Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Карпова Марина Александровна

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская

народная бытовая сказка.

 

 

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;

  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

 

Планируемые результаты:

 Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.


 

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.

  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.

  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.


 


 

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3)Аудиозапись для физ.минутки.


 


 

Представлен урок изучения нового материала. В ходе урока использована презентация.

Слайдовая презентация позволяет учащимся решать задачи практического характера.

На уроке использованы инновационные технологии : создание проблемной ситуации, технология развития критического мышления, технология педагогической поддержки, здоровье сберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klasse.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

  Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

   Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.

     Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

    Планируемые результаты:

 Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3)Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

 «Каша из топора» - русская народная бытовая  сказка.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

А)Догадка и смекалка не хуже разума.        

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II.Речевая разминка.

- Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

- Вспомним, как работаем со скороговоркой.

- Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

- Самое главное, правильно произносить все слова.

- Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III.Актуализация знаний.

Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV.Самоопределение к деятельности.

Учитель:

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы  знаем?

Ученик:

- Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

- О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

- В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

- Каша из топора.

Учитель:

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

- Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V.Изучение нового.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат?

- Что он сначала попросил у старухи?

- А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке?

- Каким – солдат?

- Почему он так поступил?

VI.Физ.минутка.

- Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII.Закрепление материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

- Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

- А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

- Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

- Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

- Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

- Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

- Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

- Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

- С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

- Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

  • Смекалистый
  • Рассеянный
  • Находчивый
  • Добрый
  • Смелый

Ученик:

- Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

  • Добрая
  • Жадная
  • Весёлая
  • Умная

Ученик:

- Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII.Итог урока.

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

- Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

- Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

- Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

- Прав ли солдат?

Ученик:

- Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

- Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

Учитель:

- Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).

IX.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Выберите высказывание:

  • Могу оценить свою работу на отлично.

Я активно участвовал в процессе урока. Оказывал помощь участника учебного процесса. Могу выступать консультантом по данной теме.

  • Могу оценить свою работу на хорошо.

Не достаточно  активно участвовал в процессе урока. На некоторых этапах урока мне требовалась помощь. Могу выступать помощником консультанта по данной теме.

  • Могу оценить свою работу на удовлетворительно. Принимал участие в процессе урока, но не активно. Мне необходима помощь консультантов для раскрытия творческого потенциала.

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме  «Каша из топора» - русская народная бытовая  сказка. 

         

   Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.

     Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

   

           Планируемые результаты:

           Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

         Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

       Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3)Аудиозапись для физ.минутки.

                   Представлен  урок  изучения нового  материала. В ходе урока  использована презентация.

Слайдовая презентация позволяет учащимся  решать задачи практического характера.

На уроке использованы инновационные технологии : создание проблемной ситуации, технология развития критического мышления, технология педагогической поддержки, здоровье сберегающие технологии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.

Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...