К. Г Паустовский «Кот Ворюга»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Данилова Лидия Насимовна

Тема: К. Г Паустовский «Кот Ворюга» 3класс

 

Цели урока:

1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kot_.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Л.Н.          14.04.16

Тема: К. Г Паустовский «Кот Ворюга» 3класс

Цели урока:

1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно - познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. 

Познавательные действия:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;

- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником;

- умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Сегодня мы будем читать рассказ уже известного нам автора. Встреча с этим писателем и его произведениями поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными , любящими.

Мы прочитаем рассказ, проведём диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К. Г. Паустовского.

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

- Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

- Вспомните какие произведения К.Г. Паустовского мы читали?

- Что вам известно об этом писателе?

- Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

             Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

- Какое произведение вы читали дома? (рассказ К.Г.Паустовского «Кот Ворюга»

- Сегодня на уроке мы будем более подробно работать с этим произведением.

- Понравился вам рассказ?

- Что именно понравилось?

- Объясните заглавие рассказа.

- Сравните: вор, воришка, ворюга.

- Что означает это слово? Ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) повторное чтение ( учениками), словарная работа

1) Чтение 1 части

         Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

           О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

 Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.          

Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

         Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

        Чье мнение выражает автор?( Своё)

         Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

         А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

Какие части речи использует Паустовский, для описания поступков кота ворюги?    

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е. на неживое.

Что сделал кот напоследок?

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

Почему он так называет?( спасения не было)

Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

   Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

        кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

        погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

        Прорва – у Паустовского - название реки

Физкультминутка про кота.

 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.  

2) Чтение 2 части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Правильно, молодцы!

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

 Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещий, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

  Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

Тесовая крыша – крыша из тёса  

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз -  это отверстие, ход, ведущий куда-то.

3) Чтение 3 части 

- Что произошло с котом? (попался)

- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

-  Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

 -Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?

( Рассмотреть кота)

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

  Вспомните, какой он был в 1 части?

Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался

Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя

   Этот прием называется - контраст.,т.е противопоставление.

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот?( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

4) Чтение 4 части.

     Что значит прижился?(остался жить)

     Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

     Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

     Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?                            (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

      Каковы же были действия кота? Прочтите.      

     Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)

      Прочтите, как автор описывает Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость .)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка»? (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка?(Да)            

      Что по этому поводу говорит Рувим?

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.  У нас он вызывает чувство жалости.

2 группа:

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

3 группа:

1) Найдите в тексте слова, дающие характеристику поведения кота в конце рассказа. Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1)вышел пошатываясь, фыркал, терся головой о ноги, растянулся,  захрапел, прижался, перестал воровать.

милиционер, хозяин, сторож

2) Нам кот понравился, он изменился в лучшую сторону

4) работа по содержанию

   Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

 Правильно , Молодцы!

-Читая рассказ, у нас  менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

 Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

 Но потом – сочувствие, жалость.

- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

- Подходит ли эпиграф нашего урока  к этому тексту?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

 Воровал       

                      http://150-school-6.edusite.ru/images/image037.gif

                      

            Поймали

                                 http://150-school-6.edusite.ru/images/image042.gif

                                 Накормили

                                                            http://150-school-6.edusite.ru/images/image042.gif

                                                                   

                                                  Изменился  

     Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

- Встречались ли вам в жизни подобные истории?

- Как вы поступали в таких случаях?

7. Домашнее задание.

-Подготовьте рассказ от имени кота.

- Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.

Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"...

К.Паустовский "Кот-ворюга"

Презентацию можно использовать при работе над произведением....

К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....

К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...

Знакомство с рассказом К.Паустовского "Кот Ворюга"

План-конспект урока по литературному чтению в 3классе. Базовый учебник: УМК "Планета знаний" Э.Э.Кац....

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти  его положительн...

Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"

Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....