Технологическая карта по литературному чтению на тему «В. Лифшин «Тимоша».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Тема урока «В. Лифшин «Тимоша».

Класс 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «В. Лифшин «Тимоша».41.2 КБ

Предварительный просмотр:

1  класс

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Технологическая карта

Тема: «В. Лифшин «Тимоша»»

Тема

В. Лифшин «Тимоша»

Цель

Добиться того, чтобы учащиеся выразительно читали стих по тексту и наизусть.

Задачи

Образовательная: закрепить умения выдерживать паузу при чтении; формировать представление о ритме; обогащать словарный запас учеников; верно воспринимать значение многозначных слов.

Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу, через собственный пример учителя;

Развивающая: способствовать развитию восприятия, памяти и вниманию, через вопросы учителя;  развитию воображения детей; развитию самоуважения и саморазвитию, через диалог и беседу, организованную учителем.

Планируемые результаты

ЛУУД: Формирование личного – эмоционального – отношения к чтению и литературе. Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

РУУД: Формирование умений: определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

ПУУД: Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации и тексте; структурировать и ориентироваться в знаниях, полученных на предыдущих уроках.

КУУД: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Организация пространства

Ресурсы: Учебник Э.Э. Кац и др. «Литературное чтение» 1 класс, ОС «Планета знаний », тема «В. Лифшиц «Тимоша»» стр. 18-19.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель – организовать полную готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте! Меня зовут Эльмира Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок русский язык. Проверьте свою готовность к уроку - у вас на парте должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок скорей начнем.

Садятся

КУУД: уметь слушать и понимать других.

Подготовка к первичному восприятию

Цель – создания эмоционального настроя детей на восприятие стихотворения;  выявления тематики произведений автора; выявления связи его произведений с жизнью самого автора.

- Ребята, посмотрите, снова ёжик знакомит нас с новым стихотворением автора В. Лифшица.

Портрет автора

- Посмотрите на Владимира Лифшица. Какой он: добрый, мужественный, невнимательный, внимательный, злой, хмурый, хулиган, терпеливый, врун, весёлый, хулиган, храбрый, вспыльчивый, ответственный,, любящий детей?

- Владимир Лифшиц – автор многих детских стихотворений. Великая Отечественная война, в которой Владимир принимал участие, принесла много несчастий,  разрушений и горя. Переехав в Москву после войны, он видел как огорчены взрослые и, особенно, дети. Поэтому Владимир решил, чтобы дети всегда улыбались и веселились, сочинять для них интересные рассказы и стихотворения. Многие его произведения можно сыграть на сцене и почувствовать себя настоящим актёром. Владимир говорил: «Это вполне осуществимо, нужна лишь выдумка и фантазия. Вы сами должны быть и актёрами, и режиссёрами, и художниками, и гримёрами. Могу дать один-единственный совет: не гонитесь за точным воспроизведением места действия и внешнего облика персонажей. Полагайтесь не только на свою фантазию, но и на фантазию зрителей. Будут репетиции, споры, будут волнения и тревоги перед спектаклем, но всё в конце концов станет на своё место, зрители заполнят зал, прозвучит третий звонок - и представление начнётся... Ни пуха ни пера!».

- Что вы теперь можете о нём сказать? Какой он: добрый, мужественный, невнимательный, внимательный, злой, хмурый, хулиган, терпеливый, врун, весёлый, хулиган, храбрый, вспыльчивый, ответственный,, любящий детей?

- Мне хочется быстрее прочитать стихотворение, но что нужно сделать перед тем, как читать?

- Верно. Давайте прочитаем слова вместе.

- Прочитайте их самостоятельно.

- Ребята, подумайте, что означают слова: фантазировать и привязаться.

- Давайте найдём их в словаре (стр. 140-141).

- Он кажется добрым и любящим.

- …

- Нужно выполнить словарную разминку.

 Читают вместе с учителем вслух.

Читают вместе самостоятельно, используя жужжащее чтение.

- Фантазировать – придумывать, привязаться – прикрепиться или подружиться.

Ориентируются в словаре.

РУУД: Формирование умений: определять цель деятельности на уроке; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

ПУУД: Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации, тексте; структурировать и ориентироваться в знаниях, полученных на предыдущих уроках.

КУУД: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Первичное восприятие

Цель - настроить детей на эмоциональное восприятие стихотворения.

