбрать подходящие по смыслу и рифме слова. Я даю вам на работу 2 минуты.

Жёлтое солнце на землю ……...

Жёлтый подсолнух за солнцем ….  

Жёлтые груши на ветках ….   .

Жёлтые листья с деревьев … .

- Теперь давайте  посмотрите, что получилось у вас.

- Кто может прочитать выразительно полностью стихотворение? (2-3 чел)

- Я сейчас даю вам 2 минутки, чтобы вы попробовали выучить это стихотворение. Кто готов рассказать наизусть стихотворение?

- Ребята, а один листочек упал с дерева ко мне. А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения?


- Чем ещё хороша осень?

- А тут ещё загадка для вас:

 И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

 В шапках молодцы стоят.

- Ребята, кто знает отгадку?

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке?

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке, и чему будем учиться на  уроке чтения?

Работа в парах.


Ответы: глядит, следит, висят, летят.




Проверка задания.


Чтение стихотворения выразительно.

Рассказывают стихотворение наизусть.

О листопаде.


Созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов.








Грибы.


Речь на уроке пойдёт о грибах.


Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы.

П

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

ф

3. Открытие новых знаний.

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

- Ребята, а скажите, грибы - это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77. Откройте учебник на странице 77.

1) Первичное чтение,(с.77)

- Давайте прочитаем по цепочке текст про грибы.

- Ребята, а теперь после прочтения текста, вы можете мне ответить на вопрос: грибы - это растения или нет?

- Ребята, так что же такое грибы? Найдите ответ в тексте и зачитайте.


О каких грибах говорится в этом тексте?

- А вы знаете, как выглядит гриб трутовик? Гриб трутовик – это многолетний древесной паразит. Молодые плоды считаются съедобными. Они применяются как полезная добавка в кулинарных рецептах, и в лечении народной медициной. Ребята, а еще на булке хлеба может быть плесень - это тоже гриб.

– Ребята, а кто является автором этого текста?

– Кто знает, что такое энциклопедия?  Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».


- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются
УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях.

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

ФИЗМИНУТКА. 

б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

- Кто из вас любит собирать грибы? Поднимите руки. А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы? А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым, отправившимся в лес за  грибами.

- Вам знакомо имя этого автора? Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства

- Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  « хитрыми »?

- Послушайте аудиозапись стихотворения. Слушая, следите за читателем в учебнике.

- Ребята, а почему автор назвал стихотворение «хитрые грибы»?

- А вот теперь давайте прочитаем стихотворение. Читаем стихотворение по строфам.

- Сколько строф в стихотворении?

- Начинаем читать первую строфу.

- С чем автор собрался в лес по грибы?

- Ребята, а вы знаете, что такое «лукошко»? Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев.

- Как вы думаете, на что автор надеялся, когда пришел в лес?

- Начинаем читать 2 строфу стихотворения.

- Ребята, прочитайте, как автор искал грибы?

- Ребята, найдите предложение с восклицательным знаком. С какой интонацией нужно прочитать это предложение? Прочитайте предложение с интонацией удивления. (2-3 чел)

- А предложение с вопросительным знаком, с какой интонацией нужно прочитать? Прочитайте это предложение. (2-3 чел)


- Найдите 3 строфу стихотворения. Под какими деревьями автор искал грибы?


-  Как автор считает, почему он не нашел грибы?

- Ребята, а на самом ли деле грибы испугались?

- Ребята, прочитайте стихотворение еще раз про себя, обратите внимание на знаки препинания в предложениях. Кто может выразительно прочитать вслух? (2-3 чел)

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Найдите подтверждение в тексте.

- Ребята, а какие строки из стихотворения у вас вызвало улыбку на лице? Зачитайте.

- Вот мы с вами прочитали тексты про грибы. Сравните тексты «Хитрые грибы» и «Грибы». Какой из них написал ученый, а какой - поэт?

Работа в учебнике.

Ответы детей.

Работа с текстом.



Чтение текста по цепочке.

Грибы – это не растения и не животные.


Это особое царство природы, которое так и называется грибы.

В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.

Нет.




Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.

Ответы детей.



Ответы детей.






Ответы детей.

Хитрые  грибы.

Мнение детей.


Слушание аудиозаписи.


Т.к. грибы все спрятались и их не могли найти.

Чтение стихотворения.

3 строфы.
Чтение стихотворения по строфам

С корзинкой собрался.


Ответы детей.

Надеялся на богатый урожай.


Заглядывал под кочки и под березовые пни.

С интонацией удивления. Чтение предложения с интонацией.

С вопросительной интонацией. Чтение предложения.

Под осиной, под елью.

Чтоб грибы спрятались и испугались из-за большой корзины.
Нет.

Чтение стихотворения выразительно.



Ответы детей.

«Хитрые грибы» - это стихотворение, а «Грибы» - научный текст.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

И

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

4. Применение новых знаний.

- Сейчас я вам загадаю загадки про грибы, а вы должный угадать название грибов.

1. Молодые ребята
Всё рядком да рядком
Вокруг стола сели
Да шляпы надели.

2. Под осиною ребятки
Бегают – играют в прятки,
Где один покажется
Там и другой окажется.

3. Бежала лисица
К речке напиться,
Где махнула хвостом -
Там вырос гриб под кустом: лисичкина сестренка, в оранжевой юбчонке.

4. В белом парике

Да белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной,
Красивой да опасной.
Кто с собой его возьмет -
Тот и горюшка хлебнет.

5. Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке,
Скользкие да гладкие.

6.  Грозный стройный пан,
Владыка всем грибам,
Ему не знакома грусть,
Его зовут …..

7. В белой шляпке
Красивая дама.
Смотрит свысока -
Ручки в бока,
Богата и важна,
Да никому не нужна.

- На какие группы можно разделить грибы?

- Распределите наши грибы на 2 группы.

- У вас у каждого есть альбомный лист и цветные карандаши (фломастеры). Ваша задача, нарисовать как вы представляете себе «хитрых грибов».

Отгадывают загадки.

Опята.

Подосиновики.

Лисички.

Мухомор.

Маслята.

Груздь.

Поганка.

Съедобные и несъедобные.

Распределение грибов по группам.

Рисование грибов.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С каким стихотворением мы познакомились? Чье интересным показался вам стихотворение?

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

Подведение итогов.

Ответы детей.

Со стихотворение «Хитрые грибы». Ответы детей.

Ответы детей.

Запись домашнего задания.

И

Ф

И

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г — групповая, П — работа в паре, Ф — фронтальная).

Учитель: ____________

Методист: ___________

Отметка:____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жёлтое солнце на землю … Жёлтый подсолнух за солнцем … Жёлтые груши на ветках …. Жёлтые листья с деревьев … Слова для справок: летят, глядит , висят, следит . глядит . следит . висят. летят.

Слайд 2

И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят . Ответ: грибы .

Слайд 5

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...