Конспект урока литературного чтения на тему: "С. Я. Маршак "Кот и лодыри"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_i_lodyri.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по опорным словам, прививать любовь к чтению.

 Планируемые результаты:

Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения,  выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;

 коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: осваивают личностный смысл  учения, желания учиться,  развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, текст речевой разминки, презентация.

                                                           Ход урока.

1. Мотивация  учебной деятельности.

Давайте разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

                   Чтоб было всем понятно.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

 Речевая разминка.

         Белые медведи.

 У нас просторный водоем,

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прозрачна и свежа,

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.

- Кто знает автора этих строк? Вы сможете его назвать, если выполните задания кроссворда. Вставляйте пропущенные слова.

1.

М

Я

Ч

2.

С

О

Б

А

Ч

О

Н

К

У

3.

Р

Е

М

Н

Е

4.

 К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Е

Й

5.

Л

Ь

В

А

6.

С

К

О

В

О

Р

О

Д

У

1. Мой веселый, звонкий… (мяч),

  Ты куда помчался вскачь?

2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
   И маленькую …(соб
ачонку).

3. Кто стучится в дверь ко мне  
   С толстой сумкой на …(
ремне).

4. Не было в доме мышей,
   А было много… (каранда
шей)

5. Пообедал я сперва
   За решеткою у… (льв
а).

6. Вместо шапки на ходу

    Он надел …(сковороду).

3.Определение  темы, постановка цели урока.

- Совершенно верно, это Маршак. Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

- Какова же тема нашего урока?

- Какие цели поставим?

4. Работа по теме урока.

1. С. 24  Самостоятельное чтение статьи о С. Маршаке.

- Для кого писал свои стихи С. Маршак?

- Как автор называет стихи С. Маршака?

- Что это значит: стихи  – настоящие?

2. Рассказ  учителя о С. Я. Маршаке.

            Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Маршак написал очень много разных стихотворений. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям, так и взрослым. Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает вам зорче, яснее, глубже увидеть и понять окружающий мир. Все, что есть в поэзии Маршака, пришло в нее из жизни, и все это нужно вам для жизни.

           Маршак любил очень работать над своими произведениями. Он всегда был в работе,  не знал отдыха и перерыва. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков:

Маршака – детского поэта,

Маршака  – пишущего стихи,

Маршака – автора пьес для театра,

Маршака – переводчика,  который сделал понятными для русских читателей  многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака - сатирика.

              На выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Назовите, какие стихи С. Маршака вам знакомы?

( «Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».)

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Кот и лодыри».


-Кто знает, какого человека называют лодырем?
-Как по другому можно сказать о таком человеке?
-Какое из этих слов лишнее?  
Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.
- Почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – лодыри и кот)

3. Первичное восприятие. Чтение стихотворения  учителем.        

                                                

- Интересно ли было слушать произведение? Чем оно необычно? Какую часть бы ты хотел перечитать?        

4. Лексическая работа.

Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.

Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.

Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.

5. Чтение цепочкой.

6. Выборочное чтение. Осмысление прочитанного и выделение главной мысли прочитанного.

-Кто главное действующее лицо стихотворения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый, милый, воспитанный.)

- Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.

-Как вы думаете, на чьей стороне поэт?  Как он относится к мальчишкам? За что он высмеивает лодырей? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.

- Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?

 - Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста. Какая главная мысль  этого произведения?

- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.         

7.  Отработка навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения по ролям.

- Как нужно читать слова кота? А лодырей?

8.  Соотнесение пословицы с содержанием текста.

-Помогите лодырям разобраться. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?

Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям  их ошибку.

1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.

4группа. Мудрым никто не родился, а научился.  Робкого и тень страшит.

5группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.  

5. Рефлексия.

Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал….

- Я понял, что…

- Я похвалил бы себя за…

5. Итог урока.

-С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?

- Какое произведение читали?

- Чему он нас учит?

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 10  имени  А.С. Пушкина

муниципального  образования  Тимашевский  район

Открытый  урок  литературного  чтения  

Тема          С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

2  класс

Подготовила  и  провела  

учитель  начальных  классов  

МБОУ СОШ № 10

Чучелина Ирина Викторовна

2018г.