- Я уже говорила, что мы познакомимся  с новым стихотворением.

- Как оно называется?

- О чём может быть стихотворение? (Кого могут назвать Тимошей?).

- Что означают вертикальные черты?

- Как нужно читать стихотворение?

- Послушайте, я его вам прочитаю.

Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте самостоятельно.

- Прочитайте вслух.

Обращаются к стихотворению.

- «Тимоша».

- О собачке, о каком-то животном.

- Вертикальные черты – это паузы.

- Стихотворение нужно читать выразительно, соблюдая паузы.

Следят за чтением.

Читают самостоятельно, используя жужжащее чтение.

Физкультминутка

Пять маленьких китят ныряли в море.

Имитация рыб

Лежало большое бревно на песке.

Развести руки в стороны

Первый кит сказал: - Нырять здесь легко!

Имитация ныряния

Второй сказал: - Ведь здесь глубоко!

Грозят указательным пальцем

Третий сказал: - Мне хочется спать!

Руки лодочкой под ухо

Четвертый стал чуть-чуть замерзать.

Потереть кистями плечи

Пятый крикнул: - Здесь крокодил!

Руками имитируют пасть крокодила

Плывите скорее, чтоб не проглотил…

Убегают

Проверка первичного восприятия

Цель - выяснить эмоциональное отношение к произведению; выявить степень понимания происходящего в стихотворении; развивать речь детей.

- Что вы представили, когда читали стихотворение?

- Какие чувства вы испытывали?

- …

- Радость, забавность, интерес.

РУУД: Формирование умений: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

ПУУД: Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации и тексте; структурировать и ориентироваться в знаниях, полученных на предыдущих уроках.

КУУД: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Анализ произведения

 

Цель - выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и проведение глубокого анализа текста, мотивируя детей на перечитывание эмоционально-напряжённых частей, несущих смысловую нагрузку; совершенствование читательских умения; развитие логического мышления и речи детей; совершенствование навыков сознательного и беглого чтения.

- О ком же это стихотворение? Правильно ли мы предположили?

Демонстрация иллюстрации кита.

- Ребята, а вы знаете, что кит – это не рыба? Да, он живёт в воде, но это не рыба. Синий кит – является самым крупным животным на нашей планете. Дышат они воздухом, как и мы, а подводой могут продержаться 40 минут – это столько, сколько длиться наш урок. Киты – это хищники, питаются они мелкими рачками.

- А как мальчик описывает кита Тимошу? Найдите и зачитайте описание кита. Каким был кит?

- Какое значение имеет слово «привязался» в этом стихотворении?

- Что делал мальчик на спине у кита?

Демонстрация иллюстрации из сказки «Конёк-Горбунок».

- В сказке «Конёк-Горбунок» Петра Ершова на спине кита располагался целый город.

- Каким был мальчик, который рассказывал о Тимоше?

- Это стихотворение о мальчике, который завёл себе кита.

- «Кит попался мне хороший, Очень добрый и большой…»

- Привязался – подружился.

- Мальчик ловит рыбу, играет на гитаре, загорает и лежит.

- Мальчик был фантазёром, мечтателем, весёлым и добрым.

Обобщение

 

Цель - формировать навык выразительного чтения; способствовать более глубокому пониманию текста, путём жизненного опыта детей.

- Представь, что ты тоже попал на спину кита. Расскажи, что бы ты там сделал?

- Какое животное ты бы хотел завести?

- Как оно выглядит? Где живёт? Что любит делать?

Дети фантазируют и описывают своё животное.

КУУД: Развиваем умение слушать и понимать других;

Подведение итога урока;

Домашнее задание

Цель - закрепить знаний учащихся; мотивировать на самостоятельную работу дома.

- Ребята, ваше домашнее задание: выучить стихотворение «Тимоша» В. Лифшица.

- Я ещё раз вам прочитаю выразительно стихотворение, а вы попытаетесь его так же выразительно прочитать на следующий урок.

- О ком мы прочитали сегодня стихотворение? (Какой он?).

- Такой ли кит в жизни или это просто фантазия мальчика?

- Мы прочитали стихотворение о забавном ките Тимоше.

- Нет, мальчик нафантазировал кита, который в жизни себя так не ведёт.

РУУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ПУУД: Развиваем умения на основе анализа объектов делать выводы.

КУУД: Развиваем умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме.