Технологическая карта по обучению письма на тему «Закрепление правил обозначения звука [а] буквами»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Тема урока «Закрепление правил обозначения звука [а] буквами».

Класс 1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1  класс

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Технологическая карта

Тема: «Закрепление правил обозначения звука [а] буквами»

Тема

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

Цель

Добиться того, чтобы учащиеся умели дифференцировать звук [а].

Задачи

Образовательная: способствовать формированию умения правильно обозначать звук [а] буквами; познакомиться со звуками [йʼ] и [а]; научить соотносить печатные и рукописные гласные буквы; создать условия для развития фонетического слуха и культуры произношения.

Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу, через собственный пример учителя.

Развивающая: способствовать развитию восприятия, памяти и вниманию, через задания в учебнике и рабочей тетради;  развитию самоуважения и саморазвитию, через диалог и беседу, организованную учителем.

Планируемые результаты

ЛУУД: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; проявляют старание в освоении новых учебных действий; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ.

РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

ПУУД: Написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов; осуществление анализа поэлементного состава букв А и Я; моделирование звуковой схемы.

КУУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действии, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель – организовать полную готовность учащихся к уроку.

- Я проведу у вас урок обучения письму. Проверьте свою готовность к уроку - у вас на парте должены лежать пропись, дневник и пенал.

- Эту букву, как тебя,

Называют буквой «я».

«Я» кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

Садятся

РУУД: Планировать своё действие.

КУУД: Уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Появление героя. Подготовка руки к письму.

Цель – организовать готовность учащихся к письму.

Звучит мелодия Незнайки.

На доске: иллюстрация Незнайки.

- Винни-Пух – гость прошлого урока, вернувшись в свою страну, рассказал о смышленых первоклашках, и все жители захотели посетить ваши уроки. Всех шустрее оказался Незнайка.

Наша утка – крякалка,

А Незнайка – яколка:

«Я сумею, я смогу,

Я быстрее прибегу!

Своего не упущу

И ребят я удивлю».

- Вот такой Незнайка. Но как бы громко он не якал, он всё-таки многого не знает. Например, он не знает как писать букву Я.

- Ребята, а вы знает?

- А что вы делаете перед тем, как начать писать буквы?

- Верно. Давайте же сделаем пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальчики.

Будем листья собирать.

Сжать и разжать кулачки

Листья березы,

Загибать пальчики.

Листья рябины,

Листики тополя, 

Листья осины, 

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

«Идти» по столу.

- Давайте покажем Незнайке, как нужно писать Я. Возьмите ручки в руку и попробуйте написать букву в воздухе. Ещё раз.

- Теперь откройте пропись на странице 38-ой и пропишите верхнюю строчку. Обратите внимание – сначала пишем заглавную букву Я, а с середины строки начинаем писать строчную Я.

- Да.

- Готовим руку к письму с помощью зарядки.

Прописывают букву в воздухе.

Прописывают букву в прописях.

ЛУУД: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; проявляют старание в освоении новых учебных действий.

РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

ПУУД: Написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания.

Постановка темы урока.

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.

- Незнайка очень удивлён. Почему в двух словах под картинками не написаны буквы. Какая же буква пропущена?

- Что означают две фишки: зелёная и красная? Какие звуки означают эти фишки?

- Напишите пропущенную букву. Какие слова у вас получились? Прочитайте.

- Пропущена буква Я.

- Зелёная фишка – означает мягкий согласный звук [йʼ], а красная – гласный звук [а].

- Получились слова: Якорь и маяк.

ЛУУД: Проявляют старание в освоении новых учебных действий; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ.

Совместное открытие знаний.

Цель - способствовать максимальному использованию действий для достижения знаний.

- Пока мы выполняли задание, Незнайка напроказничал.

- Посмотрите на шарики, он вписал лишние буквы и элементы. Рассмотрите жёлтый шар. Почему зачёркнута одна буква?

- Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему?

- Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему?

- Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему?

Зрительная гимнастика.

- Наши глазки устали, поэтому сейчас мы будем отдыхать.

- Следите за моей рукой. Что я нарисовала в воздухе? (Круг, квадрат, треугольник).

- Представьте, что вы Буратины. Закройте глазки и «посмотрите» на кончик своего носа. Я буду считать от 1 до 8, а вы должны представить, что ваш носик растёт и следить за ними глазами. Теперь я считаю от 8 до 1, а вы «следите» как ваш носик уменьшается.

