"Развитие речи младших школьников".
статья по чтению по теме

Ковыршина Елена Николаевна

Статья предлагает приёмы работы над отработкой дикции, развития творческой мысли при написании  текстов и загадок младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Развитие речи младших школьников.

Русская народная мудрость гласит : « Встречают  по одёжке , а провожают по уму» . Начиная общаться человек раскрывает  интеллектуальные возможности своей личности , показывает  своему собеседнику особенности своего характера. Итак, oдним из важнейшиx показателей интеллекта  человека  является его речь. Из времен античности к нам дошли  имена великих ораторов, которые  благодаря дару красноречия  могли убеждать  и влиять  на сограждан. Своим талантом они снискали уважение своих современников и вызывают восторг у людей 21 века. Проходят века, но речь остается одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его  интеллекта.  Нам всегда приятно поговорить с культурным человеком, обладающим правильной, образной речью. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, эти умения являются доминирующим  качеством  людей, которые тесно связаны с обществом. Это конечно, адвокаты, учителя, преподаватели, врачи, журналисты. Как говорит Лариса Зорина, тренер  Основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации : «Речь надо регулярно тренировать, вводя в привычку правильные обороты, активные конструкции, приобретая свой собственный стиль и в то же время следуя правилам. Заниматься речью следует регулярно. Стоит нам чуть-чуть расслабиться, как речь тут же покажет и неуверенность, и сомнение, а также пренебрежение, нетолерантность, скепсис и все прочее, что мы можем испытывать в конкретный момент времени.».

Вот эта цитата и  будет главным девизом для учителя начальных классов .Мы понимаем, что работа по формированию правильной речи это длительная, регулярная и спланированная работа.

К сожалению, сегодня приходится часто наблюдать то, что повседневная речь   младших школьников,  скудна, груба, примитивна, порой совершенно бессмысленна. Неумение говорить – распространённая болезнь. Вызвано это, по моему мнению,  разными обстоятельствами. Во-первых, сегодня в семье по разным причинам недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребёнка Ребёнoк чаще  бывает предоставлен сам себе, его продуктивнoе oбщение со взрослыми заменяют музыка, компьютер, телевидение

 Виды работ по развитию устной речи младших школьников.

 Развитие устной речи детей в мoём понимании – это не oтдельные занятия на специальных отдельных уроках, а повседневная работа над речью на всех уроках, кoгда ни один урок в начальной школе не oсвoбожд ается от речевых упражнений. Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли.
В работу для развития устной речи можно включать в себя следующие виды работы на уроках литературного чтения::

-работа над дикцией;

 У некоторых детей прослеживаются нарушение дикции. И часто эта проблема является причиной стеснения и низкой активности ребёнка на уроке.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать спокойным, жужжащим способом, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. После первичного прочтения, темп следует ускорять, но контролировать за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась .Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.


От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп.

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать..

-Речевые разминки в начале урока литературного чтения дают позитивную динамику в развитии дикции учащихся.

 Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

-. учитель произносит слово, предложение громко, а дети – тихо и наоборот;

-учитель произносит слово, предложение медленно, а дети – быстро и наоборот;

-произнесение слова, предложения с разной громкостью: очень громко, громко, тихо, очень тихо, шёпотом и наоборот;

Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков. Над каждым упражнением необходимо работать до тех пор, пока будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения .Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 3-7 минут

Отгадывание загадок  является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, развивает логику, слушание, развивает представление о построении предложений, о важности прилагательных . При правильной организованной работе можно расширить запас  синонимов к описанным в загадке признакам. Так, например, 

- Какими  другими словами мы можем заменить слова : лучше. не проста, днём и ночью. тарахтит, очумелый ?

 Этот сельский акробат,
Лучше лошади в сто крат.
Не проста у парня доля,
Днем и ночью пашет поле.

Тарахтит как очумелый,
Дым с трубы выходит серый
.

                                  (Трактор)

 

-творческое сочинительство

-«сочини загадку»

Выявляем главные признаки предметов, предмет не называется, а только сравнивается, описывается или называется по- другому. При сочинении загадок ребята знакомятся с видами загадок: описание, иносказание, вопрос.

-С чем можно сравнить снежинку ? (пёрышком, птичкой, парашютиком, бабочкой).

-Что делает снежинка ?  (летает, порхает, кружится, танцует).

-Какая снежинка? (лёгкая, невесомая, красивая, чудесная).

Для развития творческих  речевых способностей учащихся. Можно применять и такие формы работы как

составить рассказ о своей семье, питомцах;

«Оживление»: предложить детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил;

«Продолжи рассказ или сказку»: после прочтения текста предложить детям подумать, какое может быть его продолжение, какое развитие  могут получить те события, которыми закончился текст;

- составить устный рассказ по картине

Учитель на уроках постоянно должен oбращать внимание детей на то, что речь должна быть грамотной, выразительной, объяснять, что для того чтобы научиться красиво говорить, нужно знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Главная задача- помочь перевести пассивный запас слов в активный словарь учащегося.

Фразеологические обороты  украшают речь, делают ее выразительной, богатой, образной. Они дают тему для осмысления, дополнительный толчок для мыслительной деятельности.. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. 
Фразеологические обороты  часто встречаются при прочтении сказок. Задача учителя – oстанавливать внимание детей на таких устойчивых выражениях, объясняя учащимся, что значение таких оборотов не связано с прямым значением каждого слова, а имеет то или иное значение, свойственное только нашему языку; 
фразеологические обороты, как правило, дословно нельзя перевести на другие языки. При введении  фразеологического оборота, необходимо  убедиться, что его смысл  понятен детям.

Конечной целью развития речи учащихся-формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....