- Ну вот. Буковки так испугались шалуна Незнайки, что потеряли свои элементы. Ребята, теперь мы должны собрать буквы, а то так и останутся одни палочки да крючочки.

- Первый вариант будет искать элементы буквы А – на первой строчки, второй вариант – элементы буквы Я – вторая строчка.

- Первый вариант, возьмите красный карандаш и подчеркните только те элементы, из которых состоит буква А.

- Второй вариант, возьмите розовый карандаш и подчеркните только те элементы, из которых состоит буква Я.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

- Потому что буква Я здесь лишняя, т.к. все остальные буквы – это А.

- Элемент Л, т.к. это элемент буквы А.

- Элемент 9, т.к. это не элемент буквы Я.

- Букву Я, т.к. она печатная.

Выполняют задание самостоятельно с дальнейшей проверкой.

ЛУУД: Осуществляют самоконтроль при проведении графических работ.

РУУД: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

ПУУД: Осуществление анализа поэлементного состава слова Аи Я; моделирование звуковой схемы.

КУУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действии, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняем движения по стихотворению.

Самостоятельное письмо букв и элементов.

Цель – организовать самостоятельное письмо букв и элементов.

- Букву Я мы вспомнили как писать, а вот букву А нам Незнайка помешал вспомнить.

- Давайте же не будем букву А обижать и её тоже попишем. Покажите мне в воздухе как писать букву А.

- Но если маленькая и большая буквы Я очень похоже, то большая А и маленькая – отличаются. Пропишите в воздухе и строчную А.

- Теперь пропишите буквы А и Я на стр. 39-ой в прописях.

Прописывают букву в воздухе.

Прописывают букву в прописях.

ПУУД: Написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания.

Самостоятельное применение знаний.

Цель – способствовать применению учениками полученных знаний самостоятельно и осознано.

На доске написаны печатные буквы.

- А что за удивительные буквы написал Незнайка на доске?

- Сможете ли вы преобразить их в письменные буквы? Выполните задание в прописях.

- Это печатные буквы.

- Сможем.

Выполняют задание.

ЛУУД: Осуществляют самоконтроль при проведении графических работ.

РУУД: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Итог урока. Рефлексия.

Цель – создать условия для полного осознания своих действий на уроке и формированию, на основе этого, самооценке учеников.

- Все молодцы. Устал Незнайка учиться, ушёл, но оставил нам загадку. Давайте её отгадаем.

- Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

- А знаете ли вы, что слово «имя» - очень древнее? Имена – слова особые. В древности люди давали друг другу имена, которые что-то значили.

Например, индейцы Америки могли назвать ребёнка Хома-Хомани – «утреннее облачко», Ун-Уис – «совёнок». У древних греков встречались имена Пётр – «камень», Хризис – «золото».

- А вы знаете, что означает ваше имя?

- Нет? Дома обязательно попросите родителей помочь вам в расследовании под кодовым названием «Что моё имя означает?», а потом вы расскажите своим одноклассникам, что оно значит.

- А пока мы должны отгадать, как зовут ребят, которые изображены у нас в прописи. Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Запишите имена самостоятельно.

- Проверяем. Что же вам помогло узнать имена детей? Это имена полные или краткие?

- Сегодня на уроках у вас в гостях побывал Винни и Незнайка.

- Что нового вы узнали: с какой особенностью буквы Я вы познакомились?

- Верно. Вы сегодня хорошо потрудились. В благодарность Винни и Незнайка подготовили вам последнее задание, с которым, они уверены, вы быстро справитесь. Они предлагают вам раскрасить бочонок с мёдом. Послушайте, как это нужно сделать. Если вы хорошо запомнили особенность буквы Я, то раскрасьте бочонок зелёным карандашом, если вы неуверенны, что помните особенности буквы Я, то раскрасьте бочонок жёлтым цветом, а если вы ничего не помните об особенностях буквы Я, то – красным цветом.

- Имя.

- Нет.

- Выполнить задание нам помогли фишки и письменные буквы.

- Буква Я в начале слова означает два звука.

ЛУУД: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: Сравнение звукового состава слов; моделирование звуковой схемы.

КУУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действии, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.